Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, экономическим, культурным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит базовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. СПС имеет рамочный характер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких соглашений (например, ст. 21-22).
Первоначально на основе СПС было заключено шесть двусторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол). Все это позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом.
Процесс заключения двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом на основе СПС, несомненно, будет продолжаться. В частности, в 2006 г. были заключены соглашения "Об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза" и "О реадмиссии" (см. вопрос N 155). Заключение новых специальных соглашений предусмотрено также "Дорожными картами" 2005 г. о создании между Россией и Союзом общих пространств (см. вопрос N 110).
175. Что представляют собой "Дорожные карты" 2005 г. о создании общих пространств между Россией и Европейским Союзом?
На встрече в верхах "Россия - Европейский Союз", проходившей 10 мая 2005 г. в Москве, были подписаны программные документы о постепенном формировании между нашей страной и Союзом "общих пространств" в четырех важнейших сферах сотрудничества и взаимной интеграции. Документы получили название "Дорожные карты" (от англ. Road Maps).
"Дорожная карта" по общему экономическому пространству ставит целью создание открытого и интегрированного рынка между Россией и Европейским Союзом. Задачей общего экономического пространства является создание таких условий, которые будут способствовать расширению возможностей хозяйствующих субъектов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, укреплять экономическое сотрудничество, усиливать конкурентоспособность экономик России и Союза на основе принципов взаимности, прозрачности (транспарентности), эффективного управления с учетом диалога деловых кругов.
"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия призвана обеспечить "строительство новой Европы без разделительных линий и тем самым способствовать поездкам между всеми европейцами". С этой целью предусмотрен переход к режиму безвизовых поездок между Россией и Союзом, но в долгосрочной перспективе.
Неотъемлемыми элементами общего пространства свободы, безопасности и правосудия также признаны расширение сотрудничества в области борьбы с преступностью, гражданского судопроизводства, противодействия нелегальной иммиграции.
"Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности направлена на совместное решение Россией и Европейским Союзом глобальных проблем международной безопасности, таких как международный терроризм, распространение оружия массового поражения, урегулирование кризисов, гражданская оборона.
В контексте формирования общего пространства внешней безопасности должно быть интенсифицировано сотрудничество между военными структурами России и Союза, включая Европейское оборонное агентство.
"Дорожная карта" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, ставит целью "использовать богатое интеллектуальное наследство и накопленные знания России и ЕС" применительно к таким областям, как исследования, наука и технологии, образование, культура.
Одним из направлений сотрудничества в этих сферах признано "стимулирование деятельности в области изучения в России европейского права".
По своей юридической природе "Дорожные карты" являются политическими документами, содержащимися в приложении к совместному заявлению по итогам встречи в верхах 10 мая 2005 г. Они непосредственно не учреждают общих пространств, а формируют детальную программу их построения, рассчитанную на постепенную реализацию.
Положения "Дорожных карт" 2005 г. в дальнейшем должны получить юридическое закрепление в новом базовом соглашении "О стратегическом партнерстве", а также в новых соглашениях между Россией и Союзом по специальным вопросам.