Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ступень 5: создание истории



Последняя ступень очарования состоит в построении некой предыстории, сюжета, который очарует пользователя, как только он почувствует себя его частью. Почему это важно? Всякий воспринимает историю своей жизни как интересный, но пока что незаконченный сюжет, в котором он является главным действующим лицом. Нам также интересно выслушивать истории других людей и даже некоторых предметов. Хорошая история вызывает любопытство — а что же дальше? Она также пробуждает определенные эмоции, когда мы думаем, как бы поступили на чужом месте сами. Такие рассказы обладают уникальным свойством затягивать слушателя, вызывать сочувствие и очаровывать его.

Поэтому, пройдя предыдущие четыре ступени, разработчики должны начать работать со своеобразной драматургией, которая окружит волшебный объект. Они должны создать такую историю, которая трогала бы умы и сердца потребителей, становилась бы частью нашей личной мифологии и персонального фольклора — новой истории, в которой мы чувствуем себя главным действующим лицом.

Какая история может сопровождать напольные весы? Задумайтесь о возможностях, которые подкидывает вам сама жизнь. Садясь на диету, вы ставите себе некоторую цель, достижение которой можно представить как приключение. Например, вы хотите похудеть настолько, чтобы снова влезть в свой костюм, или готовитесь к лету и хотите хорошо смотреться в купальнике. Задача может быть и более практической — скажем, вы работаете в охране и вам необходимо быть в форме, чтобы соответствовать профессиональным требованиям. Она может быть и гораздо серьезнее, если вы сбрасываете вес, чтобы побороть избыток холестерина, который уже стал причиной преждевременной кончины вашего дедушки. Делясь своей историей с волшебным объектом, вы даете ему возможность поучаствовать в ее развитии и привести ее к счастливой развязке.

Мы все время словно пишем сценарии о себе и для себя, о том, кто мы, что с нами происходит и к чему мы стремимся. Волшебные объекты могут не только помочь нам в претворении этого сценария в жизнь, но и добавить в него новые мизансцены. Напольные весы при всей своей обыденности могут сыграть свою роль в истории борьбы за более здоровый образ жизни, которая с возрастом становится все тяжелее и порой не уступает другим серьезным жизненным испытаниям. Волшебные весы в этом сюжете находятся не на последнем плане.

Разработчик может наделить волшебный объект и своей собственной историей. Своя биография может быть даже у волшебной мусорки. Помните ворчуна Оскара, персонажа детского шоу «Улица Сезам»? Свое первое появление на экранах в эфире канала PBS в 1969 г. он сопровождал песенкой «Я люблю мусор!», что сразу сделало предметом всеобщего интереса мусорный бак, в котором он жил по замыслу создателей. Ваша мусорная корзина тоже может обрести особое значение для вашего семейства, подобное тому, какое отцовский барометр имел для моей семьи. Может быть, ваш мусорный бак все время клянчит крекеры? Или он блестящий глобалист, который знает место производства буквально каждого продукта в вашем холодильнике? Он может стать и вашим помощником в деле планирования расходов, постоянно предлагая возможность сэкономить, подсказывая новые бренды и специальные предложения на рынке, предостерегая от очередной покупки чего-то, что вы уже который раз выбрасываете, даже не распаковав. Мы уже разговариваем с компьютерами, относимся к машине как к товарищу, так почему бы и мусорному баку не стать чем-то, что дорого нашему сердцу.

Двигаясь от одной ступени очарования к другой, разработчики найдут новые способы увлечь потребителей своим продуктом. Очарование не может быть результатом работы только на одной из ступеней и требует синтеза подключенности, персонализации, социализации, эффекта игры и своей истории. Эксплуатация одного или двух принципов может породить популярный продукт. Но если успешно соединить все пять, мы будем очарованы волшебством окружающих нас вещей как никогда прежде.

 

ЧАСТЬ IV

ВОЛШЕБНЫЕ СИСТЕМЫ

Настало время полного включения.

До сих пор речь шла в основном об отдельных объектах. Конечно, они были оснащены компьютерами и модулями связи. Они были частью Интернета вещей. Однако при этом каждый из них существовал независимо, функционируя сам по себе. Игрушки и инструменты. Приборы и приспособления. Машины и пылесосы. Мир, населенный такими волшебными вещами, без сомнения, является более удобным для жизни и работы, чем мир терминалов, скрытых под слоем темного стекла.

При этом, если взглянуть на ситуацию шире, нам может быть доступно и очарование иного, более высокого порядка — волшебные системы. Не просто мусорные баки, напольные весы и дверные звонки, а целый волшебный дом. Не просто системы наблюдения, цифровые таблички и ручки со встроенной памятью — волшебные рабочие места. Не просто машины с автопилотом и информационные столбы на автобусных остановках, но волшебные районы, города, мегаполисы. Даже волшебные общества.

Вы наверняка что-то слышали о системном подходе, даже если никогда специально не изучали эту область знания. Два свойства системного подхода играют особо важную роль для технологий очарования: это, во-первых, тот факт, что системы должны обладать механизмами саморегуляции и обратной связи, а во-вторых, что являются совокупностью элементов, находящихся во взаимодействии, благодаря чему системам свойственны — в определенных пределах — обучаемость, гибкость и адаптивность. К примеру, человеческое тело является сложной системой с механизмами саморегуляции, как вообще живая природа в целом. По той же причине камень системой не является[41].

Со временем системный подход, появившийся в процессе изучения экосистем, стал применяться в бизнесе и социальном управлении. Сейчас даже такие «нечеловеческие» системы, как, например, автомобили, становятся все более адаптивными, сложно организованными и способными к саморегуляции.

Мы уже знаем, как должна выглядеть волшебная система — ей будут свойственны большинство, если не все, качеств волшебных объектов, о которых заходила речь ранее: постоянное и повсеместное подключение к Интернету; упор на реализацию фундаментальных стремлений человеческой натуры; естественность взаимодействия человека и технологии; фоновый характер работы и подачи информации.

При этом волшебные системы будут работать на принципиально ином уровне, нежели Интернет вещей. В рамках волшебной системы объектам будет где развернуться — они станут координировать свою работу, получат возможность обучаться и восстанавливаться. Дом и населяющие его люди начнут работать как естественная система, постоянно отслеживающая состояние своих компонентов и координирующая активность в своих стенах. Постоянно обучаясь, совершенствуясь и приспосабливаясь к изменениям, дом станет местом, где технологии помогут человеку воплотить все свои желания и стремления наиболее полно и цельно.

Потенциально волшебные системы могут привести нас в terra incognita мира как технологического, так и человеческого. Представьте себе мир, в котором каждый объект подключен к Интернету, обладает одним или двумя свойствами очарования, встроенными сенсорами и передатчиками и находится на какой-то из ступеней очарования.

Такие волшебные системы смогут обеспечить нас колоссальными вычислительными мощностями и универсальной сетью связи с такой пропускной способностью, которая и не снилась современным телефонам и социальным сетям.

Я не хочу сказать, что мы однажды создадим мощный единый разум или что человек должен слиться с машиной до состояния бессмертного всемогущего гибрида, построенного из различных модулей. Мое видение будущего не подразумевает наличие в нем всеведущего, зловещего (и таки злонамеренного) компьютера HAL из фильма «2001 год: космическая Одиссея». Я скорее представляю себе нечто вроде муравейника или пчелиного улья, которые Митч Резник из МТИ описывает в своей книге «Черепахи, термиты и дорожные пробки» (Turtles, Termites, and Trafic Jams). Муравейники и ульи являются сложными системами, контролирующими свою работу без помощи какого-либо централизованного разума благодаря набору простых правил (а также химических или электрических сигналов), которые известны всем обитателям и соблюдаются ими инстинктивно. Именно поэтому такие системы весьма живучи.

Волшебные системы должны работать по тому же децентрализованному принципу. Сенсоры и передатчики не будут находиться под управлением одного хрупкого тоталитарного компьютера, командующего миллионами подчиненных объектов. Волшебная система будет функционировать скорее как природная экосистема, нежели компьютерная сеть. Она будет гибкой, адаптивной, станет использовать возможности обратной связи для саморегулирования, но, в отличие от природных систем, всегда будет считаться с человеческим присутствием. Уважение к человеческим желаниям и стремлениям будет для нее приоритетом.

Создание таких систем и управление ими задаст новые направления для развития технологий, поставит новые задачи перед разработчиками, производителями, руководителями компаний и представителями общественности. Профессор МТИ Джей Форрестер, один из предтеч теории системного мышления и автор фундаментальной «Мировой динамики»[42], много лет назад предсказывал, что развитие систем чревато многими сюрпризами. То, что на первый взгляд кажется способом изменить положение вещей к лучшему, на самом деле может иметь обратный результат. Форрестер приводит ставший уже классическим пример: рост доступного жилья в Нью-Йорке, имевший своей целью победить нищету, на самом деле только усугубил ее, вытеснив экономически активное население в неблагополучные районы.

Волшебные системы могут породить такие же цепочки непредвиденных последствий — например, в секторе «волшебных технологий» знание системологии может стать важнее владения информатикой. Команды разработчиков волшебных вещей, уже весьма пестрые по составу, следует усилить специалистами по динамическим системам. Они должны разбираться в механизмах положительной и отрицательной обратной связи и быть готовыми к работе в непредсказуемой и постоянно меняющейся обстановке.

Если мы подойдем к поставленной задаче с полным пониманием ситуации, вооруженные необходимыми навыками и знаниями, с уместным скепсисом и осторожностью, а также оптимизмом и добрыми намерениями, мы можем добиться того, что в будущем рукотворное волшебство превзойдет волшебство природы.

В этой заключительной части я уделю внимание тем объектам и сервисам, которые уже окружают нас сегодня или пока находятся на стадии разработки и способны дать некоторое представление о ближайшем будущем волшебных систем.

Речь будет идти о трех типах систем: домах, рабочих местах и городах. Какие объекты будут окружать нас в каждой из них? Как именно будет устроена их совместная работа внутри системы в наших интересах? Какие новые и старые человеческие стремления они будут воплощать? Какие сигналы и типы обратной связи будут использовать? Какими могут быть непреднамеренные последствия?

 

Дома-перевертыши

Дом должен быть волшебным местом, но в реальности наши пристанища нередко весьма далеки от этого — в них тесно, они изолированы, устроены нерационально, обходятся дорого и постоянно требуют ремонта. Годы жизни, усилий и доделок уходят на то, чтобы превратить их в нечто, заслуживающее почетного звания дома.

Речь уже заходила о некоторых волшебных предметах домашнего обихода — настенных часах, дверных звонках, фоторамках и мебели, но не о домашнем пространстве как таковом. Как можно спроецировать свойства очарования, особенно такие, как доступность и удобство пользования, на 50, а то и на все 200 м2 жилого пространства?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.