Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Казахстана в новое время



 

История Казахстана XX столетия по насыщенности событийным материалом, а главное по брутальности идеологического насилия и попыткам освободиться от него, представляет собой один из основных разделов отечественного летописания. В историческом плане - это, прежде всего, описание невиданного по долговременности эксперимента над человеческим
естеством, а также оптимальной казахстанской модели выхода из этого состояния на уровень национально-государственного суверенитета. С другой стороны, отечественная историография (советского времени), строго детерминированная в советско-марксистских схемах, не в состоянии дать адекватной мировоззренческой картины в соответствии с уровнем развития науки, поскольку она сама по себе являлась особым научно-политическим
феноменом, вписанным в систему тоталитарного государства и приспособленным к обслуживанию его идейно-политических потребностей. В первую очередь, это касается методологических подходов в толковании этапов советизации и модернизации на фоне возникших за последние десятилетия историософских направлений («информационного» (А.Тоффлер), «технотронного» (З.Бжезинский), «научно-рационалистического» (Ю.Хабермас), «технико-информационного» (Дж.Мартин, Т.Сувер), «цивилизационно конфликтного» (С.Хантингтон) и т. д.).

Магистральными линиями в подготовке учебного материала по истории Казахстана в XX веке могли бы послужить следующие последовательные этапы развития республики:

1. Национальная политика большевизма.

2. Казахская национальная идея и рост национального самосознания в
условиях тоталитаризма.

Процессы деэтнизации в условиях социализма.

Попытки создания советской цивилизации. Распад СССР: новые альтернативы. В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарного опыта. В этом отношении как для России и других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своем развитии пойдет по пути реальной демократии.

Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки выступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения на ее месте
малых государств с идентичной предопределенностью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации полиэтнического социума, страна сумела бескровно и почти без всплесков гражданского неповиновения пройти труднопреодолимый путь признания
государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот короткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство, лишний раз свидетельствует о том, что, c одной стороны, происходит осмысление истории как единого всемирного процесса, а с другой - все более подчеркивается локальность всякого исторического знания.

К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания казахстанской модели развития в период независимости реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие:

- унитарный характер государственного строительства как гаранта целостности страны;

- формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения;

- модернизация народнохозяйственного и социокультурного комплексов;

- обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благоприятствования;

- становление Казахстана как реально действующего фактора на международной арене.

Не секрет, что по данным направлениям, равно как и по другим аспектам новейшей истории отечества ведется ожесточенная борьба мировоззрений не только среди радетелей и недоброжелателей, но и между настоящими патриотами страны. Во многом это обусловлено фрагментированным историческим знанием о недавнем прошлом. Поэтому задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. При этом необходимо выявление структурных моментов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать ее упорядоченность и, соответственно, изобразить ее как нечто понятное и рациональное.

В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма.

В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно-временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шелкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походов, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировых гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между восточной и западной цивилизациями. Роль историков в данном случае - найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставить себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме, в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности. Обуславливается это тем, что в глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ В «ИСТОРИЮ КАЗАХСТАНА»

Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». Современное понимание учебной дисциплины «История Казахстана». История, личность, государство. История и цивилизация. Функции и принципы Отечественной истории. История Казахстана в контексте всемирной истории. Приоритеты национальной истории. «Концепция становления исторического сознания в РК»(1995 г.).

Периодизация истории Казахстана. Основные методы изучения истории Казахстана. Новые концептуальные подходы в изучении истории Отечества.

Источники и литература по дисциплине «История Казахстана». Особенности изучения Отечественной истории. Актуализация проблем национальной истории Казахстана на современном этапе.

 

БЛОК 1. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ

Древнейшая история Казахстана

Палеолит (древнекаменный век)

Происхождение человека (антропогенез). Основные антропологические находки на территории Африки и Азии. Природные условия Казахстана и среда обитания древних гоминид. Археологическая периодизация и хронология каменного века. История изучения палеолита Казахстана. Работы Каратауского отряда в Южном Казахстане под руководством Х.А. Алпысбаева. Открытие памятников нижнего палеолита. Значение работ А.Г.Медоева в Западном Казахстане и в Северном Прибалхашье. Исследования в Центральном Казахстане М.Н.Клапчука и В.СВолошина. Результаты работ палеолитического отряда Шульбинской археологической экспедиции и экспедиции по изучению памятников каменного века Казахстана под руководством Ж.К.Таймагамбетова.

Новейшие открытия памятников палеолита совместной Казахско-Российской комплексной археологической экспедиции в Казахстане (1992-2002 гг.). Стратифицированные памятники Кошкурган, Шоктас и др.

Мезолит (среднекаменный век)

Переход от плейстоцена к голоцену. Отступление ледников. Мезолитические памятники Южного Казахстана. Характеристика материальной культуры. Подтверждение археологическими источниками изменения хозяйства под влиянием природных условий и орудий труда. Появление лука со стрелами в быту. Каменные орудия труда: микролиты и макролиты. Памятники побережья рек Тобол, Нура, Иртыш. Различия в орудиях труда. Историческое место мезолита.

Неолит (новокаменный век)

Общая характеристика неолита. "Неолитическая революция". Переход от присваивающих к производящим формам хозяйства. Зарождение животноводства и земледелия. Неолитические стоянки Казахстана. Пещерная стоянка Караунгур. Технология обработки камня и изготовления керамики.

Кельтеминарская культура на территории Западного Казахстана. Атбасарская культура Центрального Казахстана. Маханджарская культура Тургайской ложбины.

Многообразие неолитического искусства: орнаменты глиняной посуды, наскальные рисунки и др. Развитие матриархально-родового общества.

Энеолит (медно-каменный век)

Появление медных орудий, существовавших наряду с каменными орудиями труда. Распространение мотыжного земледелия и пастушеского скотоводства. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. Ботайская культура. Материальная культура. Характер поселений и жилищ. Хозяйство. Погребальный обряд. Энеолитические" памятники Мангыстау. Способы изготовления глиняной посуды. Взаимодействие культур с культурами сопредельных территорий.

Древность на территории Казахстана

Эпоха бронзы (XVIII-IX вв. до н.э.)

Общая характеристика и периодизация эпохи бронзы. Развитие скотоводства: пастушеское скотоводство, отгонно-пастбищное скотоводство, переход к кочевому скотоводству. Патриархат. Имущественное неравенство, появление отдельной семьи. Развитие этических общностей.

Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культура на территории Казахстана. Домашние промыслы, жилищное хозяйство, религия и искусство. Археологические памятники (поселения, могильники, рудники, петроглифы): Тасты-Булак, Атасу, Таутары, Тамгалы-тас и др. Типология артефактов. Территория распространения памятников. Керамика. Высокий уровень бронзолитейного производства. Выделение специалистов-ремесленников. Появление гончарного круга. Обряд погребения. Протогорода Ботай, Токсамбай.

Ранние государственные образования

Саки. Эпоха раннего железа. Повсеместный переход к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии и скифо-сакская общность. Саки и савроматы на территории Казахстана. История казахской государственности и сакское государственное образование. Сакская письменность - важный атрибут государственности. Развитое искусство, мифология и религия. Высокий уровень военной организации. Земледелие, ремесло, торговля. Селения и городища. Связи с Ассирией, Мидией, Парфией, Ираном.

Усуни и кангюи. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савраматов - сарматы. Государство усуней в Жетысу, государство кангюев на Сырдарье. Военная система. Родоплеменная структура - основа военной и государственной организации. Политические и этнокультурные связи усуней и кангюев с Китаем, гуннами, государствами Средней Азии.

Гунны. Первая кочевая империя в Центральной Азии (ІІІ в. до н.э. -1 в. н.э.). Миграция гунских племен на запад. Создание гуннами в Восточном и Центральном Казахстане государства Юебань (ІІ-V вв. н.э.). Правящая династия. Иерархия родов и племен. Сакральная власть правителя. Десятичная система военной организации. Скотоводство, земледелие, ремесло. Письменность и города. Поклонение Тенгри.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.