Правовой основой, которая регулирует взаимоотношения грузовладельца и перевозчика при внутренних и внешних перевозках, служат международные договоры, постановления правительства, Кодекс торгового мореплавания (КТМ), Устав железнодорожного, автомобильного, речного транспорта, Воздушный кодекс, а также различные инструкции и положения межведомственного характера. В настоящее время деятельность автоперевозчиков на территории СНГ определяют двухсторонние соглашения.
Регулирование транспортных услуг
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) устанавливает нормы и правила, которые должны обеспечить условия доступа на рынки услуг. В отличие от торговли товарами, торговля услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими инструментами внутреннего законодательства.
На каждом виде транспорта существуют свои специфические правовые нормы, которые ограничивают его деятельность на мировом рынке.
Морской транспорт.
Гамбургские соглашения (вступили в силу с 1 ноября 1992 г) значительно расширили и уточнили правила перевозки грузов и оформление документов. Россия не является участницей этого соглашения. Выполнение Гамбургских правил становится обязательным для отечественных грузоотправителей при оформлении договора морской перевозки с иностранными перевозчиками. При фрахтовании российских судов применяются положения Кодекса торгового мореплавания СССР (КТМ) 1968 года (последняя редакция 1972). Перевозки грузов регламентируются также межправительственными соглашениями о морском торговом судоходстве с соответствующими сторонами.
Речной транспорт.
Осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта. Для захода иностранных судов в России открыты устьевые речные порты: Санкт-Петербург, Калининград, Светлый, Азов, Ейск, Астрахань и Комсомольск-на-Амуре.
Воздушный транспорт.
Его деятельность регулируется Варшавской конвенцией 1929 года и протоколами изменений к ней, которые СССР подписал в 1955 году, не являясь участником конвенции. Российские перевозчики декларируют свою ответственность по этим нормативным актам на воздушном транспорте. Различные виды коммерческой деятельности в регулярных воздушных сообщениях установлены также межправительственными соглашениями. В России действует Воздушный кодекс СССР 1983 года.
Автомобильный транспорт.
Основным международным документом является Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КОПТ) от 1956 года. СССР присоединился к ней с 1 августа 1983г. Участницами в данное время являются более 40 стран.
Перевозки автомобильным транспортом в страны дальнего зарубежья осуществляются на основе межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении. Ими установлен разрешительный порядок перевозки грузов между Россией и соответствующими государствами, а также транзитом. Разрешение дается на каждую перевозку.
Во всех бывших республиках СССР с российских перевозчиков не взимаются таможенные сборы.
Железнодорожный транспорт.
С правовым обеспечением экспорта транспортных услуг на железнодорожном транспорте возникают серьезные проблемы. Существующие международные акты, регламентирующие этот вид деятельности, содержат ссылки на применение национальных норм. В Европе создан Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ). Его цель – разработка и совершенствование норм международного права в области ж/д перевозок. В рамках деятельности МКЖТ международные грузовые сообщения регламентируются Бернскими конвенциями CIM –COTIF (последняя была принята9 мая 1980 года) Россия не является участницей Бернской грузовой конвенции. С 1951 года отечественные экспортеры оформляют ж/д документы в соответствии с Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). В нем в настоящее время участвую Болгария, Польша и все бывшие союзные республикиСССР (кроме стран Балтии). Такая ситуация не позволяет российским экспортерам во многих случаях оплатить провозные платежи за весь путь следования. В России с 1964 года действует Устав ж/д СССР.