Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организаторская деятельность и организаторские способности менеджера



В работе руководителя много привлекательных сторон: она представляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру часто приходится решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Сегодня фирмы возросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. У руководителей добавилось много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом и т.д. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава фирмы становился менеджером-организатором.

Выполняя эту обязанность, современный руководитель выступает в нескольких качествах, как:

–управляющий, облеченный властью, руководящий большим количеством людей;

– лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет и высокий профессионализм;

– дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями;

– воспитатель, способный создать коллектив и направить его в нужное русло;

– новатор, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное рационализаторское предложение; - просто человек, обладающий знаниями, способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью, способный быть образцом для окружающих.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций:

распределяет задания и инструктирует подчиненных; контролирует их; проверяет и оценивает результаты работы; знакомится с новинками техники и технологии; проводит собрания и осуществляет представительские функции; отвечает на звонки и принимает посетителей; проводит переговоры; повышает квалификацию. Все эти работы характеризуются разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления. широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, а также быстрой сменой событий, людей и действий.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основные роли, в зависимости от его ранга.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть менеджер высшего звена фирмы:

- номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее имидж и представительство во внешнем мире;

- фактический лидер, вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы;

- коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, который принимает, передает, обрабатывает информацию различного рода. Эту роль может играть менеджер среднего звена фирмы:

- контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями;

- распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играют менеджеры низшего звена: мастера-предприниматели, которые находятся ближе к непосредственным исполнителям, ищут новые пути достижения целей и берут на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями. В отличие от вышестоящих категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?».

Руководитель, воспитанный в условиях рыночной экономики, должен быть активным. Он не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе, обладает четкими жизненными установками, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться.

У активного руководителя есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных.

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновляя их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

Люди следуют за лидером, прежде всего, потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, определить последствия своих действий, стремлении к само- совершенствованию, способности вселять уверенность в подчиненных.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромиссы.

Следует отметить к тому же, что для успешной организаторской деятельности нужны и способности человека. Способности как характеристика личности руководителя имеют связь с руководством и эффективностью. Организаторские способности руководителя наиболее под­робно изучены Л.И. Уманским и составляют основу для приме­нения в практике. К ним относятся:

1) организаторское чутье, под которым понимают психоло­гическую избирательность, способность быстро и глубоко вни­кать в психологию подчиненных; психологический ум, включа­ющий умение найти для каждого подчиненного свое место в соответствии с его особенностями, заинтересовать его; психо­логический такт, выражающийся в способности находить под­ход к подчиненным, выбирать верный способ отношений с ними;

2)эмоционально-волевая сфера личности руководителя, представляющая способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу, требовательностью к себе и другим, проявлением критичности и самокритичности. Как мы видим, данная подструктура совсем не включает волевые качества ру­ководителя, без которых невозможна управленческая деятель­ность.

3)склонность к организаторской деятельности руководите­ля, которая представлена наличием у него знаний, умений и навыков организаторской деятельности.

Другие ученые рассматривают и выделяют следующие организаторские способности.

Адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и со­держании собственной деятельности; готовность к обоснованному ри­ску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномо­чий; самообладание, предприимчивость.

Контактность — общительность-экстравертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, по­нимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуа­цию глазами собеседника.

Стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защи­щенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мыш­ления при принятии коллективных решений.

Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.

Кроме того, надо учитывать, что современные условия предъявляют качественно новые требования к организаторской деятельности менеджеров. Что нужно сделать. Как распределить работу. Кого поставить ответственным исполнителем. Какие дать указания в деятельности реализации предложения или идеи. Менеджерам следует учитывать, что структура личности, способной к организаторской деятельности, складывается из трех компонентов: общих способностей, специфических свойств и индивидуальных различий, позволяющих очертить типы организаторов.

Для достижения успеха в работе ру­ководитель, особенно высокого уровня, должен обладать дос­таточно высоким интеллектом, хотя и не чрезмерным. Помимо интеллекта, выде­лены специальные умения, знания, компетентность, информи­рованность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.