К движимому имуществу относятся машины, механизмы, оборудование и транспортные средства. Различают теоретические, нормативно-правовые, организационные и методологические основы оценки движимого имущества. Теоретические основы такой оценки объединяют различные теоретические подходы к определению машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, а также базисные концепции их оценки. Машины, механизмы, оборудование и транспортные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в натуральной форме в течение длительного времени. Они относятся к активной части основных производственных и непроизводственных фондов предприятия. Производственные машины, механизмы, оборудование и транспортные средства, в свою очередь, подразделяются на основные, т. е. занятые в производстве основной продукции или выполнении услуг, и вспомогательные, т. е. используемые на вспомогательных и обслуживающих работах (оборудование лабораторий, ремонтных подразделений, технического контроля и т. д.). На машиностроительных предприятиях машины, механизмы и оборудование, а на автомобильных заводах транспортные средства, которые там производятся и хранятся до реализации как готовая продукция, учитываются в составе оборотных средств.
Нормативно-правовые основы оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств включают Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандарты оценочной деятельности, «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ),
утвержденный Госкомстатом России и Госстандартом России, классификатор «Товарная номенклатура для внешнеэкономической деятельности», «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления», отраслевые классификаторы машин и оборудования, технические условия и паспорта, номенклатурные справочники и др.
Машины, механизмы, оборудование и транспортные средства как объекты движимого имущества вступают в хозяйственный оборот, и с ними совершаются различные операции. Машины и оборудование могут быть объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, и в силу этого становиться объектом оценки. Кроме того, потребность в оценке машин и оборудования может возникнуть и по каким-либо другим обстоятельствам, предусмотренным действующим законодательством, не связанным с изменением вещных прав (например, в случае переоценки основных фондов, при страховании и т. п.).
Организационные основы оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств связаны с конкретной организацией процесса оценки их стоимости. Организация такой оценки включает:
1) классификацию машин, механизмов, оборудования и транспортных средств по назначению, типам, маркам, моделям, характеристикам и конструктивному исполнению, отраслевой принадлежности, собственности и др.;
2) определение основных объектов оценки, которыми могут быть: а) функционально самостоятельные машины, агрегаты и установки, транспортные средства; б) технологические комплексы, объединяющие несколько взаимосвязанных технологических машин и вспомогательных устройств (поточные и автоматические линии, роботизированные комплексы, гибкие модули и т. д.); в) машинный или станочный парк предприятия в целом и (или) его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков, хозяйств);
3) инвентаризацию и идентификацию отдельных объектов оценки.
4) техническую экспертизу машин, механизмов, оборудования и транспортных средств с определением типа, наименования, модели, марки, года выпуска и пуска в эксплуатацию, технической мощности, предприятия-производителя, назначения и принципа действия, массы и габаритов, основных характеристик системы управления (для автоматизированного оборудования), комплектации (приспособления, инструменты, управляющие программы и т. п.). На этом этапе оценщик проводит внешний осмотр машин и оборудования.
5) анализ специфических особенностей и базисных характеристик оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств;
6) определение стоимости различными методами и с учетом различных факторов (инфляции, конкуренции, соотношения спроса и предложения, износа);
7) подготовку отчета о стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств.
К методологическим основам оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств относятся конкретные методические подходы, методы, принципы, этапы оценки. Выбор методики оценки движимого имущества предприятия зависит от цели оценки, вида определяемой стоимости и специфики объекта оценки. Цели оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, как и виды их стоимости, могут быть различными (табл.4.).
Таблица 4
Цели оценки и виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств
Цели оценки
Виды стоимости и особенности ее определения
1
2
Инвестирование
Рассчитывается инвестиционная стоимость, которая может превышать рыночную из-за резкого сокращения сроков покупки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств. Инвестиции считаются эффективными, если суммарная текущая стоимость поступлений от реализации проекта превышает текущую стоимость всех затрат на машины, механизмы, оборудование и транспортные средства за период осуществления проекта, поэтому прогнозная стоимость движимого имущества, включенного в инвестиционный проект, затраты на доставку оборудования, его монтаж и пуско-наладочные работы чаще занижаются, чем завышаются
Страхование
Страховая стоимость, которая может быть определена как остаточная балансовая стоимость (без учета элементов, не подверженных страховому случаю, например, фундаментов машин, коммуникаций и т. д.), рассчитывается на основе рыночной стоимости за вычетом реального износа или стоимости замещения, так как после страхового случая страхователю придется восстанавливать свое имущество, приобретая новые или подержанные аналогичные образцы техники. Поскольку ущерб от страхового случая рассчитывается по отдельным частям застрахованного имущества и для разных видов имущества применяются разные ставки страховых взносов (что объясняется разной степенью риска), расчет страховой стоимости должен быть выполнен поэлементно, т. е. по отдельным машинам, единицам оборудования, агрегатам, установкам и т. д. При этом составляется перечень уничтоженного, поврежденного и неповрежденного имущества, определяется их количество и стоимость, производится расчет суммы убытков
Продолжение табл. 7
В условиях вынужденной продажи устанавливается рыночная стоимость (цена на аукционе). При этом оборудование срочно продают «в том виде, как оно есть, и в том месте, где оно находится» без гарантий. У покупателя мало информации об объекте из-за срочности сделки. При заключении сделки не принимается во внимание наличие ноу-хау, изобретений, товарных знаков, часто имеет место неполная комплектация оснасткой, инструментом, запчастями и т. д. Покупатель обычно самостоятельно демонтирует и доставляет оборудование, при этом ему приходится решать проблему сохранности оборудования _____
Специальными принципами оценки стоимости машин, механизмов, оборудования и транспорта являются детальный осмотр объектов, обязательная оценка технического состояния, систематический анализ прайс-листов заводов-изготовителей. С учетом конкретного задания, цели оценки могут быть определены различные виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, взаимозависимость которых представлена на рис. 3..
Рыночная стоимость
Полная восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства)
Полная восстановительная стоимость (стоимость замещения)
... J
Внутренняя (владельческая) стоимость действующего объекта
Внутренняя Внутренняя (владельческая) стоимость недействующего объекта
Стоимость плановой ликвидации
Стоимость срочной ликвидации
Скраповая стоимость
Утилизационная стоимость
Рис. 3.. Взаимозависимость различных видов стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств
Рыночная стоимость машин, механизмов, оборудования и транспортных средств может быть определена исходя из затратного, сравнительного и доходного подходов. Например, дда автомобильного транспорта, универсального оборудования наиболее приемлем сравнительный подход, так как автомобили и универсальное оборудование выпускаются в Достаточно больших количествах продаются на сложившемся рынке, на котором имеется достоверная информация по конкретным сделкам. Ддя средств морского, водного и воздушного транспорта и специального оборудования, изготовляемого по специальному заказу, рекомендуется использовать затратный подход. Доходный подход целесообразно применять для технологических линии по производству конкурентоспособной, ликвидной и доходной продукции.