В 1995 г. Европейская комиссия опубликовала "Зеленую книгу", в которой была рассмотрена возможность законодательного регулирования на уровне ЕС вопросов авторского и смежных прав в условиях новой социально-экономической реальности - информационного общества. В результате широкой дискуссии был выдвинут проект Директивы о гармонизации определенных аспектов действия авторского и смежных прав в информационном обществе*(162), утвержденной в мае 2001 г. Основная задача регулирования авторского права в контексте информационного общества заключается в поиске баланса между правами и законными интересами авторов произведений и свободой доступа неограниченного круга пользователей к этим произведениям через сети общего пользования. С развитием новых средств связи, в первую очередь сети Интернет, появились новые способы использования объектов авторского права, которые не могли быть учтены в прежнем законодательстве. Доступ к произведениям литературы и искусства стал как никогда простым, одновременно на порядок возросли возможности незаконного использования произведений и пиратства.
Принятие этой Директивы было необходимо также в связи с тем, что в рамках ВОИС в декабре 1996 г. были приняты два новых международных договора - Договор об авторских правах (WIPO Copyright Treaty) и Договор о выступлениях и фонограммах (WIPO Performances and Phonograms Treaty). В марте 2000 г. Европейское сообщество стало участником обоих договоров*(163), а их положения были включены в Директиву. Комиссия получила право представлять интересы государств-членов в дальнейших переговорах.
К основополагающим положениям Директивы (ст. 2) относится четкое определение круга лиц, исключительные права которых подлежат правовой охране, а также круга объектов таких прав:
- авторы: в отношении оригинала и копий произведений;
- исполнители: в отношении записи исполнений;
- производители фонограмм: в отношении фонограмм;
- производители первой записи фильмов: в отношении оригинала и копий фильмов;
- вещательные организации: в отношении передач.
Права автора, закрепляемые Директивой, состоят в исключительном праве разрешать или запрещать любое сообщение неограниченному числу лиц оригинала или копий произведения. К понятию публикации произведения, и это новелла Директивы, относится само предоставление доступа публики к произведению, даже если место и время обращения к произведению пользователь определяет сам. Очевидно, что описанный случай охватывает размещение литературного или художественного произведения на страницах Интернета или другой сети общего пользования. Аналогичным образом определены и смежные права.
Автору принадлежит также исключительное право на первое обнародование произведения (ст. 4 Директивы). Данное право может считаться исчерпанным только при продаже или ином переходе собственности на произведение на территории ЕС. Таким образом подтверждается территориальный характер прав интеллектуальной собственности, но в качестве территории действия авторского права рассматривается не отдельное государство, а Европейский Союз в целом.
Сформулировав в общем виде исключительные права авторов и субъектов смежных прав, Директива (ст. 5) закрепила длинный (около 20 случаев) перечень исключений, которые могут вводиться в законодательство государств-членов. Общий принцип действия таких исключений определяется так называемым тестом на экономический эффект: использование произведения без санкции правообладателя не должно наносить существенного ущерба его исключительным правам и никак не может служить источником дополнительной прибыли.
Интерес представляют ограничения, дополнительно накладываемые на признанные ранее способы свободного использования произведений. Так, право делать копии с произведений для личного некоммерческого использования физическими лицами обусловлено выплатой справедливой компенсации владельцу исключительных прав. Директива установила также ряд обязанностей государств-членов в отношении борьбы с несанкционированным использованием литературных и художественных произведений. Производство контрафактной (поддельной) продукции и пиратство представляют важнейшую проблему в области интеллектуальной собственности, нанося миллиардные убытки экономике и сокращая количество рабочих мест. Для координации мер борьбы с преступлениями в данной сфере на уровне Европейского Союза Комиссия в 1998 г. представила "Зеленую книгу", а в 2000 г. - План действий на ближайшую и среднесрочную перспективу. Некоторые из этих мер уже реализованы с принятием в 2004 г. Директивы о соблюдении прав интеллектуальной собственности, распространяющей действие и на обладателей промышленной собственности.