Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что представляют собой правовые основы политики ЕС в области культуры?



 

Культура народов Европы всегда поражала воображение всех тех, кто хотя бы раз с ней соприкасался. Европейцы обладают богатейшим культурным и историческим наследием, оказывавшим и оказывающим колоссальное влияние на культуры народов других континентов. Современный расцвет культуры в Западной Европе сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских:, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития. Европа не перестает быть конгломератом культур, однако современная тенденция интеграции не может не коснуться духовно-культурной сферы.

Как и образование, культура оказалась в сфере интересов Сообщества с начала 1970-х гг., но окончательное закрепление в учредительных документах компетенция Сообщества получила только с принятием Маастрихтского договора 1992 г.

Пункт "q" § 1 ст. 3 Договора о ЕС называет "вклад в... расцвет культуры в государствах-членах" в качестве одного из направлений деятельности ЕС. Компетенция в этой области предоставлена Сообществу разделом XII "Культура" Договора о ЕС, содержащим всего одну статью - ст. 151.

Согласно ст. 151 Договора деятельность Сообщества в области культуры имеет целью содействие "расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие". Для достижения этой цели Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами, а также поддерживает и дополняет их действия в следующих областях:

- расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

- сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости;

- некоммерческий культурный обмен;

- художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.

Принципиальное положение содержится в § 4 ст. 151 Договора о ЕС. Оно говорит о том, что все другие направления деятельности ЕС должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действия Сообщества. Данный принцип нашел также отражение в ст. 22 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение Европейским Союзом культурного, религиозного и языкового разнообразия.

Сфера культуры относится к совместным предметам ведения ЕС и государств-членов. Как и в области образования, полномочия Сообщества в области культуры нельзя назвать значительными. ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законодательства государств-членов.

Практические мероприятия Сообщества в области культуры сегодня проводятся по трем основным направлениям:

- содействие расцвету культуры на пространстве без внутренних границ;

- культурное наследие, литература, аудио-визуальный сектор;

- сотрудничество с третьими странами и международными организациями*(143).

Одной из самых важных программ Сообщества в области культуры является программа "Культурная столица Европы", начало осуществления которой было положено еще в 1985 г. Сегодня на период до 2019 г. мероприятия по данной программе проводятся на основе Решения 1419/1999/ЕС от 25 мая 1999 г. Программа учредила своеобразный конкурс между городами Европы на звание "культурной столицы". Целью программы является освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы.

Сообщество оказывает также финансовую поддержку мероприятиям в области культуры, проводимым в государствах-членах. С этой целью каждые пять лет Европейским парламентом и Советом учреждаются специальные финансовые программы.

 

141. Как осуществляется правовое регулирование торговли "культурными товарами"?

 

Определение правового режима торговли "культурными товарами" имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них - что следует считать "культурными товарами". Второй - в какой степени на торговлю "культурными товарами" распространяется свобода передвижения товаров. Третий вопрос состоит в необходимости определить соотношение между понятием "культурные товары" и понятием "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Ответы на эти вопросы дают нам нормативные акты Сообщества и судебная практика.

Понятие "культурные товары" дается в Регламенте N 116/2009 от 10 декабря 2008 г. об экспорте культурных товаров. Согласно ст. 1 Регламента "культурными товарами" признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту N 116/2009.

Приложение перечисляет различные категории культурных объектов - книги, карты, средства транспорта, картины и другое, определяя их принадлежность к "культурным товарам" на основе временного критерия. Так, к "культурным товарам" относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад, и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно: не каждый объект культуры является "культурным товаром" в смысле права ЕС.

Регламент N 116/2009 определил, что экспорт "культурных товаров" за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-членов.

Куда более сложный вопрос о том, должна ли на торговлю внутри Сообщества "культурными товарами" в полной мере распространяться ст. 36 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая принцип свободного передвижения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС, позволяющего вводить ограничения свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию "защита культурных ценностей". Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. Неопределенность позиции Суда в полной мере отразилась в решении 1984 г. по объединенному делу Cinеtheёque. Колебания Суда были вполне понятны: в отсутствии определения понятия "культурные товары" широкое толкование положения ст. 30 Договора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культурные объекты, что само по себе не оправдано.

Тем не менее Суд оставил без ответа вопрос о соотношении понятий "культурные товары" и "национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность". Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечисляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем "культурных товаров", приведенным в Приложении к Регламенту N 3911/92.

Соответственно на торговлю "культурными товарами" распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве "культурного товара".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.