Базисные условия поставки (далее - БУП), наряду с Условиями платежа, являются одним из двух самых обязательных из входящих в группу обязательных контрактных условий. Чаще всего в отдельный раздел не выделяются (исключение составляют типовые контракты), поскольку ссылка на базис поставки традиционно содержится как минимум в двух разделах: "Предмет контракта" и "Цена и общая сумма контракта".
Базисными условиями поставки называются, во-первых, потому, что являются базой (основой), определяющей содержание внешнеторговой цены в зависимости от распределения транспортных расходов по доставке товара между Продавцом и Покупателем (поскольку расходы Продавца входят в цену товара), и, во-вторых, потому, что регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.
В связи со своей второй функцией любой базис поставки регулирует 3 ключевых "транспортных" вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:
1. Распределение между Продавцом и Покупателем транспортных расходов по доставке товара (то есть определение, какие расходы и до каких пор несет Продавец, и какие, начиная с какого момента, - Покупатель).
2. Момент перехода с Продавца на Покупателя: а) рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза; б) права собственности на товар.
3. Дату поставки товара (то есть определение момента фактической передачи Продавцом товара в распоряжение Покупателя или его представителя - например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).
Основной межд. Документ - "ИНКОТЕРМС" - издание Международной торговой палаты (МТП), последняя редакция которого вышла в 2000 г. В "ИНКОТЕРМС-2000" содержится трактовка 13 базисных условий поставки, расположенных последовательно одно за другим по принципу возрастания расходов и ответственности Продавца по доставке товара, то есть от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки "ЕхWorks" - "с завода") до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие 'DDР" - "поставка с оплатой пошлины", то есть "поставка полностью оплачена").
В Инкотермс 2000 условия были для облегчения понимания сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца ("E" - термин - EX WORKS); далее идет 2 группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем ("F" - термины - FCA, FAS и FOB); далее "C" - термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, "D" - термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).
Группа Е Отправление – EXW - Франко завод (... название места)
Группа F Основная перевозка не оплачена: FCA - Франко перевозчик (... название места назначения);
FAS - Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки); FOB - Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа С Основная перевозка оплачена: CFR – Стоимость и фрахт (... название порта назначения); CIF – Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения); CPT - Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения); CIP- Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения).
Группа D Прибытие: DAF – Поставка до границы (... название места доставки); DES – Поставка с судна (... название порта назначения); DEQ – Поставка с пристани (... название порта назначения); DDU - Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения); DDP - Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения).