Основной доход судовладельца — это вознаграждение, получаемое от фрахтователя за выполненную перевозку, который называется фрахтом. Помимо фрахта доход может слагаться из "мертвого фрахта" и демереджа.
Условие о фрахте в чартере представлено в двух реквизитах: ставка фрахта и оплата фрахта. Сумма фрахта в большинстве случаев определяется произведением количества груза на договорную цену перевозки - ставку фрахта. Ставка фрахта зависит от множества факторов, часть из которых относится к рыночным. другая вытекает из условий договора морской перевозки — чартера. Рассмотрим влияния на ставку фрахта чартерных условий.
Основой формирования уровня ставки фрахта служат расходы судовладельца. Скалькулированная на такой базе и согласованная между партнерами по перевозке ставка фиксируется в чартере и определяется количеством определенной валюты на единицу перевозимого груза. Для тяжелых грузов такими единицами служат различные тонны (метрическая, длинная, короткая), центнеры, килограммы; для "легких" - кубометр, кубофут и другие объемные единицы, например галлон, баррель для налитых грузов, бушель для зерна и т. д.
Издержки судовладельца по перевозке груза зависят от временных параметров рейса, вытекающих из условий о портах и сталии, порядка распределения расходов по грузовым операциям, а также транспортных характеристик перевозимого груза. Если перечисленные условия согласованы без опциона, то в чартере фиксируется ставка фрахта в виде конкретной величины. Но если фрахтователю предоставлены различные опционы, реализация которых влияет на уровень расходов судовладельца, то последний стремится оговорить значения ставки фрахта, рассматривая несколько вариантов. Достигается это согласованием базисных ставок фрахта и системы скидок или надбавок к ним при условии выполнения небазисных чартерных условий. Так, за дополнительный порт погрузки или выгрузки применяются условия, когда фрахтователю представляется опцион по количеству портов захода для грузовых операций. Если выбираемые фрахтователем порты захода судна отличаются расстоянием (отдаленностью), в чартере к базисной ставке вводят так называемые дистанционные скидки или надбавки. Наличие опциона фрахтователя по грузу дает основание судовладельцу также оговаривать ставку с надбавками за небазисный груз.
В некоторых договорах согласовывается не ставка фрахта, а суммарная плата за перевозку, называемая сделкой, заключенной на условиях "люмпсум". Смысл сделки состоит в том, что судовладелец обязуется перевезти несколько видов грузов или "законный груз", а фрахтователь - оплатить за это определенный фрахт. Договариваться о ставке фрахта в таких сделках нецелесообразно из-за неопределенности в номенклатуре грузов. Таким образом, при оплате "люмпсум" судовладелец совершенно незаинтересован подавать в порт погрузки зафрахтованное судно с соответствующей грузоподъемностью, которая часто устраивает фрахтователя. Для стимулирования судовладельца применяют сделки, заключаемые с оплатой фрахта за каждую тонну предоставленной грузовместимости, что считается разновидностью условия "люмпсум".
Иногда ставки фрахт устанавливаются в зависимости от стоимости перевозимого груза. В основном практикуется это при перевозках ценных товаров (меха, золото, драгоценностей), когда судовладелец проявляет больше забот о сохранности груза. В этих случая ставка фрахта определяется с учетом платежеспособности грузовладельца к повышенной степени риска при его перевозке.
Договорившись о размере валового фрахта, стороны согласовывают вопрос о том, когда и как эта денежная сумма будет выплачена фрахтователем судовладельцу. При этом особое внимание уделяется согласованию сроков оплаты. По времени оплаты фрахта интересы судовладельца и фрахтователя противоположно расходятся, В чартерах согласовывают обычно компромиссное решение, в котором учитывается специфика перевозимого груза (необходимость взвешивания, счета, проверки качества), и сложившаяся коммерческая практика таких фрахтовых сделок и, конечно, конъюнктуры рынка.
Порядок выплаты фрахта, который считается обоюдовыгодным, выражается в увязке сроков оплаты с процессом перевозки груза. В порту погрузки по требованию судовладельца может быть выдан аванс (не более 1/3 суммы фрахта); затем часть выплат производится после подписания коносамента, являясь как бы свидетельством начала рейса (например, 40 % в. течение 3 дней после подписания коносамента); часть (30 %) после выгрузки и окончательный расчет после правильной сдачи груза.
Кроме рассмотренных выше индивидуальных условий фрахтовой сделки, в чартере имеются и сопутствующие, общие оговорки» определяющие взаимоотношения судовладельца и фрахтователя при перевозке груза и выполнении рейса.