Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В чем сущность правового регулирования энергетической политики Европейского Союза?



 

Энергетика представляет собой важнейшую промышленную инфраструктуру, без которой сегодня немыслимо устойчивое социально-экономическое развитие Европейского региона. Топливно-энергетический комплекс всегда был самым уязвимым звеном экономики стран Западной Европы, поэтому частичная интеграция в этой области осуществлялась изначально с появлением Сообществ в рамках ЕОУС и Евратома. Энергетический кризис начала 1970-х, вызванный нехваткой энергоресурсов, еще раз подтвердил необходимость совместных скоординированных усилий государств - членов Сообщества в данной сфере. Однако к серьезным практическим мероприятиям по интеграции в области энергетики государства-члены пришли только с созданием внутреннего рынка.

В мае 1988 г. Комиссия в своем Рабочем документе, озаглавленном как "Внутренний энергетический рынок", определила создание внутреннего энергетического рынка в качестве важнейшей цели расширения общего рынка и представила план поэтапной либерализации энергетического сектора экономики государств-членов. Данный план, предусматривавший координацию цен на энергоносители на уровне Сообщества и введение общих для государств-членов правил транзита электричества и газа через их территорию, был в целом осуществлен в начале 1990-х гг.

Кроме мероприятий по формированию внутреннего энергетического рынка, в 1990-е гг. Сообществом были проведены также меры, направленные на стимулирование инвестиций в энергетический сектор, обеспечение надежности поставок энергоресурсов, поддержки энергоэффективности и режима экономии энергии, развитие и расширение потребления энергии из альтернативных источников, сохранение окружающей среды в процессах производства энергии и энергопотребления.

Основу деятельности Европейского сообщества в сфере энергетики закладывает сегодня п. "u" § 1 ст. 3 Договора о ЕС 1957 г., называющий среди прочих направлений деятельности Сообщества "мероприятия в области энергетики". Однако энергетическая политика ЕС не находит сегодня отражения среди политик Сообщества, приведенных в части III учредительного договора. Компетенция ЕС в этой сфере реализуется преимущественно через ст. 95 Договора о ЕС, предусматривающую проведение мер по сближению законодательства государств-членов в целях обеспечения функционирования внутреннего рынка.

Определенное значение для энергетической политики ЕС приобретают в последнее время положения ст. 154-156 раздела XV "Трансъевропейские сети" Договора 1957 г., которые в достаточно общих формулировках говорят о поддержке Сообществом проектов развития трансъевропейских энергетических инфраструктур. Мероприятия Сообщества в области энергетики непосредственно соприкасаются также со "свободами" движения товаров и услуг, экологической политикой ЕС, а поскольку энергетика является сферой естественных монополий, то еще и с конкурентной политикой ЕС. Энергетика относится к совместным предметам ведения Европейского сообщества и государств-членов.

Ключевую роль для развития собственной энергетической политики ЕС играют такие международные документы, как Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Лиссабонский договор к Энергетической хартии 1994 г.

Важно также помнить о том, что правовые основы интеграции в области атомной энергетики осуществляются на основе положений Договора 1957 г., учреждающего Евратом.

Анализ энергетического законодательства Европейского Союза позволяет выделить несколько основных принципов осуществления энергетической политики ЕС:

- принцип недискриминации, который вытекает из общего принципа недискриминации и для энергетической сферы означает, в первую очередь, недискриминацию на энергетическом рынке, запрет на включение дискриминационных условий в договоры об энергоснабжении, возможности "доступа третьей стороны";

- принцип транспарентности, характеризующий прозрачность ситуации на внутреннем энергетическом рынке, возможность получения информации потребителями об уровне цен на энергоносители, а также наблюдения Сообществом за поставками и транзитом энергоресурсов;

- принцип непричинения вреда окружающей среде, отражающий необходимость проведения превентивных мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении деятельности по энергоснабжению;

- принцип учета социального фактора в энергетической политике, требующий уделять внимание зависимости уровня безработицы в энергетике от конъюнктуры рынка, обеспечению безопасности работников в энергетическом секторе, повышенной социальной значимости услуг общеэкономического значения.

В целом необходимо признать, что эти принципы одновременно являются и принципами энергетического права Европейского Союза как совокупности норм права Европейского Союза, регулирующих отношения, складывающиеся в процессах функционирования внутреннего энергетического рынка, обеспечения стабильности энергоснабжения, повышения энергоэффективности и развития альтернативных и возобновляемых источников энергии при учете целей достижения устойчивого развития и предотвращения изменения климата.

Современная структура рынка энергоснабжения расставляет приоритеты в правовом регулировании этой сферы. Снабжение электроэнергией, газо- и нефтеснабжение составляют основу энергетического рынка для стран ЕС сегодня, отодвигая далеко на задний план все другие инфраструктуры, в том числе и рынок угля. Также важнейшими приоритетами правового регулирования в этой области являются обеспечение надежности энергетического снабжения в Союзе, содействие энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии.

Важнейшим документом в сфере энергетической политики Европейского Союза сегодня является первая общая программа действий Союза в этой сфере "Разумная энергия - Европе", учрежденная Решением Европейского парламента и Совета N 1230/2003/ЕС от 26 июня 2003 г. Документ принят на период до 2006 г. Общая программа действий в сфере энергоснабжения консолидировала в себе несколько уже существовавших ранее в этой области программ, таких как SAVE (повышение энергоэффективности и рационального использования энергии), ALTENER (поиск новых и использование возобновляемых источников энергии), STEER (поддержка энергетических инициатив в транспортном секторе) и COOPENER (поддержка использования возобновляемых источников энергии в развивающихся странах), действие которых завершилось в 2002 г.

Поддержка надежности энергоснабжения, интеграция энергетической политики Европейского Союза в современную Союзную стратегию по устойчивому развитию, а также снижение зависимости внутреннего энергетического рынка от импорта энергии из развивающихся стран являются основными идеями первой многолетней программы действий Союза в области энергетики. Осуществление программы проводится за счет определения так называемых ключевых действий, охватывающих энергетические приоритеты, которые проводятся в четырех упомянутых секторах комбинировано или сепаратно, возможно также проведение ключевых действий по отдельным регионам Сообщества.

Лидирующая роль в реализации энергетической политики Европейского Союза отведена Комиссии. Сегодня деятельность этого института в сфере энергетики строится на основе приоритетов, обозначенных в Сообщении Комиссии от 23 апреля 1997 г. об общей перспективе энергетической политики и действий.

Функции Комиссии в этой области преимущественно концентрируются на координации, надзоре и контроле деятельности участников энергетического рынка Союза. Так, например, Регламент (ЕС) N 736/96 от 22 апреля 1996 г. об уведомлении Комиссии об инвестиционных проектах, затрагивающих интересы Сообщества в нефтяном, газовом секторах и секторе электроэнергии, требует раскрытия по крупным инвестиционным проектам в энергетическом секторе информации об инвесторах перед Комиссией.

В структуре Комиссии функционирует специальный департамент, курирующий вопросы европейской энергетики, - Генеральный директорат по вопросам транспорта и энергетики. Комиссией создан также ряд специализированных учреждений в этой сфере, таких как Европейский форум по транспорту и энергетике или Европейская группа регулирования электричества и газа.

Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) впервые включил в учредительные документы организации специальный раздел, посвященный компетенции Союза в области энергетической политики (раздел XXI "Энергия" части третьей "Внутренняя политика и деятельность Союза" Договора о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора).

В соответствии с этим разделом политика Союза в энергетической сфере должна в духе солидарности между государствами-членами преследовать цели:

- обеспечения функционирования энергетического рынка;

- обеспечения надежности энергоснабжения в Союзе;

- содействия энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии;

- содействия межсоединению энергетических сетей.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.