Автомобиль стал неотъемлемым спутником прогресса общества, он оказывает неоценимую помощь человеку как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пассажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Конечно, ребенок может получить травму и не от транспорта – ведь дети часто падают, играя в подвижные игры. Но ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны: в основном это черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей.
Человек беззащитен перед движущимся автомобилем, тем более, если это ребенок. Стоит ли подвергать себя опасности, если есть надежные средства безопасного поведения на дороге, надо только ими пользоваться. А средства эти просты – глубокие знания и культура поведения на улице.
Вопросы для учащихся.
Какие виды транспортных средств вы знаете? Каково их назначение?
Виды транспортных средств.
1.Легковой транспорт: автомобили (назвать разные марки).
2.Грузовой транспорт и спецмашины (самосвалы, фургоны, трейлеры, поливальные, снегоочистительные, бульдозеры).
3.Мотоциклы мотороллеры, мопеды, велосипеды.
4.Общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро (вспомнить, что называется «маршрутным транспортным средством»).
5.Сельскохозяйственные и самоходные машины.
Люди, пользующиеся для передвижения автобусом, троллейбусом, трамваем, такси или другими транспортными средствами, называются пассажирами. Каждый пассажир должен точно выполнять свои обязанности, которые изложены в Правилах дорожного движения» (раздел5) и в Правилах пользования общественным транспортом», утвержденных местными органами власти. В чем заключаются эти правила?
Ожидать транспортное средство нужно только на остановках, которые обычно обозначены указателями. Место ожидания на проезжей части обводится белой сплошной линией и называется посадочной площадкой. Если такой площадки нет, то ожидать транспортное средство необходимо на тротуаре или обочине дороги против указателя остановки. При этом выходить на проезжую часть запрещено.
Садиться в троллейбус, автобус, трамвай и другие транспортные средства можно лишь после полной их остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка – через передние. Если есть несколько дверей, то для ориентации пассажиров вывешивают таблички: «Вход», «Выход». Ни в коем случае нельзя прыгать в автобус, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспортное средство.
Запрещается стоять на выступающих частях и подножках машин. Войдя в салон автобуса или в вагон трамвая, пассажир должен пройти в среднюю его часть, чтобы не затруднять посадку.
Покупка билета на право проезда или предъявление проездных документов являются первейшей обязанностью каждого пассажира. Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, чтобы не толпиться в проходе. При этом необходимо помнить, что передние места отводятся пассажирам с детьми, инвалидам и престарелым гражданам, которым нужно всегда уступать место. Если пассажир выходит на ближайшей остановке, то он может заблаговременно пройти поближе к передней двери.
В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен пассажирам. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя разговорами, спрашивать названия остановок и т.д.
Некоторые пассажиры при движении транспорта, когда в салоне людно, прислоняются к дверям. Это строго запрещается, так как при езде возможно открывание дверей, и пассажир может оказаться на проезжей части. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять какие-либо предметы. Движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.
Запрещается перевозить в общественном транспорте взрывчатые вещества, пачкающие, острые и колючие предметы, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Для перевозки колющих или режущих предметов требуется их тщательная упаковка.
Находясь в общественном транспорте, пассажир обязан выполнять указания кондуктора или водителя. Высаживаться из транспортного средства можно лишь при полной его остановке.
Пассажир, вышедший из автобуса, должен сразу же пройти на тротуар, не задерживаясь на проезжей части.
Многие жители городов и деревень пользуются собственными легковыми автомобилями или такси. Садиться и высаживаться из таких транспортных средств можно лишь со стороны тротуара или обочины дороги, так как мимо остановившегося автомобиля с левой его стороны движется другие машины. Если посадка и высадка производятся с левой стороны автомобиля, это мешает проходящим транспортным средствам, да и пассажиры подвергают себя опасности.
На переднем сидении легкового автомобиля запрещается перевозить детей моложе 12 лет. При движении в автомобиле, оборудованным ремнями безопасности, водители и пассажиры должны быть пристегнуты ими.
Викторина «Пассажир».
Кого называют пассажиром? Каковы общие обязанности пассажиров? Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются? Что запрещается делать пассажиру при движении транспортного средства? Каков порядок посадки и высадки из автобуса, троллейбуса, трамвая? Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус? Как надо обходить стоящий трамвай? С какой стороны следует выходить из машины и почему? Почему запрещается цепляться за грузовые автомашины и прицепы?
Завершить урок можно разбором дорожно-транспортных происшествий, совершенных по причине невыполнения правил пользования транспортом.
Урок 4. Основные понятия и термины Правил дорожного движения.
Цель урока: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД – это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Оборудование: брошюры «Правил дорожного движения», набор дорожных знаков.
Рекомендации к проведению урока.
Высокий рост автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения на улицах и дорогах требуют строгого выполнения Правил дорожного движения. А ведь ежедневно каждый из нас оказывается участником движения в качестве пассажиров, пешеходов, а в летнее время и в качестве водителей велосипедов. От дисциплины всех участников дорожного движения зависит спокойствие и порядок на улицах, а также работа транспорта в целом. Недисциплинированное поведение детей и подростков, особенно в городах с интенсивным движением, является основной причиной дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Знать и соблюдать дисциплину, Правила дорожного движения должны не только водители всех автомототранспортных средств, но и пешеходы, и пассажиры. Правила движения – закон улиц и дорог для всех. И этот закон надо строго выполнять. Правила являются едиными для всей территории Российской Федерации и помогают установить порядок движения по улицам, площадям и другим проездам в городах и населенных пунктах, а также по дорогам. Действие Правил распространяется и на дворы, и на внутриквартальные проезды жилых массивов, проезды, находящиеся на территориях промышленных предприятий, карьеров, складов, участков лесосек. Соблюдение Правил обязательно для всех граждан и организаций. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Настоящие Правила введены в действие 1 июля 1994 года и включают в себя 24 раздела, вот некоторые из них ( найти в брошюре ПДД).
Общие положения (1).
Общие обязанности водителей (2).
Обязанности пешеходов (4).
Обязанности пассажиров (5).
Сигналы светофора и регулировщика (6).
Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также погону животных (24).
Более подробно можно остановиться на разделе (1). «Общие положения» (разъяснить каждый термин).
Особое внимание уделить следующим терминам:
«Участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
« Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
«Пешеходный переход» – участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 или разметкой 1.14.1-1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2 ( научить учащихся ориентироваться в цифровом обозначении).
На прошлом занятии ребята уже усвоили термин «Дорога», на данном уроке они должны усвоить различие между проезжей частью, полосой движения и разделительной полосой.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей. «Разделительная полоса» – конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов. Разделительной полосой может быть бетонный бордюр с газоном, ограждение. «Полоса движения» – любая из продольных полос проезжей, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Проезжая часть поделена на полосы движения, а между собой они отделены разделительной полосой.
Можно разъяснить термины «Стоянка» и «Остановка», выделить принципиальные различия и найти соответствующие им знаки.
К Правилам дорожного движения есть приложения №1 «Дорожные знаки и №2 «Дорожная разметка и ее характеристики».
Более подробно необходимо остановиться на дорожных знаках. Вспомнить, на какие группы они делятся.
Учитель показывает дорожный знак, ученик объясняет, к какой группе знаков он относится и что обозначает. Можно пользоваться брошюрой ПДД, чтобы лучше в ней ориентироваться и развивать зрительную память на дорожные знаки. Данное задание лучше превратить в игру. Тому, кто дал правильный ответ, начисляется очко. Выигрывает набравший наибольшее количество правильных ответов. По результатам игры можно поставить оценки. Если ученики хорошо ориентируются в брошюре и в дорожных знаках, то на следующем этапе закрепления можно предложить игру «Знаток дорожных знаков».
На столе все знаки перемешаны. Команда и нескольких учеников выбирает знаки определенной группы (группу знаков можно определить по жеребьевке) и закрепляет их на стенде. Выигрывает команда, выполнившая задание.