Требования к профессиональным знаниям и умениям менеджера
28. Влияние на удовлетворение потребностей как основа власти. Структура потребностей по Маслоу
29. Власть и влияние в организации
30. Формальное и неформально лидерство
31. Стиль менеджмента: условия и факторы формирования и развития.
32. Менеджеры и классификационные требования к ним в различных системах управления. Компоненты профессионализма менеджера
33. Сущность и классификация инноваций
34. Функции инновации
35. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели.
36. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера
37. Управленческая информ
38. Функции организационной культуры
39. Понятие и элементы организационной культуры
Тема Лидерство и стили руководства
Лидерство и социально-психологическое содержание руководства.
Факторы формирования и динамика развития стилей руководства.
Лидерство и социально-психологическое содержание руководства.
Лидерство - это проявление власти, способность влиять на поведение других людей. Для руководителя важно быть полноценным лидером. В менеджменте существует не только власть руководителя над подчиненными, не менее явна и власть подчиненных над руководителем – она не имеет формально –административного основания( если не считать прав трудового коллектива и профсоюзов, а также гражданских прав личности). На практике лидерство заключается в способности выстраивать баланс власти руководителя и подчиненных. Эффективное лидерство-обусловленно добровольным признанием подчиненными авторитета руководителя. Власть, обеспечивающая лидерство, может иметь различную природу: - власть основывающая на принуждении, т.е. на силе и страхе перед этой силой. Лидерство при этом нуждается в постоянном подтверждении силы и тотальном контроле; - власть основанная на вознаграждении , на возможности лидера распределять денежные и прочие блага( пребывание лидера в руководящей должности); - власть, в основе которой лежит авторитет руководителя как эксперта, наиболее квалифицированного специалиста. Власть и лидерство основанные на личных качествах руководителя, его способности быть эталоном, примером для подчиненных в моральном плане, носителем определенной харизмы, коренящейся также в психосоматических особенностях личности( внешняя привлекательность, эмоциальная заразительность). Формальное и неформальное лидерство в фирме могут не совпадать, важно выстроить баланс власти. В коллективе могут быть лидеры по отдельным направлениям деятельности и жизни организации.
Реализация лидерства(властного влияния)может быть основана на принуждении(силой закона и распределение полномочий), на убеждении(разъяснение) и на участие (сопричастности, личном примере). Руководство как лидерство – многогранная деятельность в ней прослеживаются две направленности: 1) ориентация на конкретные задачи( побуждение, организация, инструктаж, обеспечение принятия «правильных» решений, обеспечение ресурсами).
2) ориентация на сохранение и развитие коллектива, на конкретные лица, доверие,поощрение( достижение личных целей сотрудников, самореализация, личных пример, искренность в отношениях). Руководитель обязан не только обеспечивать достижение намеченных целей, проверять результаты работы, но и улучшать условия труда, способствовать реализации талантов и способностей сотрудников. В случае неудачи он должен нести свою долю ответственности. Его задача – проявление справедливости по отношению к сотрудникам в случае их просчетов и неудач, учет индивидуальных особенностей каждого работника, помочь каждому из них ощутить результаты его труда, оценку его вклада в общее дело. Руководить означает не только приказывать, но и опекать, направлять, мотивировать, воспитывать. Опытный руководитель знает, что каждая его минута, уделенная сотрудникам- выгодное вложение времени. Таким образом, руководитель, лидер своего коллектива, выполняетпо отношению к персоналу целый комплекс функций социально- психологического характера.1.административная функция координации индивидуальных действий по выполнению заданий. 2. Дисциплинарная функция контроля, поощрения и наказания.3.стратегическая функция выбора целей, перспектив,
путей и методов работы.4.экспертнаяфункция как компетентный специалист. 5.представительскаяфункция – представляет коллектив в вышестоящих инстанциях и обществе, а также вышестоящих инстанций и социальной среды в своем коллективе. 6. воспитательнаяфункция – все действия руководителя сказываются на формировании и развитии личности его подчиненных. 6.психотерапевтическую функцию – разрешая конфликты подчиненных, помогая им выходить из стрессовых ситуаций. Подчиненные ценят чувство юмора руководителя, способность разрядить тяжелую ситуацию улыбкой.
Под воздействием многих факторов на фирме складывается определенный стиль руководства – свой специфический способ, манера отношений руководства и подчиненных.Он может складываться стихийно, но и может сознательно выстраиваться. Макгрегор выделяет два стиля руководства : стиль Х и стиль Y. Особенности каждого из них определяются исходной установкой в отношениях руководителя к подчиненным. Если он видит в них безответственных бездельников, стремящихся при первой же возможности отлынивать от работы, то он является представителем стиля « Х». Такой руководитель будет акцентировать внимание на контроле за процессом деятельности подчиненных, на беспрекословном исполнении принимаемых им единолично решений, на жестком стимулировании персонала. Если же руководитель видит в подчиненных партнеров, стремящихся к профессиональной, деловой и личностной самореализации, он будет представителем стиля «Y» и видит задачу в поиске формировании общности интересов персонала, в создании оптимальных условий формирования и развития позитивной мотивации к совместной деятельности, развития инициативы. Такое различие стилей руководства, раскрывает роль нравственной позиции менеджера, что сказывается на технологии руководства.
Типология видов стилей руководства: 1) авторитарный– единолично принимаемые решения и жесткий контроль;
2) демократический – коллегиально вырабатываемые решения, контроль преимущественно за результатами работы;
3)либерально –попустительский – « отпущенные вожжи» со стороны руководства, фактически пускающего дело на самотек.
В авторитарном стиле выделяют – деспотический( отношение к персоналу как к деталям механизиа, приказ, иерархия, тотальный контроль, мотивация - страх; - бюрократический ( отношение к персоналу как к безличным должностям, основа власти –аппарат, письменное указание, проверки, мотивация - продвижение); - патриархальный ( отношение к персоналу как к «детям неразумным», основа власти – аппарат, разъяснение, источники информации – доброжелательно сверху, контроль – змоциональное отношение, мотивация – зависимость). В чистом виде стили руководства практически не встречаются.