Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ambient Orb как пример преаттентивного дисплея



Идея, побудившая меня основать в 2002 г. Ambient Devices, не утратила своей вдохновляющей силы и сегодня. Речь идет о преаттентивном восприятии — этот термин из области когнитивной психологии в переводе на бытовой язык означает «понятный с первого взгляда».

В промежутке между колледжем и аспирантурой я год проработал в Оберлинском колледже над различным ПО для преподавателей. На протяжении того года я также успел прослушать отличный курс по когнитивным наукам, из которого узнал об особенностях восприятия, объеме внимания, «слепоте к изменениям», эффекте коктейльной вечеринки, методах гипноза и трюках фокусников. Кроме того, я узнал, что мозг обрабатывает определенные типы информации, не фокусируя на ней внимание, отсюда и термин «преаттентивность», то есть «предшествование вниманию». Люди (как и животные) получают некоторые визуальные и звуковые сигналы на подсознательном уровне через периферийное восприятие.

Эти новые знания привели меня к изобретению шара Ambient Orb, о котором уже заходила речь ранее, и основанию компании Ambient Devices совместно с Беном Реснером из МТИ и Притешем Ганди, который управляет компанией и по сей день. Сфера — это простейший из «умных» инструментов — по существу, просто лампочка, подключенная к Интернету. Стеклянная сфера, оборудованная модулем беспроводной связи, микроконтроллером и подсветкой красного, зеленого и синего диодов, которые вместе могут создать свет любого оттенка, — этот механизм можно подключить к Интернету, чтобы в режиме реального времени отслеживать интересующую вас информацию, доступную онлайн. Например, вы можете выбрать индикацию содержания аллергенной пыльцы в воздухе с привязкой к району вашего проживания, чтобы заранее приготовить свои антигистаминные таблетки. Сфера может проинформировать о том, подходит ли скорость ветра для того, чтобы выйти в море под парусом, или о том, как меняется курс ваших акций на бирже. Вы можете изменить предмет отслеживания в зависимости от своих потребностей, или сезона, или того, что беспокоит лично вас — например, рейтинг этой книги на Amazon. Чтобы изменить параметры, просто зайдите на AmbientDevices.com и выберите канал.

Задачей сферы не является передача информации в деталях. У нее нет экрана, на котором отображались бы конкретные числовые данные о проценте пыльцы в воздухе, скорости ветра или ваших потерях на бирже. «Прочитать» ее можно в долю секунды, и она является волшебным объектом именно потому, что требует так мало внимания. Ее однопиксельный дисплей сообщает лишь тот факт, что ваше внимание может потребоваться. Она отвечает на первый вопрос в иерархии восприятия:

1. Стоит ли информация моего внимания?

2. Какова ее суть? Каков ее «заголовок»?

3. Какова ее основная тенденция — к ухудшению или к улучшению?

4. В чем состоят детали?

 

Если ответ на первый вопрос (стоит ли оно внимания) — «да», то ваш разум переходит в другой режим мышления. Даниель Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике, пишет об этом феномене в своей книге «Думай медленно... Решай быстро»[39]. Канеман выделяет две системы мышления. Система 1 — «быстрое» мышление: подсознательное, ничем не опосредованное, неподконтрольное, автоматическое и эмоциональное по своей природе. Эта система идет в дело для обработки определенных типов информации, таких как цвета, формы и запахи, и срабатывает практически мгновенно, затрачивая порядка 11 миллисекунд на обрабатывание фрагмента таких данных. Это происходит так быстро, что вы даже не осознаете, что поглощаете информацию, и именно на этом принципе построена работа сферы. Если она светится тем светом, который означает «внимания не требуется», вы воспринимаете этот сигнал, даже не задумываясь об этом.

Когда информация идентифицируется преаттентивной системой 1 как заслуживающая отдельного внимания, в дело идет система 2, или система «медленного мышления». Оно осознанное, намеренное, устроено логически и требует внимания. Вы осознаете, что думаете о чем-то.

Благодаря когнитивным наукам мы знаем, что некоторые явления могут восприниматься мозгом в параллельном режиме. Мы не тратим на них ментальную энергию и не ощущаем себя так, будто нам приходится делать пять дел одновременно. Преаттентивные технологии могут сообщать информацию мгновенно посредством изменения пространственной ориентации, формы, размера, цвета и узора.

Windows 8, к примеру, использует этот принцип в построении своего «плиточного» интерфейса, маркируя таким образом наиболее важную для отображения информацию. Этот интерфейс устроен более рационально, чем у iPhone, который скорее является навигационным центром и не дает подсказок ни для одного вопроса из пирамиды восприятия.

Когда мы в Ambient Devices делали наброски объектов с преаттентивным дисплеем, мы пробовали сделать упор на изменение пространственной ориентации, размера и формы. Представим себе поршень, который отражает какую-то информацию, выдвигаясь на определенную высоту. Что, если он будет подниматься и опускаться, как дышащая грудь? Как насчет того, чтобы его движения иллюстрировали три различных типа данных — скажем, основные показатели успешности вашего бизнеса? Почему бы не добавить в динамику его движений режим «увядания», чтобы он как бы проседал, когда дела идут на спад?

В конце концов мы остановились на цвете и форме слегка сплюснутого шара как методе подачи одномерной информации в динамике. Людям понравился наш концепт из-за его элегантности, простоты в использовании и того факта, что преаттентивное восприятие производит расслабляющий эффект. Сфере свойственна ненавязчивость в сочетании со способностью мгновенно сообщить вам информацию, которая либо успокоит вас, либо мягко намекнет, что пора обратить внимание на состояние дел.

У сферы есть интерфейс настройки, но он расположен не на самом инструменте — вам необходимо посетить сайт, чтобы указать отслеживаемую информацию, ее источник, а также порог чувствительности, по пересечении которого цвет сферы должен измениться. Там же вы задаете цветовую палитру и то, как именно она должна меняться — постепенно перетекать из одного оттенка в другой или сменяться резко. Если бы мы начали разработку сферы сегодня, этот интерфейс существовал бы в виде приложения для мобильных устройств и был бы даже проще в использовании. Вам бы потребовалось только навести объектив встроенной камеры на сферу и назначить функционал «перетаскиванием» пунктов меню на ее изображение. Такого рода программирование физических объектов называется «дополненной реальностью».

Замечательно, что волшебные объекты не перетягивают на себя внимание, так как задействуют наше преаттентивное восприятие, первичную стадию мышления, она же система 1. Как только нам становится ясен принцип работы (какую информацию передает объект, что означают цвета), а разобраться в нем несложно, считывание данных становится незаметной частью нашей повседневной жизни. Когда сфера светится янтарным светом, наши акции становятся дороже, когда багряным — в воздухе много пыльцы. Мы впитываем эту информацию подсознательно.

Нас уже окружают объекты, которые благодаря своим преаттентивным свойствам сообщают своеобразную выжимку информации об окружающем мире. Взгляд в окно, к примеру, позволяет нам узнать время суток и погоду, а если это внутренняя стеклянная перегородка — расположение коллег в офисе. Часы делают то же. А приложения нет. Приложениям нужно время, чтобы запуститься и сориентироваться. Они почти всегда требуют полного внимания, а иконка обычно не содержит никакой предварительной информации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.