Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ (VI — начало XX вв.)



 

 

Попытки обозреть историю отечественной педагогической мысли и воспитания от истоков до наших дней ставят ряд сложнейших проблем прежде всего методологического плана. Смежные науки изобилуют богатейшим исследовательским материалом, разнообразием концепций, гипотез, версий и т. д. Историк педагогики не только перед трудным выбором своих исходных позиций, но и в состоянии их постоянной корректировки: столь стремительно развиваются постсоветские общественные науки.

Использование цивилизационного подхода к изучению генезиса гуманистической традиции в отечественном историко-педагогическом процессе необходимо предполагает обращение к тем историко-философским воззрениям, в которых история России рассматривается в русле развития цивилизаций. Из далеко не однозначных позиций отечественных историков — «цивилизационщиков» выделим в качестве исходных следующие положения. Россия — это локальная цивилизация, имеющая самобытную, уникальную культуру. Ее «срединное положение» между западной и восточной цивилизациями, «дрейф в силовых полях» обеих цивилизаций обусловили наличие в российской культуре черт культур Запада и Востока. Россияне — это супер-этнос, в культурном развитии которого сложно переплетаются русско-христианско-православные, тюркско-исламские и многие другие культурные традиции. Гуманистическая педагогическая традиция, испытавшая разнообразие культурных влияний, а с XVIII века развивавшаяся в русле европейской культуры, отличается самобытным характером и уходит корнями в глубины исторической жизни народа.

В аспекте аксиологического подхода к анализу гуманистической традиции в отечественной педагогической мысли существенно значимым представляется обращение к концепции исторического пути России в «поле антагонистических столкновений» двух начал: «почвы» и «цивилизации» (В. Ключевский и др.) и связанной с нею концепции «раскола» как символа развития русской культуры, результата изменений в духовной жизни людей — смены духовно-нравственных идеалов и ценностей. В таком ключе возможно экстраполировать в область истории педагогической культуры характеристики периодов «раскола», имеющиеся в отечественной культурологии. Изменения в жизнесмыслах универсалий культуры объясняют изменения в содержании педагогических категорий, динамику гуманистических идей в педагогических воззрениях. По-иному предстает история народной педагогики, выросшей на почве языческой дохристианской культуры, испытавшей духовно-нравственную «прививку» православия, на протяжении веков социальных и культурных перемен остававшейся основой воспитания народа.

Среди историков отечественного образования выделим концепцию П. Ф. Каптерева, в которой историко-педагогический процесс предстает как «саморазвивающаяся система»; ее ведущая тенденция — нарастание гуманистических начал воспитания. «Дело всюду начинается с того, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающие поколения к... общественно-политической организации... В такой односторонности и узости понимания человеческой природы лежит залог дальнейшего движения воспитания. Постепенно нарастает и крепнет убеждение, что человеческая природа шире, разнообразнее и богаче той узенькой рамки, в которую ее стараются втиснуть, что свойства ее не исчерпываются качествами гражданина такого-то государства, члена такой-то церкви и т. п., что нужно понять человека более свободно и беспристрастно... когда воспитанию ставятся более широкие задачи, оно оказывается относительно свободным и самостоятельным, так как оно служит прежде всего развитию человеческой природы, выявлению всех ее свойств, а не каким-либо специальным общественным целям» (4).

Такой «системный подход» ориентирует на изучение гуманистической традиции в отечественной дореволюционной теории и практике воспитания в противостоянии государственной образовательной политике общественных сил, в ее влиянии на педагогическое самосознание общества, рост общественных инициатив в организации школьного дела.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.