Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура и объем работы



КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методические указания для студентов Сургутского медицинского колледжа

Для всех специальностей

 

 

Сургут

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский медицинский колледж»

 

КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методические указания для студентов Сургутского медицинского колледжа

Для всех специальностей

 

 

Сургут

Рецензент:

Марданова Людмила Геннадьевна, доктор биологических наук, профессор Пермского государственного университета

 

Курсовая и выпускная квалификационная работа: Методические указания для студентов. Для всех специальностей студентов Сургутского медицинского колледжа / Сост. Н.С. Ракшина, С.В. Подшивалова – Сургут, 2012. – 68 с.

 

 

В основу настоящего пособия легли требования к выполнению курсовых и дипломных работ. Цель методических указаний - оказание помощи студентам и преподавателям в решении большинства вопросов, касающихся выбора темы, выполнения и оформления выпускных квалификационных (дипломных) и курсовых работ.

 

 

Ó Сургутский медицинский колледж, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие……………………………………………………….. 5

Глава I. Общие положения……………………………………. …8

1.1. Выбор темы работы……… …………………….... ..11

1.2. Структура и объем работы ……………………… ...13

1.3. Руководители и консультанты работ……………. ..13

Глава II. Этапы выполнения и содержание работы……….... 15

2.1. Последовательность выполнения работы………....15

2.2. Введение…………………………………………….. 17

2.3. Теоретическое обоснование исследования (обзор литературы)…………………………………………………………21

2.4. Методы исследования………...…………………….22

2.5. Результаты исследования и их обсуждение……….28

2.6. Заключение…………………………………………..29

2.7. Аннотация к выпускной квалификационнойработе……………………30

Глава III. Правила оформления работы……………………….31

3.1. Оформление титульного листа…………………....32

3.2. Требования к содержанию………………………….32

3.3. Нумерация страниц, деление текста на главы и разделы……………………………………………………………...33

3.4. Цитаты и ссылки…………………………………….34

3.5. Оформление таблиц и иллюстраций…………….....35

3.6. Оформление графической наглядности……………37

Глава IV. Требования к оформлению списка литературы и Приложения……………………………………………………….39

4.1. Оформление списка литературы…………………...40

4.2. Библиографическое описание……………………...40

4.3. Оформление Приложения…………………………..43

Глава V. Проверка, подготовка и защита работы…………....46

5.1. Проверка и подготовка работы к защите……….….46

5.2. Защита работ………………………………………....47

5.3. Оценка результатов работ…………………………..49

Словарь терминов…………………………………………………52

Список использованной литературы…………………..………55

Приложение……………………………………………….………..56

Предисловие

Согласно ФГОС, в системе профессиональной подготовки выпускника СПО особое значение имеет выполнение выпускной квалификационной работы, являющейся формой учебно-исследовательской деятельности студента и завершающим этапом его обучения.

Обучение должно способствовать развитию у студентов творческого мышления, умений и навыков научного исследования. Наиболее оптимальным подходом к выполнению выпускной квалификационной работы, на наш взгляд является такой, при котором тематика курсовых работ соответствует теме будущей выпускной квалификационной работы. Это позволяет студентам детально изучить тему исследования, собрать необходимый экспериментальный материал и в последующем качественно, на высоком научном уровне выполнить дипломную работу.

Целью курсовой работы на первом курсе является приобретение студентом первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением данных по конкретной научной проблеме.

Задачами курсовой работы на первом курсе являются:

- изучение научной, справочной, научно- методической литературы по выбранной научной проблеме;

- развитие творческой инициативы студентов в процессе самостоятельного решения поставленных перед ними задач и стремление к поиску оригинальных решений;

- овладение научной терминологией.

Целью курсовых работ второго курса является закрепление и углубление студентом теоретических и практических знаний по выбранной специальности, их применение для решения конкретных творческих и научных задач.

Задачи курсовой работы на втором курсе:

- развитие навыков самостоятельной работы с литературой;

- овладение методами и методиками исследования;

- освоение программ статистических расчетов;

- формирование умений грамотно излагать материал, убедительно обосновывать выводы и составлять практические рекомендации.

Цель выпускной квалификационной (дипломной) работы заключается в определении исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности.

Задачи выпускной квалификационнойработы:

- систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных научных задач;

- совершенствование профессиональной компетентности студента путём изучения научной, справочной, научно- методической литературы;

- развитие навыков использования информационных технологий в исследовательской и практической деятельности;

- воспитание у студентов чувства ответственности за выполненную ими работу и сформулированные выводы, умения обоснованно защищать их;

- закрепление в процессе выполнения работы полученных ранее исследовательских умений и навыков самостоятельной работы;

- овладение методами научного исследования.

При выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы студент должен:

Знать:

- правила оформления исследования в виде соответствующих материалов: текста, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, тезисов, статей, аннотаций и т.д.;

- государственный язык Российской Федерации, на котором пишутся курсовые и дипломные работы.

