Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И РАЗМЕТКИ



Штраф составляет от 255 до 340 грн. Если при этом воз­никла аварийная ситуация - штраф увеличивается от 680 до 850 грн. Или лишение права управления на 6-12 ме­сяцев.

 

Немного отвлечемся от особенностей украинского за­конодательства и совершим небольшую экскурсию в исто­рию.

В 1903 г. на дорогах Российской империи применялось всего 4 дорожных знака. Сегодня их насчитывается более двух с половиной сотен, и они подробно регламентируют практически все стороны дорожного движения.

Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали су­чья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль них камни определенной формы.

Следующим шагом стало придание придорожным со­оружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фо­не окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дороги ста­ли ставить скульптуры (к примеру, половецкая баба) или на камнях делали надписи с названием населенного пункта, в который ведет дорога.

Впервые система дорожных указателей возникла в древнем Риме в III веке до нашей эры. На основных дорогах римляне устанавливали мильные столбы цилиндрической формы, с высеченным на них расстоянием от Римского фо­рума. Именно эта система получила широкое распростране­ние во многих странах.

Не стала исключением и Россия, где в XVI в. по ука­занию царя Федора Ивановича на дороге, ведущей из Мо­сквы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху. Петр I повелел своим указом «ставить верстовые стол­бы крашенные и подписанные цифрами, ставить по вер­стам на перекрестках руки с надписанием, куда которая лежит».

Со временем на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы красили в черные и белые полоски, обеспечивавшие луч­шую их видимость в любое время суток.

Появление на дорогах первых самодвижущихся экипа­жей потребовало коренных изменений организации дорож­ного движения. Как бы несовершенны ни были первые ав­томобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипа­жей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.

Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мне­ние необходимо реагировать.

Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорож­ные знаки: на черном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы - «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога». Спустя 5 лет поя­вился еще один знак - «Пересечение с железной дорогой».

Стремительное развитие автомобильного транспор­та ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов, начиная с 1909 года, предста­вители европейских стран регулярно собираются в Париже на конференцию по автомобильному движению, где и при­нимают изменения в «Международную конвенцию относи­тельно передвижения автомобилей», регламентирующую основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю.

Вернемся к нашей теме. Требования дорожных знаков и разметки, в целях Вашей же безопасности, надо выпол­нять. Но зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда вы­полнить их невозможно, потому что их не видно. Напри­мер, разметка покрыта снегом, затерта колесами автомоби­лей, а дорожный знак скрылся за ветками деревьев или гру­зовиком, стоящим на обочине или двигающимся по правой полосе дороги.

Если вы столкнетесь с такой ситуацией и по факту на­рушения будет составляться протокол, - обязательно ука­жите в объяснении на причины, которые помешали уви­деть дорожную разметку или знак. Их существование необ­ходимо также доказать в суде. Как это сделать? Лучше всего сделать фотографию. Это самый простой и короткий путь. В случае, если фотоаппарата не оказалось под рукой, а раз­метка была покрыта снегом, обратитесь в суд, который бу­дет рассматривать дело, с ходатайством об истребовании справки из метеослужбы о том, наблюдались ли осадки в виде снега в данной местности в конкретный день. При по­ложительном ответе отрицать, что снег скрывал разметку, будет невозможно. Аналогично нужно вести себя и в ситу­ации, когда вы вынужденно нарушили требования дорож­ной разметки в темное время суток, да еще и в дождливую погоду.

Иногда можно услышать позицию инспектора ГАИ: «А вы что, не знаете, что здесь сплошная линия?» Ответ ваш должен быть достаточно прост: «Как водитель, в своих дей­ствиях я должен руководствоваться тем, что вижу. А дан­ную разметку в условиях существующего дорожного движе­ния я не вижу».

