Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и принципы законотворчества.



Стадии законодательного процесса

1. _Законотворчествомназывается деятельность государственных органов по принятию нормативно-правовых актов, а также по их изменению и отмене.

Правотворчество представляет собой процесс, состоящий из сле­дующих стадий:

• выявление потребности принятия нормативно -правового акта;

• изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;

• определение вида нормативно-правогого акта и вида органов, правомочных его принять;

• принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

• разработка концепции будущего акта;

• подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта;

• предварительное рассмотрение проекта акта;

• общественное обсуждение проекта;

• официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению ко­торого относится его принятие;

• принятие правового акта, его оформление и подписание;

• опубликование акта и его вступление в законную силу.

Типичными ошибками, которые допускаются в процессе пра­вотворчества, являются:

• неверный выбор формы акта;

• нарушение процедуры подготовки и принятия акта;

• неверное определение предмета правового регулирования;

• недооценка общественного мнения (восприятия гражданами бу­дущего акта);

• недостаток правовых средств для воплощения в жизнь норм данного акта.

2. При осуществлении законотворчествазаконодатель (иной субъ­ект правотворчества) должен опираться на следующие принципы:

• научности;

• законности;

• демократизма;

• системности.

Научность - использование достижений науки, приемов и ме­тодов научного анализа.

Законность - строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.

Демократизм - учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение'в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы прини­маемого акта.

Системность - учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

Виды законотворчества и его обеспечение

1.Основными видами законотворчества(в зависимости от субъектов) являются:

• непосредственное законотворчество народа (участие в рефе­рендуме);

• законотворчество государственных органов (Федерального Соб­рания, законодательных (представительных) органов субъектов федерации);

• законотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др.) - подзаконное законотвор­чество;

• законотворчество органов местного самоуправления - локальное законотворчество;

• законотворчество общественных организаций.

• деятельность государственных органов по заключению норма­тивных договоров (конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) - договорное законотворчество.

2. При осуществлении законотворчества его субъекты опираются на систему обеспечения законотворчества,которую составляют:

• информационное обеспечение;

• планирование законотворческой деятельности;

• поддержка со стороны народа;

• юридическо-организационное обеспечение.

Понятие и формы реализации права.

Применение норм права

1. Реализацией праваназывается воплощение предписаний пра­вовых норм в поведении людей и осуществление данных пред­писаний в реальной жизни.

Формами реализации праваявляются:

• осуществление (использование);

• исполнение;

• соблюдение;

• применение.

Осуществление (использование) права - это активная реализация субъектами (гражданами, государственными органами и т. д.) тех возможностей, которые заключены в праве, то есть исполь­зование тех субъективных прав, которые закреплены в праве. Государственные органы, осуществляя свои права, одновремен­но исполняют свои обязанности (например, суды при осуществ­лении правосудия, иные органы, выполняющие свои функции). Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм (на­пример, выполнение гражданами своих конституционных обя­занностей - воинской, по уплате налогов и т. д.). Исполнение может выражаться не только в активной деятель­ности, но и в воздержании от противоправных действий. Соблюдение - реализация запрещающих норм, несовершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.

2. Особой формой реализации права является его применение.

Спецификой данной формы является то, что она осуществля­ется компетентными органами, имеет цель воплотить содержа­ние правовых норм в жизнь и может распространяться на не­ограниченный круг лиц.

Применение права имеет следующие признаки:

осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должност­ными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут);

• имеет государственно-властный характер (является одним из ви­дов государственной деятельности, осуществляется от имени государства в оперативно-исполнительской (позитивное регу­лирование с помощью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и т. д.) и правоохранительной формах);

• осуществляется в строго установленном процессуальном по­рядке;

• основано на принципах:

• законности;

• справедливости;

• целесообразности;

• обоснованности;

осуществляется в определенной последовательности:

• устанавливаются фактические обстоятельства дела;

• выбираются соответствующие правовые нормы;

• принимается решение (издается индивидуальный акт);

• содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц;

• решение принимается по конкретному делу. Акты применения права:

• должны издаваться в пределах компетенции правопримени­тельного органа или должностного лица;

• строго соответствовать нормативно-правовым актам, на осно­вании которых они принимаются;

• содержать глубокую и полную мотивировку;

• иметь все необходимые реквизиты, придающие актам офици­альный характер.

 

Применение права

1. Применение- одна из форм реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реа­лизуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства госу­дарства, его органов, должностных лиц. Это:

• отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);

• отношения в области распределения материальных благ и со­циальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земель­ных участков);

• отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);

• отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;

• иные общественные отношения.

2. К признакам применения права относятся:

• его осуществление компетентными государственными органами и должностными лицами;

• соблюдение процессуальной формы;

• индивидуальный характер;

• установление конкретных субъективных прав, юридических обя­занностей, ответственности в случае их нарушения;

• принятие индивидуального правового решения (например, при­каза о назначении на должность, приговора суда).

3. Основными стадиями правопримененияявляются:

• установление фактических обстоятельств дела;

• исследование и квалификация фактических обстоятельств;

• решение по юридическому делу.

Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совер­шившие правонарушение; время и место совершения правонару­шения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в'гражданском праве); содержание трудо­вого конфликта (спора), его участники (в трудовом праве). Поскольку фактические обстоятельства происходили в про­шлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" пра­воотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев). Доказательства должны быть относимыми - иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми - собранными без нарушения материального и процессуального права; пол­ными и всесторонними - полностью восстанавливать и под­тверждать наличие фактических обстоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоя­тельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменитель­ного процесса в целом.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

• процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

• издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

4. Акты применения праваклассифицируются: по издавшим их субъектам на:

• акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Централь­ного банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

• акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

• акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, по­становление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного не­плательщика налога - физического лица, организации);

• акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголов­ному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

• акты органов местного самоуправления (например, постанов­ление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации);

по характеру правового воздействия:

• регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации);

• охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению:

• основные (например, решение суда по существу юридического дела);

• вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

по форме:

• устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

• резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника);

• документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве.

5. Пробел в праве- отсутствие необходимой нормы, регулирую­щей общественные отношения, нуждающиеся в правовой рег­ламентации. В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем:

• издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности пра­вового регулирования;

• заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эф­фективный в нынешних условиях).

Основными способами заполнения пробелов в праве правопри­менителемявляются:

аналогия закона - применение при заполнении пробела нормы, регулирующей сходные отношения (найденная норма выступает в качестве правового основания для решения дела);

аналогия права - при отсутствии нормы, регулирующей сход­ные отношения, заполнение правового пробела правопримени­телем исходя из общих принципов и смысла законодательства.

Данные способы (аналогия закона и аналогия права) имеют место в российской правоприменительной практике, однако запрещены в административном и уголовном праве.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.