Судно, сдаваемое в тайм-чартер, должно быть готовым для немедленного использования. Это означает как его техническую пригодность, так и коммерческую подготовку. Необходимо, чтобы на судне были судовые документы сроком действия на период работы в чартере, а также сертификаты о фумигации и дератизации. Пригодность и подготовленность судна может уточняться и конкретизироваться в чартерах с учетом специфики сделки. При определении состояния готовности судна особое внимание уделяется бункеру.
Наличие бункера на момент передачи судна определяет готовность его к выполнению рейса. Однако топливо в этом случае является предметом купли-продажи, и принимающая сторона должна оплатить его по действующим в настоящее время ценам соответствующих портов. Поэтому, заключая сделку, стороны обычно согласовывают вопрос не о топливе вообще, а о его количестве, которое должно быть на судне, и цену, по которой оно будет Продано. При аренде судна на короткий срок стороны договариваются о взаимном обмене топливом, т. е. в бункерных помещениях должно быть примерно равное количество топлива при приеме и обратной передаче судна. Фрахтователи требуют указать более подробно (по сравнению с рейсовым чартером) технико-эксплуатационные характеристики арендуемых судов. Это связано с.тем, что им необходимо с определенной точностью рассчитать провозную способность судна и возможность использования его для предполагаемой работы в регионе и, наконец, хотя бы приблизительно прокалькулировать относимые на фрахтователя эксплуатационные расходы.
В чартере оговаривают следующие группы технико-эксплуатационных характеристик судна:
1. характеристики, служащие для определения провозной способности судна: примерное количество тонн дедвейтного груза, включая запасы бункера, снабжения, провизии и воды для котлов; вместимость киповая и зерновая согласно заводскому строительному плану, вместимость бункерных помещений; примерная скорость при хорошей погоде в спокойном море;
2. характеристики, влияющие на эксплуатационные расходы по судну, относимые на фрахтователя: регистровая вместимость, класс, год постройки судна, мощность главной энергетической установки, удельный расход топлива и воды, вид и сорт топлива главных двигателей:
3. прочие характеристики судна, в зависимости от целей его аренды, предполагаемого региона работы и времени года использования включают в себя: флаг судна, размеры люков, количество трюмов и твиндеков или грузовых танков, число палуб, наличие и грузоподъемность грузового оборудования (краны, стрелы, грузовые насосы), максимальная летняя и зимняя осадка, возможность перевозки груза на палубе, наличие и характеристики подогревателей груза и т. п.
Неправильное указание или допущенные неточности в характеристиках судна (скорость, расход топлива и т. д.) или невыполнение их во время эксплуатации дают право фрахтователю требовать пересчета выплачиваемой арендной платы или расторгнуть договор. Во многих проформах чартеров имеются уточнения, исключающие возможность различного толкования отдельных условий. Например, обычно понятием "хорошая погода и тихая вода" считается волнение моря до 3 баллов и сила ветра до 2 баллов.
В условие "класс судна" входит понятие не только наличия его у судна, но и то, что имеющийся класс как минимум должен сохраняться в период действия договора об аренде. Или, наконец, обусловленный норматив расхода топлива не должен превышаться при оговоренной скорости полностью груженого судна. В большинстве случаев, особенно при долгосрочной аренде, заключению договора предшествует тщательный осмотр судна в порту сдачи или с приходом его в первый порт погрузки, а при некоторых сделках - осмотр и освидетельствование* в доке. Судно осматривается сюрвейерами, которые назначаются каждой из сторон. Сдача судна в тайм-чартер и обратный его прием оформляются актами и сертификатами с соответствующей записью в судовом журнале. Помимо сведений о техническом состоянии судна на момент его сдачи, в сертификате указывают дату и время передачи судна, количество бункера на борту, отмечают чистоту грузовых помещений. Последние данные могут быть оформлены специальным актом, называемым «Сертификатом о передаче». Фрахтователь после истечения срока аренды должен сдать судно в таком же техническом состоянии, в каком оно было принято, не считая нормального износа, если при заключении сделки не было оговорено иное.
Порядок возврата судна из аренды аналогичен порядку его сдачи. Обычно расходы на осмотр судна при сдаче его в аренду несет фрахтователь, а при обратной передаче - судовладелец или каждая из сторон оплачивает расходы своего сюрвейера. Однако если судовладельцу потребуется осмотр судна во время действия договора аренды, включая его замену, каждая из сторон назначает своего сюрвейера, но все расходы оплачивает судовладелец. Условие о. промежуточных осмотрах судна оговаривается при длительных сроках аренды, а также в случае замены судна. Причальные, портовые и тоннажные сборы в портах сдачи судна в аренду и выхода его из аренды оплачивает фрахтователь, за исключением случаев, если эти сборы связаны с наличием груза, перевозимого до сдачи судна в аренду или после выхода его из аренды.
Местом осмотра при сдаче и обратной передаче судна, как правило, является доступный причал безопасного порта. Однако не всегда возможно в момент заключения договора определить конкретный порт сдачи судна. В этом случае место сдачи судна в чартере оговаривается в виде ренджа. Стороны согласовывают и такой важный вопрос, как дата и время подачи судна в порт сдачи. Однако особенности работы трампового судоходства не позволяют сдающей стороне заблаговременно (в момент заключения договора) точно указать и эти данные. Поэтому дату сдачи-приема судна указывают в чартере с оговоркой "около" или в виде лейдейс и канцеллинг. Кроме этого, иногда сдающая сторона обязана информировать партнера о возможных задержках судна после подачи окончательного нотиса. Опцион по месту и времени сдачи судна в договорах на аренду практически всегда решается однозначно - при сдаче в тайм-чартер опцион судовладельца, при возврате судна - фрахтователя.
Понятно, что при заключении тайм-чартерной сделки судовладелец и арендатор в договоре об аренде судна тщательным образом согласовывают и фиксируют перечень статей расходов, которые берет на себя каждая из сторон. Как уже отмечалось ранее, принцип распределения таких статей расходов в рейсовом чартере и в тайм-чартере различен.
В рейсовом чартере балыную часть расходов однознано, а порой и безоговорочно берет на себя судовладелец-перевозчик. Исключением из этого являются расходы, связанные с грузовыми операциями (оплата погрузки, выгрузки, штивки, укладки, обеспечение сепарационным материалом и т.п.), отнесение которых в каждой чартерной сделке на ту или иную сторону является предметом договоренности.
В тайм-чартере заложена другая «модель» отнесения расходов по аренде и использованию судна между судовладельцем и арендатором. Суть ее сводится к следующему:постоянные расходы берет на себя судовладелец, а переменные оплачивает арендатор-фрахтователь. Здесь постоянными расходами считаются статьи затрат, которые практически не изменяются в единицу времени (сутки, час) независимо от того, где будет эксплуатироваться судно, какую работу выполнять и в каком режиме работать. К этой группе расходов относятся затраты по содержанию экипажа, страхованию судна, поддержанию судна в полностью пригодном к эксплуатации состоянии, а также оплата всего снаряжения судна как палубы, так и снабжение машинного отделения. К переменным расходам относят статьи затрат, которые меняются в единицу времени в зависимости от того, где и как эксплуатируется судно. А так как это определяет арендатор, на1 него и относят данные расходы. Переменными расходами считаются: приобретение топлива, технической воды; оплата портовых и канальных сборов и плат, муниципальных или государственных налогов; затраты на погрузо-разгрузочные работы, включая укладку, сепарирование, установку шифтингов, осмотр трюмов, взвешивание груза и т.п.