Если дорожный знак закрыт ветвями дерева, а у вас опять не оказалось под рукой фотоаппарата, можете дей­ствовать аналогично. Письменно обращайтесь в дорожно-эксплуатационную службу и организацию, ответственную за состояние зеленых насаждений. По Закону Украины «Об обращениях граждан» организация, получившая такой запрос, обязана письменно на него ответить. Если же повест­ка из суда придет раньше, можно обратиться с ходатай­ством о перенесении заседания в связи с ожиданием отве­та из соответствующих организаций, который может послу­жить доказательством вашей невиновности.

Нередко знак невозможно заметить из-за припаркован­ного крупногабаритного транспортного средства. В таком случае в объяснении к протоколу пишите: «Дорожного зна­ка не видел, т.к. он был закрыт крупногабаритным транс­портным средством». Укажите марку и номер автомобиля, припаркованного с нарушением п. 15.9 ПДД .

Во всех этих случаях судье, рассматривающему дело, вы должны заявить ходатайство о прекращении дела за отсут­ствием состава административного правонарушения. Такое ходатайство, если оно подкреплено доказательствами, суду трудно не удовлетворить.

И все же, дабы не тратить время и средства на сбор до­казательств вашей невиновности, возите в своей машине фотоаппарат или купите мобильный телефон с таковым. И не стесняйтесь фотографировать - ведь Вы собираете дока­зательства в свою пользу. Уверены, что сам факт проведе­ния фотосъемки немного охладит пыл сотрудников ГАИ в стремлении вас наказать и зачастую может послужить при­чиной для вашего выигрыша в поединке на дороге.

ПОМНИТЕ! Наиболее частой причиной нарушения требований дорожных знаков и разметки является не ха­латность водителей, а безалаберность дорожных служб, от­вечающих за установку этих знаков. Госавтоинспекция при этом является пассивным пособником этих нарушений, по­скольку именно в ее функции входит контроль за соблюдением норм и стандартов в вопросах обеспечения безопас­ности дорожного движения, контроль за исполнением соб­ственниками автодорог требований безопасности дорожно­го движения. Об этом прямо сказано в «Положении о Госу­дарственной автомобильной инспекции Министерства вну­тренних дел», утвержденного Постановлением КМУ №341 от 14.04.1997 г.

В Госавтоинспекции вопросами контроля занимаются специализированные отделы, сотрудники которых на доро­гах не стоят. Инспекторы ГАИ, с которыми приходится об­щаться водителям, вряд ли знают требования норм, стан­дартов и ГОСТов, которым должны соответствовать дорож­ные знаки, световые сигналы (светофоры) и дорожная раз­метка. Их функция заключается в ином - следить за тем, чтобы вы соблюдали требования дорожных знаков и раз­метки и, в случае чего, наказывать вас.

Но разве вы должны нести ответственность за то, что дорожный знак висит за ветвями деревьев, его не видно в темное время суток, или он скрылся за попутным автомо­билем? Неужели вы достойны наказания за то, что в лучах солнечного света не видите сигналы светофора, что дорож­ная разметка затерта колесами автомобилей или не видна в ночное время суток?

Именно поэтому вы должны знать о том, какие же тре­бования предъявляются к дорожным знакам, световым сиг­налам и дорожной разметке. Они являются основой для ва­шего поединка с инспектором ГАИ и успешной защиты в суде.

Все они четко оговорены в международной Конвенции «О дорожных знаках и сигналах», участником которой яв­ляется и Украина, взявшая на себя международные обяза­тельства по их выполнению.

Какие ж требования предъявляются к дорожным зна­кам, светофорам и разметке? Приводить все мы не будем, их слишком много и вы можете самостоятельно ознако­миться с ними. Приведем лишь те, которые наглядно про­демонстрируют пренебрежение собственниками дорог меж­дународных требований и пояснят причины многих нару­шений.

Статья 6 Конвенции определяет установку знаков «... таким образом, чтобы их легко и своевременно могли рас­познать водители, для которых они предназначены. Любой знак, установленный на стороне дороги, соответствующей направлению движения, должен быть повторен над проез­жей частью или на противоположной стороне дороги, если местные условия таковы, что этот знак может быть во­время не замечен водителями транспортных средств, для которых он предназначен».

