Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы правового регулировния



Поскольку право является важным социальным регуля­тором, объективно существуют различные средства воздей­ствия на регулируемые общественные отношения.

В каче­стве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования.

Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, де­ятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно другот друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия..

Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:

- порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;

- средств их обеспечения (санкциий);

- степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической нау­ке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участ­ников общественных отношений (уголовное, администра­тивное, налоговое, таможенное право). Для него характер­ны несколько признаков.

Во-первых, применение в отношениях субъектов пра­ва властных полномочий. Это означает, что решения, из­даваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием сто­роны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициатив­ные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтере­сованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, на­пример, посредством голосования в сети Интернет.

Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномо­чия на выполнение управленческих и иных функций, субъ­екты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.

Особое значение при применении императивного метода имеет контррль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип — четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, на­рушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходи­мость проведения кардинальных реформ данных структур.

В-третьих, возложение обязательных для государствен­ных органов, должностных лиц и т.д. требований по регу­лированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер обще­нормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полно­мочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить сред­ства, принять решение, назначить или отстранить с долж­ности руководителя и т.п.).

В-четвертых, выражение императивного метода правово­го регулирования может выражаться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. инте­ресы людей, государства и общества.

Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится за­прет на создание и деятельность общественных объедине­ний, цели и действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно об­наружить в ряде конституционных норм о правах и свобо­дах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).

В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и при­нуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и пове­дение людей. Первая группа методов отличается прямым

оздействием на волю людей, которым адресованы предпи­сания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий.

Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппа­ратами.

Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас соци­альными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и вы­бор оптимальных вариантов. Нетрудно представить, на­сколько эффективнее эти методы с точки зрения использо­вания человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управ­ления, формируют самоуправленческий механизм.

Диcпозитивный метод, устанавливая права и обязанно­сти субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.

Диспозитивность — это один из основных демократиче­ских принципов права. Он означает, что участники право­отношений могут свободно распоряжаться своими мате­риальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).

При этом диспозитивность, например в гражданском праве, не тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.

В содержание диспозитивного метода включается стрем­ление к регулированию лишь основных линий поведения, предоставление значительной свободы участникам обще­ственных отношений, отказ от тщательной и детальной ре­гламентации.

Диспозитивный метод допускает возможность урегули­рования действий сторон по их усмотрению, пределы ко­торого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.

Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм по­ведения.

Во-вторых, диспозитивный метод допускает возмож­ность установления содержания конкретных правоот­ношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений, в этом случае является волеизъявление субъектов общественных отношений.

Диспозитивность — это возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению при­обретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осущест­влять их, распоряжаться ими. Гражданским законодатель­ством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рам­ки гражданской диспозитивности фиксируются различны­ми способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.

Диспозитивный метод в сфе­ре правовых отношений основывается на следующих прин­ципах их регулирования:

- равенство субъектов правовых отношений, выража­ющееся, прежде всего, в независимости их воли: Разуме­ется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участ­ники, так и в смысле особенностей правоспособности юри­дических и физических лиц. Заключение договоров наибо­лее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;

- самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу «дозволено все, что не запрещено». Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гаран­тированной законом возможности юридического или физи­ческого лица по своему усмотрению распоряжаться субъ­ективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответствен­ность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причи­ненный его неправомерными действиями другой стороне.

 

 

2. Право в системе социальных норм

1. Норма переводится с латинского языка как образец, правило.

Социальные нормы- правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер.

С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невоз­можно.

2. Основными видами социальных нормв сфере регулирования об­щественных отношений являются:

• нормы права;

• нормы морали;

• нормы обычаев;

• нормы традиций;

• политические нормы;

• экономические нормы;

• нормы общественных организаций;

• иные социальные нормы.

Нормы права - установленные государством, формально оп­ределенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

Нормы морали - правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы обычаев - устойчивые правила поведения, которые со­хранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

Нормы традиций - правила поведения, передаваемые из поко­ления в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытност и общества.

Политические нормы - правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Экономические нормы - правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

Нормы общественных организаций - внутренние правила, регу­лирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.

3.Право и правовые нормы

Право- это система особых социальных норм, которые устанав­ливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.

Главные признаки правовых норм(и права в целом):

• издание их государством;

• формальная определенность;

• общий характер;

• многократность применения;

• общеобязательность;

• подкрепленность принудительной силой государства.

Издание правовых норм государством означает, что только госу­дарство в лице специально уполномоченных органов при со­блюдении процедуры способно принимать правовые нормы.

Так, граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут издавать правовые нормы. То же можно сказать об органах (организациях), не являющихся государственными (например, религиозные организации, политические партии и т. д.).

Нормы права формально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными.

Общий характер правовых норм означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации. Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие. Например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при наличии соответствующих оснований привлечено и уголовной ответственности. Право в системе социальных норм

4.Социальные нормы- правила поведения людей в обществе.

Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, тра­дициями, политическими и иными нормами.

Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы пра­вовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

Нормы права имеют цель,сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространен­ным в обществе видом социальных норм - нормами морали.

5.Нормы морали- это правила поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и неспра­ведливости.

6.Нормы права и морали отличаютсядруг от друга тем, что:

• право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);

• нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права - государством (его органами);

• нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;

• нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколения в поколение, нормы права фиксируются письменно в нормативно-правовых актах;

• нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права фор­мально определены;

• соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено прину­дительной силой государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.