Уметь:

- самостоятельно поставить творческую задачу, оценить её актуальность, научную и социальную значимость;

- выдвинуть научную (рабочую) гипотезу;

- собрать и обработать информацию по теме работы;

- применить теоретические и практические знания по избранной специальности для решения конкретных задач;

- самостоятельно анализировать результаты исследований;

- сформулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику;

- оформить результаты следования согласно требованиям.

Владеть:

- навыками самостоятельной работы;

- методикой исследования, обобщения и логического изложения материала;

- средствами профессиональной аргументации своего варианта решения рассматриваемой проблемы (свою авторскую позицию).

В курсовых работах и выпускной квалификационной работе студент должен продемонстрировать:

- прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

- результаты изучения и обобщения литературных, научно- методических источников;

- уровень овладения методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Цель настоящего пособия - помочь студентам в решении большинства вопросов, касающихся выбора темы, выполнения и оформления, курсовых и дипломных работ.

Задача пособия - ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к содержанию и оформлению работ; структурой, содержанием и объёмом отдельных разделов; методикой их выполнения и организацией защиты.

Примечание. Для удобства в пособии словосочетание «курсовые и дипломные работы», в тех случаях, когда требования или положения относятся и к тем и к другим, заменены словом «работы». Выпускная квалификационная работа обозначается как «ВКР». Если требования отличаются, то они указываются отдельно для курсовых и отдельно для дипломных работ.

 

Глава I. Общие положения

Курсовая работа является одной из форм самостоятельной научной деятельности студентов. В процессе её выполнения студенты приобретают и совершенствуют навыки научно-исследовательской работы. Они осваивают методы и приёмы подбора, систематизации и правильного использования литературного, экспериментального и статистического материалов, приобретают умение правильно анализировать собранные материалы, делать соответствующие выводы и обобщения. У студентов постепенно формируется и развивается научное мышление, вырабатываются навыки оформления результатов научно-исследовательской работы.

В ходе выполнения курсовой работы у студентов развивается способность к научному творчеству и умение кратко, последовательно докладывать результаты проделанной работы. Первая курсовая работа является работой реферативного плана и отражает способность студента провести поиск научной литературы по теме исследования. Она должна содержать элементы научного поиска, показывать творческую инициативу и активность студента. Навыки, сформированные у студентов в процессе выполнения курсовых работ, помогут им при подготовке выпускной квалификационной работы.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы представляет собой заключительный этап обучения студентов. Она является обязательным видом итоговой государственной аттестации выпускника. Выпускная квалификационная работа должна содержать все известные этапы научного исследования, начиная с обоснования актуальности выбранной темы, выбора объекта и предмета исследования, постановки цели и задач, до построения выводов и обобщений на основе результатов исследования. В любом случае работа должна отражать аспекты специальности, по которой студент проходит обучение.

Выпускная квалификационная работа должна содержать элементы научной новизны, и отражать общую и специальную подготовленность студента, его исследовательские навыки, умение оперировать полученными знаниями. Студент отвечает за правдивость и достоверность всех полученных данных. Время, отводимое на ВКР, определяется учебным планом специальности. Работа над курсовой ведется в течение первого и второго семестра учебного года, с октября по апрель включительно. Написание чернового варианта работы предполагается в конце апреля. Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется в течение последнего года обучения. Сведения об утверждённых темах дипломных работ, научных руководителях и консультантах доводятся до сведения студентов за год до начала государственной аттестации. Окончательное утверждение тематики ВКР происходит не позднее 1 февраля выпускного года. Основной объем работы по написанию ВКР должен быть закончен к началу апреля выпускного года.

Общими требованиями к курсовой и выпускной квалификационной работе являются:

· целевая направленность;

· чёткость построения;

· логическая последовательность;

· глубина исследования и полнота освещения вопросов;

· убедительность аргументации;

· краткость и точность формулировок;

· конкретность и достоверность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

· грамотное оформление.

В зависимости от характера проводимого исследования можно выделить несколько видов работ.

Обзорно-аналитические (реферативные) работы предполагают подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объёме представить и критически оценить исследования, посвящённые избранной теме. Основная задача такой работы - по имеющимся данным литературных источников - определить общее состояние проблемы по теме исследования, выделить круг вопросов, на которые уже найдены ответы, и вопросы, на которые предстоит ответить.

Информационный материал, накопленный в результате изучения литературных источников, предоставляется в виде научного реферата, где, кроме обзора проведённых исследований и краткого изложения их результатов, должен содержаться обстоятельный анализ имеющихся данных.

К работам такого вида обычно предъявляются следующие требования:

· полнота списка изученной литературы;

· соответствие содержания анализируемой литературы избранной теме;

· глубина переработки литературных источников в содержании работы;

· систематичность изложения имеющихся литературных данных;

· логичность изложения и научная грамотность работы, аккуратность её оформления.

В заключение такой работы рекомендуется делать заключение или выводы, касающиеся состояния дел по изучаемой проблеме; кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на вопросы, связанные с данной проблемой.

Требования к оформлению реферативной работы см. приложение 9.

Работы такого характера обычно выполняются как курсовые на первых этапах научно-исследовательской работы студента (на втором курсе обучения).

Для того чтобы обзорно-аналитическая курсовая работа переросла в полноценную дипломную работу, кроме обзора и анализа литературы, в неё можно включить теоретическое исследование.

Теоретическим (проектным) называется исследование, в котором имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Эти предложения - авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое её видение, оригинальная точка зрения.

К работе теоретического характера, кроме уже указанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий, логичность и непротиворечивость рассуждений, наличие собственных выводов автора. Пример темы: «Рациональная противомикробная фармакотерапия заболеваний органов дыхания», «Здоровьесберегающие технологии в образовании».

Экспериментальное исследование подразумевает разработку теоретических положений исследуемой проблемы, проверяемые впоследствии в ходе экспериментальной работы. К работе данного вида предъявляются требования: теоретическое обоснование эксперимента в виде обзора литературы, четкое описание материалов и методов исследования, анализ, обобщение накопленных материалов и разработка рекомендаций. Пример темы: «Заболевания опорно-двигательного аппарата как причина ухудшения качества жизни пенсионеров г. Сургута»

В основу эмпирического (исследовательского), или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты, содержащаяся в первичных источниках, статистическая и другая информация.

В отличие от экспериментального исследования, эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании такого типа исследователь просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без его личного вмешательства.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путём добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся изучаемых объектов и явлений. Пример темы:«Возможности взаимодействия работников медицинских кабинетов школ с родителями учащихся», «Изменение цитометрических показателей эритроцитов при сахарном диабете на фоне курения» Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно следственных связей между фактами. Пример темы: «Возможности взаимодействия работников медицинских кабинетов школ с родителями учащихся (на примере МОУ СОШ №…)».

Кроме вышеизложенных требований, выпускная квалификационная работа эмпирического характера должна содержать объяснительно-эмпирическое исследование, обсуждение результатов и четкие выводы, соответствующие поставленным в работе задачам.

Выбор темы работы

 

Профиль выпускной квалификационной работы специалиста определяется перечнем дисциплин ФГОС его вариативной части, разработанной в колледже. Тематика курсовых и ВКР разрабатывается преподавателями в соответствии с учебным планом специальности и общим направлением научно-исследовательской работы.

Любое научное исследование начинается с постановки проблемы, выделяемой для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?».

Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знаний, обусловленную открытием новых фактов и связей; обнаружение возможных логических изъянов имеющихся научных концепций или появление таких запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движение к новому знанию. Проблема должна быть отражена в теме работы. Например: «Средства подготовки младших школьников к действиям в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью», «Уровень осведомленности студентов в вопросах профилактики кариеса».

Тематика ВКР (проектов) должна демонстрировать профессиональные и специальные навыки выпускника, характеризоваться социальной (профессиональной или научной) значимостью, определяться заказами предприятия и организации; отражать реальные потребности практики в решении актуальных проблем, иметь творческий характер. Студент выбирает тему работы, исходя из своих научных интересов и возможностей её выполнения. Очень часто в процессе работы её приходится корректировать и изменять. Поэтому, приступая к выполнению работы, первоначально необходимо уточнить и конкретизировать тему исследования.

Формулировка темы (названия) курсовой и выпускной квалификационной работы. Название должно одним предложением максимально точно отражать цель исследования и основную концепцию работы без использования сокращений и аббревиатур. Количество слов в теме должно быть не более тринадцати, включая предлоги. При формулировке темы рекомендуется предварительно ознакомиться с названиями научных работ, публикуемых в научных и реферативных журналах и сборниках (Вестник Российской Академии наук, Экология человека, Фельдшер и акушерка, сборники материалов конференций ГОУ ВПО и НИИ).

Темы курсовых работ после согласования с научным руководителем утверждаются на заседании соответствующих МО. Темы выпускной квалификационной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются на заседании МО, методического совета, педагогического совета и приказом по колледжу

.

 

Структура и объем работы

 

Структура работы должна отвечать требованиям, предъявляемым к непубликуемым научным документам. Расположение структурных частей в работе должно отвечать логике последовательного изложения материала, быть удобным как для её исполнителя, так и для потребителя информации. Обязательными структурными частями работы являются:

· титульный лист;

· содержание (оглавление);

· введение (не более 3х страниц);

· теоретическое обоснование исследования в виде обзора литературы (8 – 12 страниц);

· материалы и методы исследования (6 – 8 страниц);

· результаты собственных исследований и их обсуждение: организация исследования (описание эксперимента), изложение полученных результатов (5 – 10 страниц);

· заключение или выводы (1 – 2 страницы);

· список использованной литературы (30 – 50 источников).

Большинство работ обычно также содержат приложения.

Общий объём курсовой работы (без приложений) 20 - 40 листов, из которых не менее 20 листов основного текста. Объём выпускной квалификационной работы не должен превышать 60 страниц (без приложений), из которых - 45-50 основного текста. Оптимальный объём курсовой работы - 30, а выпускной квалификационной работы - 50 страниц печатного текста.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.