Статья 7 Конвенции рекомендует «...предусмо­треть в национальном законодательстве следующее; для того чтобы дорожные знаки, в частности предупреждаю­щие знаки и знаки, означающие обязательное предписание, за исключением знаков, регламентирующих остановку или стоянку на освещенных улицах населенных пунктов, были лучше видны и могли легче читаться ночью, следует осве­щать их или пользоваться светоотражающими материа­лами или приспособлениями, при условии, что это не приво­дит к ослеплению пользователей дороги».

Статья 15 Конвенции говорит, что «...предварительные указатели направлений устанавливаются на таком рассто­янии от перекрестка, которое обеспечивает их максималь­ную эффективность, как днем, так и ночью, с учетом усло­вий дороги и движения, и обычной скорости транспортных средств и расстояния, с которого виден этот знак. Это рас­стояние должно составлять не менее 50 м в населенных пун­ктах, но на автомагистралях и на дорогах со скоростным движением оно должно составлять не менее 500 м».

Статья 29 Конвенции рекомендует «...применять све­тоотражающую дорожную разметку для движущихся транспортных средств в тех случаях, когда этого требует интенсивность движения, и при плохой освещенности или при полном отсутствии освещения».

Статья 31 Конвенции оговаривает требования к участкам проезжей части дороги, на которых произво­дятся ремонтные работы. «Они должны ясно обозначать­ся сигнальными знаками: устанавливаются прерывистые или сплошные барьеры, окрашенные чередующимися бе­лыми и красными, желтыми и красными, черными и белы­ми или черными и желтыми полосами, и, кроме того, но­чью, если барьерам не приданы светоотражающие свойства, устанавливаются огни и светоотражающие приспособле­ния. Светоотражающие приспособления и немигающие огни должны быть красного или темно-желтого цвета, а мигаю­щие огни - темно-желтого цвета».

Мы думаем, что этих примеров вполне достаточно для того, чтобы понять - нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки довольно часто происходит из-за их несоответствия требованиям международных норм и стандартов.

А теперь ВНИМАНИЕ!!! Как мы уже сказали, Украина при­соединилась к требованиям Конвенции и обязалась их вы­полнять. Следовательно, дорожные знаки, разметка и све­товые знаки (светофоры) должны соответствовать требова­ниям международного документа. На самом деле это не так! В Украине существует три основных документа, в которых изложены требования к дорожным знакам, разметке и све­тофорам. И называются они ДСТУ - «Державний стандарт України»

1. ДСТУ 4100-2002 - дорожные знаки

2. ДСТУ 2587-94 - дорожная разметка

3. ДСТУ 4092-2002 - светофоры дорожные

Эти стандарты едины в одном - в них сказано, что они полностью соответствуют требованиям международной Конвенции. Однако это не совсем так!

Обратите внимание на число - 2002. Оно означает, что эти стандарты начали действовать в Украине с 2002 года. До этого действовал иной стандарт. И назывался он так - Межгосударственный стандарт ГОСТ 23457-86 «Техниче­ские средства организации дорожного движения. Правила применения». А теперь сравним содержание одной и той же статьи, но из разных стандартов. В редакции старого ГОСТа она звучит следующим образом: «На дорогах с двумя и бо­лее полосами для движения в одном направлении знаки с уче­том характера содержащейся на них информации и мест­ных условий должны дублироваться, если они могут быть своевременно не замечены водителями из-за крупногабарит­ных транспортных средств, движущихся по правым поло­сам проезжей части».

А вот редакция современная: «На дорогах з двома і більше смугами для руху в одному напрямку знаки можуть дублюватись. Необхідність дублювання знаків визначають залежно від конкретних дорожніх умов».

Если вы сравните эти два текста с редакцией Ст. 6 Кон­венции, то обнаружите, что современная украинская ре­дакция не соответствует ее требованиям. Кто и зачем это сделал? Изменения в стандарты вносил никто иной, как на­ша родная Госавтоинспекция. А вот зачем? Вывод напраши­вается сам собой - для того, чтобы водители не смогли уви­деть дорожный знак из-за крупногабаритного транспортно­го средства, двигающегося по правой полосе, со всеми вы­текающими последствиями.

При подъезде к большинству крупных населенных пун­ктов, дороги начинают приобретать цивилизованный вид -появляется две и более полосы для движения в каждом на­правлении. А вот дорожный знак с названием населенного пункта стоит всегда только с правой стороны дороги, что дает водителю все основания заявлять: «Знак не видел, по­скольку в этот момент совершал опережение крупногаба­ритного транспортного средства. Поэтому двигался со ско­ростью, разрешенной ПДД за пределами населенных пун­ктов, а именно - 90 км/час».

Если инспектор ГАИ с этим согласится, но намекнет, что при подъезде к городу и слева, и справа стояли знаки, ограничивающие скорость, водитель может заявить: «Знаки действительно видел, и я выполнил их требования до бли­жайшего перекрестка, как того и требуют ПДД».

Если вас решили наказать за нарушение требований до­рожных знаков или разметки, и все аргументы исчерпаны, выполняйте наши РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Не соглашайтесь с инспектором ГАИ, требуйте со­ставления протокола.

2) Произведите фотосъемку дорожной обстановки (разметки, знака и т.д.).

3) В пояснениях к протоколу пишите: «Требования до­рожного знака (разметки) не смог выполнить, поскольку его (ее) не видел в момент управления транспортным сред­ством. Возможной причиной является несоответствие до­рожного знака (разметки) требованиям ДСТУ. Для выясне­ния данного обстоятельства, подробного анализа ситуа­ции, приведшей к нарушению, и сбора доказательств прошу рассмотрение дела отложить и передать его на рассмотре­ние суда по месту моего жительства (пребывания)».

4) При обжаловании постановления загляните в ДСТУ. Вы можете обнаружить, что сам дорожный знак, место его расположения или дорожная разметка, не соответствуют его требованиям. Это и будет доказательством вашей пра­воты.

Далее мы приведем наиболее интересные требования стандартов, а с полным содержанием вы сможете ознако­миться в Приложении.

- Технические средства организации дорожного дви­жения, применение которых было вызвано причинами вре­менного характера - дорожно-ремонтные работы, сезон­ные особенности движения и т.п., должны быть немедлен­но демонтированы после устранения указанных причин.

- В одном поперечном сечении дороги допускается уста­навливать не более трех знаков, без учета дублирующих зна­ков и знаков дополнительной информации (табличек).

- Знаки, установленные на дороге последовательно, за исключением знаков, установленных на перекрестке, долж­ны быть расположены вне населенных пунктов на расстоя­нии не менее 50 м, а в населенных пунктах - не менее 25 м друг от друга.

А вот требования стандартов, которые далеко не всег­да соблюдаются:

- Знаки со световоз вращающей поверхностью должны применяться на участках дорог без стационар­ного освещения, знаки с внутренним и внешним осве­щением - на участках дорог со стационарным освеще­нием.

- Знаки со световозвращающей поверхностью допуска­ется применять на участках дорог со стационарным осве­щением, если обеспечивается видимость знаков с расстоя­ния не менее 100 м.

Дорожная разметка, или вернее сказать, ее качество за­служивает отдельного внимания. Поэтому мы расскажем об основных требованиях ДСТУ к ней. Во-первых, о видимо­сти разметки. Стандарты предписывают следующую види­мость разметки:

 

РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ, М
Классификация дорог и улиц Максимально разрешенная скорость км/час День Ночь  
продольная поперечная продольная поперечная  
  Дороги общего пользования:              
-автомагистрали  
- иные дороги  
-дороги в пределах населенных пунктов  
Улично-дорожная граница города и иных населенных пунктов:            
- магистральные улицы и улицы общего назначения  
- улицы и дороги местного значения  
                 

 

Примечание: Расстояние видимости определяется с высоты 1,2 метра (уровень глаз водителя) подуровнем проезжей части, с автомобиля, который стоит на сухой поверхности, при метеорологическом расстоянии видимости не менее 1000 метров.

Думаем, что комментарии здесь излишни. Напрашивается лишь вопрос - как можно выполнять требования того, чего не видно?

Приведем и другие основные требования к дорожной раз­метке:

- На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима: снег, грязь и т.п., или не мо­жет быть восстановлена, должны быть установлены соответ­ствующие по значению дорожные знаки.

- На дорогах государственного значения горизонтальная раз­метка должна быть световозвращающая, а на других - преиму­щественно световозвращающая.

- Для увеличения расстояния видимости горизонтальной разметки в темное время суток, на участках дорог, которые не имеют стационарного электрического освещения, к разметоч­ным материалам необходимо добавлять световозвращающие добавки (стеклянные микрошарики) или придавать поверхности грубошерстную форму. Поверхность «кнопок» должна быть све-товозвращающей.

Дорожная разметка, которая нанесена на наших дорогах, соответствует требованиям ДСТУ только на протяжении вес­ны, после обновления. Но это не касается ее светоотражающих свойств, что дает вполне законные основания утверждать: «Раз­метку не видел».

Выше приведенные РЕКОМЕНДАЦИИ применимы и к светофо­рам. К примеру, вы знаете, сколько по времени должен мигать зе­леный свет перед переключением на желтый - не менее 3 секунд. Сколько видов светофоров существует - пятьдесят шесть! Где, как и какие из них должны устанавливаться? Какая должна быть осе­вая сила света? Какие требования к доминантной длине волны из­лучения? Вы знаете, что солнечные лучи не должны влиять на раз­личение водителем сигналов светофора?

Все требования к светофорам оговорены в ДСТУ 4092-2002 «Национальный Стандарт Украины «Светофоры дорожные».

Мы не призываем вас изучать содержание всех требований к светофорам. И рассказываем все это для того, чтобы вы четко по­нимали - обвинения инспектора ГАИ по поводу проезда на запре­щающий сигнал светофора, еще не означает вашу вину. Вполне возможно, что сам светофор не соответствует требованиям стан­дарта и, таким образом, не обеспечивает безопасности для участ­ников дорожного движения.

Говоря о дорожных знаках, отметим еще одно явление - «не­ уставные» дорожные знаки. Что это такое? Чаще всего, это ком­бинация дорожных знаков и различных табличек к ним. К при­меру, висит знак «Движение запрещено», табличка снизу гласит: «Транзит». Или, например, знак «Остановка запрещена» снабжен табличкой «Кроме автомобилей...», далее название соседней фир­мы или учреждения. Противоположный пример - висит знак «Ме­сто для стоянки», под ним опять табличка «Только для автомоби­лей. ..», и вновь указываются избранные.

За нарушение требований таких знаков сотрудники ГАИ пы­таются сплошь и рядом наказывать водителей, часто - успешно. Как быть в таких случаях?

Ответ на этот вопрос дает Ст.41 Закона Украины «О дорож­ном движении»: «Вопросы организации движения и его безопасно­сти регулируются Правилами дорожного движения, утверждаемы­ми Кабинетом Министров Украины».

Обращаемся к ПДД, которые дают исключительный перечень дорожных знаков. Внимательно изучаем раздел 7 в Приложении к ПДД, который так и называется «Таблички к дорожным знакам». Там же указано, какие именно таблички и с какими дорожными знаками применяются. Упомянутых выше сочетаний нет!!! Един­ственная табличка, которая дает исключения из правил в некото­рых случаях - «Инвалид».

