Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С позиций теории мотивации



В противоположность этому во фрустрационной теории агрессии предста­вителей Йэльской группы [J. Dollard et al., 1939] гипотеза катарсиса полу­чила иную, более конкретную и тем самым более поддающуюся проверке формулировку:

 

“Предполагается, что подавление любого ак­та агрессии представляет собой фрустрацию, увеличивающую побуждение к агрессии. И на­оборот, осуществление всякого акта агрессии должно это побуждение снижать. В психоана­литической терминологии такое освобождение называется катарсисом... По-видимому, само снижение более или менее кратковременно, и при продолжении исходной фрустрации побуж­дение к агрессии возникает снова [p. 50] ...Всякое проявление агрессии представляет собой катарсис, снижающий побуждение к любым другим актам агрессии” [р. 53].

 

Из этих допущений вытекают опре­деленные требования, выполнение которых необходимо для проверки гипотезы катарсиса. Поскольку в большинстве случаев внимание на них не обращалось, не приходится удивляться, что проведенные до сих пор исследования катарсиса в значи­тельной своей части являются проти­воречивыми и малоубедительными [R.G. Green, M.В. Quanty, 1977; М.В. Quanty, 1976; Н. Zumkley, 1978]. Первое требование заключает­ся в необходимости предварительно возбудить агрессивную мотивацию. В связи с этим должно быть доказано, что в результате применения соответ­ствующих экспериментальных проце­дур эта предпосылка действительно выполняется. По мнению Йэльской группы, это условие достигается толь­ко с помощью фрустрации, т.е. бло­кирования протекающего в данный момент целенаправленного действия. Однако скоро выяснилась неприемле­мость ограничения одной лишь фрустрацией [см.: L. Berkowitz, 1969], и у испытуемых стали вызывать гнев, оскорбляя их, тем самым возбуждая их враждебность и побуждая к агрес­сии. Испытуемых же, не проявлявших признаков фрустрации или возмуще­ния, из дальнейшего рассмотрения исключали.

Второе требование касается самой агрессии. Она должна представлять собой (хотя бы в ослабленной или непрямой, замещающей форме) целе­направленное действие, настигающее виновника гнева. Лишь при реакции испытуемых целенаправленными аг­рессивными действиями гипотеза катарсиса поддается проверке. После совершения такого действия агрессивная тенденция не должна исчезать полностью, по мнению представителей Йэльской группы, она должна только снижаться. Степень снижения будет зависеть от того, насколько испытуемый достиг цели своей агрессии, а также от того, насколько адекватной представляется ему доступная в эксперименте форма агрессии, а ее сила – достаточной, если исходить из принципа возмездия.

Третье требование связано с необходимостью различать агрессивную тенденцию (побуждение к агрессии) и агрессивные действия. Величину аг­рессивной тенденции можно опреде­лить по силе переживаемого испыту­емыми гнева (данные самоотчета) и по показателям физиологического возбуждения (прежде всего, по вели­чине диастолического или систоличе­ского давления). Для подтверждения гипотезы о катарсисе необходимо по­лучить снижение обоих компонентов, как силы агрессивных действий, так и показателей аффекта гнева и физи­ологического возбуждения. Наконец, четвертое требование связано с необходимостью по ходу опыта прекра­тить действие первоначальной фрустрации и не создавать новые источ­ники фрустрации и гнева.

Уточненная таким образом гипотеза катарсиса Йэльской группы целиком согласуется с мотивационно-теоретической концепцией целенап­равленного действия: как только цель действия достигнута, мотивация к ее достижению исчезает. С точки зрения этого общего принципа катарсис пред­ставляет собой лишь особое обозна­чение его проявления, употребляемое в случае действий агрессии. На это указывает и Корнадт [H.-J. Kornadt, 1974]:

 

“Как и для любого другого мотивированного поведения, для агрессии следует постулиро­вать снижение уровня активации после дости­жения цели. Такая ориентация на цель состав­ляет существенную характеристику активиро­ванной мотивации; зависимость уровня мотива­ции от достижения цели хорошо известна еще со времени выполненных в школе Левина исследований Зейгарник и Овсянкиной” [р. 571 —572].

 

Согласно предложенной Корнадтом концепции мотива агрессии, мотивационная система агрессии активируется, когда человек “по-настоящему рас­сердится”, будь то вследствие фрустрирующей блокировки действия или же в результате ущемления его инте­ресов [H.-J. Kornadt, 1983]. Аффект гнева может быть как врожденной или приобретенной реакцией на фрустрацию, так и условной эмоциональ­ной реакцией. Активированная систе­ма мотивов оказывает влияние на предвосхищающую привлекатель­ность последствий возможных агрессивных действий, направленных на источник гнева, в частности на пред­восхищение позитивного изменения эмоционального состояния при дости­жении цели агрессии и его негативно­го изменения в связи с появлением переживания вины. Естественно, ре­шающую роль здесь (как и при оценке вероятности достижения цели) играет учет особенностей ситуации. После совершения действия снова происхо­дит оценивание сложившегося поло­жения, и в случае позитивной оценки и изменения эмоционального состо­яния в соответствующем направлении агрессивная мотивация снова деактивируется. Сходство этой концепции с предложенной Ольвеусом мы уже от­мечали.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.