Цель урока: дать понятие дорожной ситуации – «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Оборудование: соответствующие плакаты.
Рекомендации к проведению урока.
Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы?
1.Привычка «смело» выходить или выбегать из-за кустов, деревьев и других мешающих обзору предметов.
На улице кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой опасность. Это и есть ситуация – «ловушка», ситуация закрытого обзора.
Что самое опасное на улице. Почему? Стоящая машина так как она мешает во время заметить опасность.
Какая машина опаснее, которая стоит или едет? Опасны обе, но стоящая опаснее, потому что может скрывать за собой другую машину. Та, которая движется, менее опасна; заранее увидев ее, всегда можно отойти.
Какая из стоящих машин опаснее других? Та, которая выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер, автомобильный кран, - они больше всего мешают увидеть опасность.
Чем опасны машины, стоящие у светофора? Пока они трогаются, из-за них может выехать другая машина.
Чем опасна машина, стоящая в ожидании «стрелки» для поворота направо? За ней могут быть не видны машины, которые едут прямо.
Рисунок 4. От «бытовой» привычки к трагедии на дороге.
2.Привычка небрежно смотреть по сторонам и сразу начинать движение
3.Привычка оценивать обстановку без поворота головы.
4.Привычка начинать движение, не оглядевшись (например, в игре). Вы привыкли бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забыть об опасности, которой подвергнуты дети на дороге. Был такой случай, когда семилетняя девочка знала, как следует переходить дорогу, безошибочно отвечала на вопросы по ПДД, но это не помешало ей, увидев свою учительницу, опрометью броситься навстречу, и только благодаря отличной реакции водителя удалось избежать наезда. Существуют три главных правила для безопасности на улице:
А) никогда не выходи на дорогу, не осмотрев ее поворотом головы;
Б) никогда не выходи на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору; в крайнем случае остановись и внимательно посмотри, что там за …;
В) никогда не выходи на проезжую часть «с ходу», следует приостановиться и осмотреться.
5.Привычка отступать, делать шаг назад не глядя, отступать, отскакивать не поглядев, что за спиной. На проезжей части шаг назад может быть шагом под колеса
6.Привычка оглядываться, когда вас позовут. При переходе улицы это опасно.
7.Привычка двигаться бегом. Движение бегом делает наблюдение ненадежным. Тот, кто бежит, уже не наблюдает. Он смотрит прямо перед собой, а не по сторонам, не поворачивает голову вправо и влево.
8.Привычка двигаться непрерывно, не останавливаясь. Перед выходом на проезжую часть всегда следует остановиться и посмотреть по сторонам с поворотом головы.
9.Привычка двигаться по кратчайшему пути, наискосок. На дороге так двигаться нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к машинам.
10.Привычка совмещать движение с оживленной беседой. Разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения. Те, кто оживленно разговаривают, уже не наблюдают, а смотрят (посматривают) друг на друга.
11. Привычка спешить. В спешке человек забывает обо всем. Тот, кто спешит, тот не наблюдает. Оставьте спешку на тротуаре.
12. Привычка не крепко держать родителей (взрослых) за руку, нередко вырываться от них.
Учитель читает отрывок и обсуждает его с учениками.
«Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделен от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми, забыв обо всем на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своем мяче. Еще мгновение и ребенок окажется под колесами тяжелой машины. Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону (благо, встречная полоса была свободна), чтобы хоть как-то смягчить удар. Но все же наезд произошел. Ведь несчастья могло и не быть, знай мальчик (продолжают рассказ ученики).
Что же должен знать ребенок, оказавшись в подобной ситуации? Он допустил самое распространенное нарушение правил дорожного движения: внезапно выскочил на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзорность, - кустов. Игра, игрой, но подбежав к дороге ему следовало бы остановиться, посмотреть налево и, удостоверившись в том, что поблизости автомашин нет, дойти до середины проезжей части и подобрать свой мяч. После этого посмотреть направо, закончить переход. А лучше всего выбирать более безопасное место для игр: двор, сквер, парк – как можно дальше от дороги.
Улица обманчива тем, что она такая же серая, как тротуар и дорожка возле дома. Кажется, что и правила поведения могут быть такими же. Нет! На улице, где машины, особый транспортный мир, здесь нужны особые привычки, особые наблюдения, продуманные действия.
Закончить урок можно разбором различных ситуаций на дороге.