Подобные знаки являются творческой инициативой местных властей, которая теоретически не могла обойтись без согласования с Госавтоинспекцией. Но, к сожалению, и тех и других, в ПДД есть пункт 32. «Отдельные вопросы дорожного движения, требующие согласования с Госавтоинспекцией», где случаи установки «неу­ставных дорожных знаков» не предусмотрены.

Как мы уже сказали, вопросы организации движения отнесе­ны к ПДД непосредственно Законом. Это значит, что никто - ни ГАИ, ни местные власти - не имеют права придумывать что-то но­вое, ПДД не предусмотренное. Это вытекает из Ст. 19 Конститу­ции, согласно которой должностные лица государственных орга­нов власти обязаны действовать только в пределах и способами, прямо установленными Законом.

Таким образом, ни местные власти, ни ГАИ не имели права устанавливать дорожный знак, снабженный непредусмотренной никакими нормативными актами табличкой и, тем более, не име­ют права составлять протоколы за нарушение требований таких знаков.

По этой причине если даже и существуют какие-либо ведом­ственные акты, разрешающие установку непредусмотренных ПДД знаков, и сотрудники ГАИ, и участники движения обязаны руко­водствоваться не ими, а требованиями ПДД и, в конечном счете, Закона.

Что делать, если вас обвинят в невыполнении требований, снабженных незаконными табличками знаков?

Прежде всего, достаньте ПДД, которые всегда нужно иметь в машине, и предложите инспектору ГАИ показать вам соответству­ющую табличку: «Вот когда покажете, тогда я и признаю, что ва­ши требования и требования знака - законны, а я нарушил Пра­вила». С перечнем табличек ознакомьтесь заранее, чтобы не посра­миться. Если инспектора ГАИ не удовлетворили ваши пояснения и он составляет протокол, выполняйте наши РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) В объяснениях к протоколу укажите: «Свою вину не при­знаю, потому что табличка, которой снабжен знак, не предусмо­трена ПДД, а следовательно, ее установка, а также требования инспектора противоречат ст. 19, ч.1 ст. 16, ч.2 ст.41 Закона «О дорожном движении».

2) После этого заявляйте ходатайство в суд о прекращении дела. Вряд ли судья, который будет рассматривать дело, сможет признать вас виновным в нарушении ПДД и применить меру ад­министративного воздействия.

Отдельно стоит остановиться на «неуставном» примене­нии знака, запрещающего въезд и именуемого в простонародии «кирпич». Его можно увидеть где угодно - над дворовы­ми арками, при подъездах к админзданиям, на лесных дорогах и т.д. Неуставное применение этого знака, как правило, свя­зано с желанием определённой группы лиц ограничить въезд на свою территорию посторонним посетителям. Поэтому, вы должны знать - требования по установке этого знака чётко оговорены требованиями Госстандарта - ДСТУ 4100-2002 -дорожные знаки, п. 10.5.20. Процитируем их: «Знак 3.21 при­меняется для запрета въезда всех транспортных средств в слу­чаях, когда необходимо:

- упредить встречное движение транспортных средств на участках дорог с односторонним движением;

- упредить въезд транспортного средства навстречу обще­му потоку на дорогах, обозначенных знаком 5.8. «Дорога с полосой для движения маршрутных транспортных средств»;

- организовать отдельный въезд и выезд на площадках для стоянки автомобилей, площадках для отдыха, АЗС и т.д.

- запретить въезд на отдельную полосу для движения».

Вот и всё, иных случаев установки этого знака не предусмо­трено. То же самое касается и знака «Остановка запрещена». Пункт 10.5.29 ДСТУ предписывает, что при наличии двух полос и более для движения в одном направлении знак устанавливается лишь в тех местах, где интенсивность движения автомобилей может соз­дать повышенную опасность столкновений. Интенсивность дви­жения определяется количеством проехавших за один час автомо­билей и составляет от 300 до 600 авт/час, в зависимости от катего­рии дороги.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.