Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какова компетенция Европейского Союза в области окружающей среды?



 

Мероприятия в области окружающей среды осуществляются Европейским сообществом. Содействие высокому уровню защиты и улучшение качества окружающей среды сегодня являются одной из ключевых целей, стоящих перед Сообществом согласно ст. 2 Договора о ЕС. Для ее выполнения в соответствии со ст. 3, наряду с другими направлениями деятельности, ЕС осуществляет деятельность по защите окружающей среды. Статья 6 Договора о ЕС идет еще дальше, закрепляя принцип экологической ориентированности деятельности ЕС: "Потребности окружающей среды должны быть интегрированы в определение и осуществление политики и деятельности Сообщества, указанных в статье 3, особенно в целях содействия устойчивому развитию". Отсылочный характер нормы ст. 6 подчеркивает приоритетное значение решения экологических задач Сообществом. Этому должна служить вся деятельность организации. Статья 6 устанавливает экологические пределы достижения экономических, социальных и политических целей ЕС. Любая "общая политика" Европейского сообщества, любое направление интеграции должны исходить из учета потребностей окружающей среды.

Непосредственно определению компетенции в области окружающей среды в Договоре о ЕС посвящены ст. 174-176 раздела XIX "Окружающая среда", а также ст. 95.

Основные положения об экологической политике Сообщества содержатся в ст. 174 Договора о ЕС, в соответствии с которой политика Сообщества в отношении окружающей среды имеет собственные цели:

- сохранение, защиту и улучшение состояния окружающей среды;

- защиту здоровья людей;

- достижение разумного и рационального использования природных ресурсов;

- содействие на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам окружающей среды.

Параграф 2 ст. 174 указывает, что политика Сообщества в отношении окружающей среды нацелена на "достижение высокого уровня защиты", и, таким образом, увязывает реализацию положений раздела XIX с достижением экологических целей, перечисленных в ст. 2 Договора о ЕС. Здесь же устанавливается важное положение о дифференцированном характере деятельности ЕС по окружающей среде. Экологическая политика проводится Сообществом с учетом специфики проблем окружающей среды в каждом регионе Сообщества.

Статья 174 перечисляет принципы экологической деятельности ЕС - принцип превентивных действий, принцип предосторожности, принцип возмещения ущерба окружающей среде, принцип ответственности загрязнителя ("загрязнитель платит"). В решении по делу Safety High-Tech Суд указал на то, что цели и принципы экологической политики ЕС, изложенные в ст. 174 Договора о ЕС, имеют нормативное значение. В соответствии с ними должно проводиться толкование нормативных актов Сообщества о защите окружающей среды.

Параграф 3 ст. 174 закрепляет критерии, учитываемые при разработке программ действий Сообщества в области окружающей среды.

В § 4 ст. 174 говорится и о внешних связях Сообщества в области экологии: "В рамках своей компетенции Сообщество и государства-члены сотрудничают с третьими странами и международными организациями". Договором Сообществу предоставляется возможность присоединяться к международным соглашениям по охране окружающей среды, а также наряду с государствами-членами участвовать в экологической деятельности международных организаций.

"Уполномочивающей" статьей для действий по реализации политики ЕС в отношении окружающей среды является ст. 175. Порядку принятия Сообществом экологических решений посвящены § 1-3. Положения о финансировании экологических мероприятий содержатся в § 4, 5 ст. 175 Договора о ЕС.

Положения раздела XIX о компетенции ЕС в области окружающей среды дополняются нормами ст. 95 Договора о ЕС, которые предоставляют возможность Сообществу проводить мероприятия по сближению экологического законодательства государств-членов. Компетенция, предоставляемая ЕС согласно ст. 95, по своему характеру отличается от полномочий, предоставляемых Сообществу ст. 174 и 175.

С другой стороны, и ст. 95, и ст. 174 соответственно содержат положения о том, что экологическая политика ЕС и деятельность Сообщества по сближению экологического законодательства государств-членов должны осуществляться в соответствии с экологическими целями деятельности ЕС. Такую ситуацию можно обозначить как дуализм компетенции Европейского сообщества в области охраны окружающей среды.

Договор о ЕС в ряде своих положений наряду с полномочиями Сообщества определяет компетенцию государств-членов в области окружающей среды. Параграф 4 ст. 175 устанавливает, что "государства-члены финансируют и осуществляют политику в области окружающей среды" без ущерба для совместных мероприятий. Согласно абзацу второму § 4 ст. 174 государства-члены могут независимо от деятельности ЕС на международной арене вести международные переговоры и заключать международные соглашения в области окружающей среды.

Статья 176 Договора о ЕС позволяет государствам-членам вводить более строгие природоохранные меры, нежели предусмотренные правом Сообщества, либо сохранять таковые, если они существовали до вступления государства в Европейский Союз (как, например, это имеет место в Австрии). Статья 176 ставит два условия, при которых подобные меры возможны, - совместимость их с положениями Договора и информированность о них Комиссии. Судебной практикой было выработано еще одно условие - данные меры не должны носить дискриминационный характер. Это положение отразилось в решении Суда по делу Danish Beer Cans (1987 г.).

То же касается других полномочий государств-членов в области окружающей среды. В соответствии с абзацем вторым § 2 ст. 174 государства-члены могут вводить меры по неэкономическим причинам экологического характера, идущие вразрез с мероприятиями Сообщества в сфере гармонизации, при условиях, что возможность введения данных мер должна быть предусмотрена законодательством Сообщества, а сами меры государств-членов должны носить временный характер и подлежать инспекции Сообщества.

Параграф 4 ст. 95 Договора о ЕС позволяет государствам-членам после принятия Сообществом мер по гармонизации сохранять положения национального права в силе исходя из потребностей окружающей среды при условии уведомления об этом Комиссии. Параграф 5 ст. 95 идет еще дальше, говоря о том, что государство-член может вводить подобные положения и после проведения мер по сближению законодательства, но такие положения должны быть обоснованы новыми научными данными и специфическими проблемами конкретного государства-члена. Об этом также должна быть уведомлена Комиссия. И в первом и во втором случае Комиссия может не согласиться с мотивировкой и/или характером сохраняемых или вводимых мер и обратиться в Суд с иском к государству-члену.

Экологическое значение имеет также положение ст. 30 Договора, позволяющее государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарообороте по мотивам защиты здоровья животных и растений. Это было констатировано Судом в его решении по делу Danish bee (1998 г.).

Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) расширяет полномочия ЕС в области экологической политики. В частности, к ведению Европейского Союза дополнительно отнесено принятие мер, направленных на борьбу с изменениями климата.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.