1. Правовое регулирование- воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.
2. Предмет правового регулирования -та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:
• властеотношения;
• отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;
• отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.
3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.
В основе императивного методалежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений. Диспозитивный методпредполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права). Также при правовом регулировании возможно сочетаниеимперативного и диспозитивного методов.
4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:
• дозволение (управомочивание);
• обязывание;
• запрет.
Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования). Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором). Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом -дарить, продавать и т. д.).
Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической.
Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или. иных деяний); применение мер принуждения.
5. Основными типами правового регулированияявляются:
• общедозволительный;
• запретительный.
Смысл общедозволительного типа - разрешено все, что не запрещено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено законом.
Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом).
Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).
6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:
• возведение государственной воли в закон;
• индивидуализация прав и обязанностей; I/ реализация права.
При возведении воли государства в закон:
• определяется круг участников правоотношения;
• устанавливается (указывается) их статус;
• определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;
• указываются возможные варианты их поведения;
• данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в установленном порядке.
На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношения):