Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 5. Правовое регулирование занятости



§1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации

Правовую основу отношений в сфере занятости составляют, прежде всего, ст. 34 и 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующие гражданам свободное распоряжение своими способностями к труду. Из специальных законов, затрагивающих рассматриваемую сферу, в первую очередь необходимо отметить Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Данный закон устанавливает, что гражданам Российской Федерации гарантируются:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Обеспечение указанных гарантий возложено, в первую очередь, на государственную службу занятости. Государственная служба занятости населения включает:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая в настоящее время находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Функции Федеральной службы по труду и занятости были определены Положением о ней, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации[27].

Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

– контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы;

– оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Помимо Федеральной службы по труду и занятости определенные полномочия в сфере занятости имеются также у Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и некоторых других органов.

Полномочия в сфере занятости могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

1) пособия по безработице;

2) стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

4) материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.

Кроме того, содействие трудоустройству граждан могут оказывать и органы местного самоуправления.

 

§2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного

Юридически понятия «безработный» и «не имеющий работы» не совпадают, поскольку безработный гражданин согласно действующему законодательству обладает особым правовым статусом. В частности только приобретение этого статуса дает гражданину право, например, на получение пособия по безработице. Статус безработного в РФ гражданин может получить при одновременном наличии пяти условий (ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособен. Трудоспособность гражданина зависит от возрастного и медицинского критериев. Так по общему правилу трудоспособность гражданина наступает с 16 лет и прекращается при достижении пенсионного возраста, то есть 55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин. Заметим, что некоторые категории лиц (например, работающие на подземных работах, работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и т.п.) имеют право на досрочную пенсию по старости (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.). Такие граждане по прямому указанию закона также не могут быть признаны безработными, если им уже назначена пенсия (ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

По медицинскому критерию не признаются безработными полностью нетрудоспособные лица. Само по себе наличие инвалидности не может служить основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Степень ограничения трудоспособности лица определяется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭК).

Во - вторых, получить статус безработного может только тот гражданин, который не имеет работы и заработка. Не может быть признан безработным занятый гражданин. При этом понятие занятого гражданина определяется законодателем весьма широко. Так, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми гражданами признаются:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Третье условие — готовность приступить к работе. Так, например, на этапе регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы орган занятости может предложить ему возможность трудоустройства. При этом если гражданин откажется от двух вариантов подходящей работы (о понятии подходящей работы речь пойдет далее), то он не может быть признан безработным.

Четвертое – для того, чтобы получить статус безработного гражданин должен быть в установленном порядке зарегистрирован в органах занятости.

Наконец, в пятых, зарегистрированные граждане должны быть не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.