Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Урок 7. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.



Цель урока: Объясните опасность движения на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. Закрепить знание о дорожных знаках, предупреждающих о подобной опасности.

Оборудование: брошюры ПДД, плакаты по теме.

Рекомендации к проведению урока.

Что означает термин «Недостаточная видимость»? (Вспомнить урок 6-9 класс).

Видимость на дороге играет важную роль в безопасности дорожного движения, так как более 90% информации, необходимой для управления велосипедом, человек получает через зрение. Туман - серьёзное препятствие для обеспечения видимости. В европейской части страны в течение года насчитывается около 40 туманных дней. Из-за плохой видимости случается 1-1.5% всех дорожных происшествий. Самый частый вид аварий в этих условиях – попутные столкновения транспортных средств. Причина в том, что туман, кроме ухудшения общей видимости на дороге, существенно снижает истинные расстояния и скорость движения транспорта. Так, дистанция до встречного автомобиля в тумане кажется больше, а скорость его меньше, чем на самом деле. При длительной поездке в тумане устают глаза, снижается острота зрения. Его коварство проявляется и в том, что он способен изменять цвета. Так, жёлтый сигнал светофора кажется красным, а зелёный – жёлтым.

Всегда надо быть готовым остановить транспортное средство в пределах видимости; не выезжать на середину дороги, держаться как можно ближе к краю проезжей части; избегать перестроений, опережений и обгонов. Такие действия в тумане опасны вдвойне. Если туман сгустился настолько, что видимость стала менее 10 м, то поездку необходимо прервать и сделать остановку.

Какой знак предупреждает о данной опасности? 1.30. «Прочие опасности!» предупреждает. Что на лежащем впереди участке дороги могут поджидать различные опасности: часто образуется туман, рядом с дорогой крутой обрыв и т.д.

Какие световые приборы должны быть включены на транспортном средстве в условиях тумана? Для ответа используйте ПДД (раздел 19).

Когда дорога становится скользкой, это сразу делает дорогу опасной. Значительно возрастает тормозной путь, любые резкие повороты руля или торможение могут привести к заносу автомобиля, а велосипедиста – даже к падению. Вероятность оказаться в дорожном происшествии в 1.5 раза выше, чем на сухой дороге.

Скользкой считается дорога с низким коэффициентом сцепления колеса с покрытием. Величина эта зависит от многих факторов, например, от состояния дорожного покрытия, степени изношенности рисунка протектора шин и т.д. Так, доля мокрого покрытия она в 2 раза меньше, чем для сухого. В то же время длина тормозного пути изменяется пропорционально величине данного коэффициента.

Какой знак предупреждает водителя: впереди – скользкий участок дороги? 1.15. «Скользкая дорога». Вне населённых пунктов устанавливается на расстоянии 150-300 м, а в населённых – за 50-100 м до начала опасного участка.

Из-за чего дорога может быть скользкой? Наиболее частая причина – мокрая проезжая часть от прошедшего дождя или таяния снега. Водяная плёнка резко уменьшает контакт колеса с поверхностью дороги. Спутник мокрой проезжей части – грязь. Она обычно разносится колёсами автомобилей на дорогу со строек, с полей и просёлков. Ещё одна причина – свежеуложенный асфальт. Выступивший на поверхность битум является той смазкой, которая ведёт себя также как плёнка воды или слой грязи. Иногда проходит несколько недель, пока этот вяжущий слой стирается колёсами.

Какие правила безопасной езды велосипедисту нужно соблюдать на скользкой дороге? их несколько:

- скорость движения должна быть выбрана с учётом возможности вовремя остановиться в случае неожиданно возникшей опасности;

- избегать резких торможений и поворотов руля;

- действия должны быть плавными, а сама езда – равномерной;

- при заносе, возникшем во время движения на высокой скорости, необходимо руль велосипеда повернуть на некоторый угол в сторону заноса и, как только занос прекратится, вновь вернуться к прямолинейному движению.

В средней полосе дождь идёт каждый второй-третий день в году. В такой ситуации резко ухудшается видимость, увеличивается тормозной путь, появляются другие негативные факторы. Если едешь в городе или населённом пункте, то можно переждать ненастье. Но порой случается, что ехать волей-неволей надо. Наиболее опасным считается самый начальный период дождя. Первые его капли, смешиваясь с пылью, грязью, масляными каплями, образуют на поверхности дороги тонкий слой плёнки – грязевой смеси, из-за чего сцепление колёс с дорогой резко уменьшается. Проходит не одна минута, прежде чем дождь смоет пыль и грязь с поверхности дороги и коэффициент сцепления покрытия несколько повысится. Но и тогда велосипедиста подстерегает много опасностей. Одна из них – вода, попадая на тормозную накладку ручного тормоза, значительно снижает его эффективность. Поэтому после проезда луж необходимо подсушить накладку, слегка притормаживая ручным тормозом на прямолинейном участке дороги.

Лужи – ещё одна опасность. Конечно, самое лучшее – объехать их по проезжей части или обочине, если этим не помешать транспорту и пешеходам. Но если выбора нет, то следует ехать с такой минимальной скоростью, при которой возможно преодолеть сопротивление воды и не обрызгать пешеходов.

Самая опасная спутница дождя – гроза. Можно ли ехать на велосипеде в грозу? Практика показывает, что вероятность попадания молнии в велосипедиста очень мала – опасность такая же как и для пешехода на открытой местности. Но всё же лучше не рисковать и переждать грозу в каком-нибудь укрытии, ведь продолжительность её всегда меньше дождя.

Какие опасности подстерегают зимой? Их много. Но самые серьёзные – это образование колеи и сужение дороги из-за неубранного обычно снега у края проезжей части, а также значительное снижение сцепных качеств колеса с дорогой. Вероятность оказаться в аварии зимой в 3-4 раза выше, чем летом. Снежный накат или гололёд – серьёзное препятствие для транспорта, повышается вероятность «юза», и, самое главное, непредсказуемо увеличивается тормозной путь. Вот почему основными правилами движения по зимней дороге должна быть умеренная скорость, осторожность в выполнении манёвров, соблюдение безопасных боковых интервалов с другими транспортными средствами, отказ от резких торможений.

Основное правило для пешеходов в условиях тумана, дождя, гололёда – осторожность и ещё раз осторожность.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.