Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 18. Философия Возрождения: возрожденческий гуманизм и антроценризм. Творчество как сущностная черта человека. Социально - политические взгляды; этика гедонизма.



Ядро возрожденческой культуры (и философии как ее ведущего звена) - гуманизм. Сам этот термин восходит к Античности, буквально означает «человечность» (четко это выражено у Цицерона) и мыслится как утверждение самоценности личности, ее свободы и независимости, беспредельных возможностей ее саморазвития. У истоков гуманизма Возрождения стоял Данте Алигьери (1265-1321), автор знаменитой «Божественной комедии», но его подлинный родоначальник - Франческо Петрарка (1304-1374), в сонетах которого («Книга песен», 1366) особенно ярко отразилось противоречие между средневековым аскетизмом и нарождающимся, новым мироощущением как противоречие между «темнотой" и «светом», подавлением уникального внутреннего мира личности и отстаиванием ее самоценности: путь к новому мироощущению он видел в возвращении к «светлой античности» как к идеалу (отсюда и сам термин - Ренессанс, или Возрождение). Идеи гуманизма в Италии развивали также Лоренцо Балла (1406-1457), Пико делла Мирандола (1463-1494), Джованни Боккаччо (1313-1375), Микеланджело Буанарроти (1475-1564) и др. Близок к гуманитарной культуре Николай Кузанский (1401-1464), центральная фигура - Леонардо да Винчи (1452-1519). Античность теперь возрождается не узко-выборочно, как в Средние века а гораздо полнее и многостороннее, чаще в ее собственном содержании, вне наслоений христианской догматики. Но избирательность присутствовала и здесь, поскольку античные учения воспринимались в свете формирующихся новых социальных и духовных реальностей и на базе усвоенного опыта Средневековья - как негативного (аскетизм), так и позитивного (более сложный, чем в античные времена, внутренний мир человека- это и обусловило специфику именно возрожденческого гуманизма. Главное в нем – иное чем в мировоззрении «тьмы и мрака», представление о достоинстве человеческой личности, складывающееся а условиях ослабления сословности и духовной монополии религии, - роста свободомыслия и ценностей не загробной а земной жизни, на базе формирующейся секулярной культуры. Самодостаточность человеческой личности полагалась уже не в божественной благодати, с помощью которой она только и может избавиться от всевозможных пороков и искупить свой «первородный грех", а в ее собственных природных дарованиях и их творческом проявлении, потенциально безграничном полагаться следует не на Бога а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, целеустремленность, энергию и практическую хватку. Особенно высоко ценится разносторонний творческий талант, его обладатели уже при жизни приравниваются к богам, хотя и смертным. Человек, утверждает Николай Кузанский, «есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он - человеческий Бог», он «обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все производить из потенции своего центра». Идеал человека по его мнению, - «свободный и благородный человек" как центр мира. И это потому, что; сущность человека усматривается в его творческом начале, максимально сближающем его с Богом-творцом. И хотя сохраняется вера в Бога-творца создавшего мир и человека идея креационизма существенно сужается Послабляется: будучи создан, человек в последующем, благодаря полной свободе своей воле, сам становится вершителем собственной судьбы Это и определяет, по словам Пико делла Мирандолы, «срединное положение" человека между миром телесно-земным и небесно-духовным и его способность стать «своим собственному) скульптором и творцом», быть, побуждению главы северных гуманистов" Эразма Роттердамского, «божеством» или «скотом», «царем» или «разбойником. Человек - часть природы, его природные потребности вполне законны и нормальны, включая и высшую" из них - стремление к счастью здесь, на земле, а не там, на небе.. Не аскеза, не подавление чувственных желании и земных радостей, а вся полнота телесной и духовной жизни,, котором следует наслаждаться. «Презрение к жизни, - писал французский гуманист Мишель Монтень(1533-1592), - нелепое чувство, ибо в конечном счете всё наше бытие». Резче других деятелей Возрождения эту реабилитацию земной, чувственной жизни выразил Л.Валла Ратуя за наслаждение как главный принцип жизни и осуждая ригоризм стоиков, этого, по его словам, «позорнейшего рода людей», он даже противопоставляет его добродетели к наслаждению, как к «удовольствию души и тела» следует стремиться, говорит он, «ради него самого, а не ради чего-то другого». Ибо, поясняет он, «роду живых существ ничего так не выделено природой, как сохранять свою жизнь и тело и уклоняться от того, что покажется вредным». "Вредное" же - это невнимание к любому из человеческих чувств, а оно означает действие человека «вопреки природе, вопреки своей пользе". Ничто же более, заключает балла, не сохраняет жизнь, чем наслаждение с помощью органов вкуса, зрения, обоняния, осязания, "без чего мы не можем жить, без добродетели же можем». Отсюда и его различение добрых и злых людей как «умеющих и не умеющих вести жизнь с наслаждением". Подобная гедонистическая установка вела к возрождению этики Эпикура и эпикурейцев, однако налицо здесь и отталкивание: возрожденческая мысль не приемлет эпикурейскую идею о пассивном отношении к жизни. В целом же, жизнь этой метелью рисуется, в пику средневековому аскетизму, как. праздник роскоши, наслаждения и смеха, включающий в себя и элементы чувственной несдержанности. Причем, эпоха знала свои оттенки: между эротическим Боккаччо и мистико-аскетическим Данте мы видим также и Петрарку, в сонетах которого как, бы сочетается и то, и другое. При общей захваченности антифеодальной и антицерковной раскованностью, пафосом свободы и величия человека, готового жертвовать своею жизнью ради гуманистических идеалов, звучали нередко и индивидуалистические нотки. У Баллы они выражены достаточно четко уже в его уклоне в утилитаризм (жить наслаждаясь для него - это поступать "ради пользы, а не ради добродетели") и в таких, например, его словах: «Для меня самого моя жизнь большее благо, чем жизнь всех остальных». Звучали также элементы аристократического недоверия (и даже презрения) к простолюдину, к "черни", выраженного, в частности, в убеждении Эразма, что «нет ничего неразумнее низкого простого люда». И все же, повторяем, не наслаждение как таковое, а прежде всего деятельность, активная и творчески-созидательная, выступает в качестве руководящего мировоззренческого принципа Возрождения. Именно она самоутверждает в мире человека свободного, гордого, сознающего свои силы и свои таланты. Реальный образец такого человека - художник, творец земной человеческой красоты как гармонии тела и духа. И если в Средние века определяющим духовным фактором была религия, то теперь им становится искусство, а в нем лидируют живопись и скульптура, особенно наглядно воссоздающие указанную гармонию . Но уже сами деятели Возрождения начинают сомневаться и даже разочаровываться в принципах гуманизма и антропоцентризма - помимо указанных выше издержек индивидуализма и аристократизма отмечается растущее рассогласование между идеалами Высокого Возрождения и реальной жизнью, в которой наблюдаются в это время процессы рефеодализации (уничтожение свободных городов коммун) и контрреформации (одно из ее проявлений - активизация деятельности трибунала католической церкви - инквизиции), существенно препятствовавшие личностному самоосуществлению. Да и успехи естествознания этого времени (идея бесконечности Вселенной, в свете которой человек оказывался всего лишь пылинкой в необозримом космосе, обоснование точными науками принципа детерминизма и пр.) не укладывались в представление о человеке как единственном центре мира, обладающем абсолютной свободой воли. В этих условиях вера в безграничность деятельных и познавательных возможностей человека представляется уже чрезмерной, а гармоничности и уравновешенности указанных идеалов все чаще противопоставляются трагические диссонансы человеческого бытия, его зыбкость и неустойчивость, господство в нем не светлых, а темных, иррациональных начал. В искусстве это особенно выразилось в маньеризме - художественном течении, отмеченном печатью кризиса возрожденческого гуманизма, в теоретической мысли - в настроениях скептицизма, подавленности, склонности к мистицизму- Позже их рельефно выразил, в частности, Блез Паскаль (1623-1662), с горечью констатировавший, что «человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы", и чтобы его уничтожить, "достаточно дуновения ветра, капли воды": единственное, что его возвышает, это лишь то, что он - «тростник мыслящий»




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.