Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения.
В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования.
Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно другот друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия..
Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:
- порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
- средств их обеспечения (санкциий);
- степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод(его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.
Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.
Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.
Особое значение при применении императивного метода имеет контррль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип — четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.
В-третьих, возложение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить с должности руководителя и т.п.).
В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может выражаться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.
Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).
В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым
оздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий.
Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.
Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.
Диcпозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.
Диспозитивность — это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).
При этом диспозитивность, например в гражданском праве, не тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.
В содержание диспозитивного метода включается стремление к регулированию лишь основных линий поведения, предоставление значительной свободы участникам общественных отношений, отказ от тщательной и детальной регламентации.
Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.
Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.
Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений, в этом случае является волеизъявление субъектов общественных отношений.
Диспозитивность — это возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.
Диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:
- равенство субъектов правовых отношений, выражающееся, прежде всего, в независимости их воли: Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
- самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу «дозволено все, что не запрещено». Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.
2. Право в системе социальных норм
1. Норма переводится с латинского языка как образец, правило.
Социальные нормы- правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер.
С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.
2. Основными видами социальных нормв сфере регулирования общественных отношений являются:
• нормы права;
• нормы морали;
• нормы обычаев;
• нормы традиций;
• политические нормы;
• экономические нормы;
• нормы общественных организаций;
• иные социальные нормы.
Нормы права - установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.
Нормы морали - правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.
Нормы обычаев - устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.
Нормы традиций - правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытност и общества.
Политические нормы - правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.
Экономические нормы - правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.
Нормы общественных организаций - внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.
3.Право и правовые нормы
Право- это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.
Главные признаки правовых норм(и права в целом):
• издание их государством;
• формальная определенность;
• общий характер;
• многократность применения;
• общеобязательность;
• подкрепленность принудительной силой государства.
Издание правовых норм государством означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры способно принимать правовые нормы.
Так, граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут издавать правовые нормы. То же можно сказать об органах (организациях), не являющихся государственными (например, религиозные организации, политические партии и т. д.).
Нормы права формально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными.
Общий характер правовых норм означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации. Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие. Например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при наличии соответствующих оснований привлечено и уголовной ответственности. Право в системе социальных норм
4.Социальные нормы- правила поведения людей в обществе.
Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами.
Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).
Нормы права имеют цель,сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом социальных норм - нормами морали.
5.Нормы морали- это правила поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.
6.Нормы права и морали отличаютсядруг от друга тем, что:
• право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права);
• нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права - государством (его органами);
• нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня;
• нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколения в поколение, нормы права фиксируются письменно в нормативно-правовых актах;
• нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены;
• соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства.