Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 15. Христианская философия Средневековья: теоцентризм. Боги Античности и христианский Бог. Проблема креациозма.



В центре средневековой философии - Бог и отношение к нему человек; (геоцентризм) соответственно и философия выступает в качестве служанки богословия. Это обстоятельство "однако, не должно мешать серьезному вдумчивому изучению этого важного этапа в развитии философской мыс ли, по-своему поучительного и плодотворного. В религиозной оболочке тут ставились реальные философские проблемы первооснова мира, абсолютное и относительное в мире, вечность и время, добро и зло, природа и человек, душа и тело в человеке, свобода воли, разум и вера, интеллект и умозрительная интуиция сущность и существование и тд. Существенно то, что в рамках «схоластики» оттачивалась техника рассуждения и доказательства, те логика [Важное приобретение философской мысли этого времени - сосредоточенное внимание к внутреннему миру индивида, привез шее к открытию самосознания (эта проблема будет особенно интересовал немецкую классику, неклассическую философию и русский «духовный pенессанс») Приступая к анализу конкретной проблематики средневековой философии, следует прежде всего указать на различие в понимании Бога этой античной философией Античность исходила из политеизма, а потому ориентировалась прежде всего на космос, природу в, которой Бог как бы разлит и вне которой не мыслится, такое учение называется пантеизм, его официальная христианская церковь не приемлет. Соответственно и в теории познания античность ориентирована главным образом на разум оперирующий понятиями и способный постигать сущность вещей. В средневековой же философии налицо монотеизм, Бог обретается не в природе, а над природой, она - его творение и в самом Боге как высшем духовном начале подчеркивается не столько разум сколько воля, могущество, беспредельность (земной аналог - абсолютная власть монарха) Бог трансцендентен миру, т.е. находится за его пределами вне реального времени и реального пространства, ни от чего не зависит, но от него зависит все Из «ничего", лишь актом своей беспредельной воли и благодаря своему беспредельному могуществу Он творит сущее, причем во-первых, это творение - абсолютно свободный (т е произвольный не побуждаемый к этому какой-либо необходимостью) акт воли и во-вторых оно-не единовременный акт а постоянный и непрерывный процесс обеспечивающий непрерывное существование как мира в целом так и его отдельных частей, прекратись оно хотя бы на миг - и мир рухнул бы в небытие. Впрочем, в вопросе о творении из «ничего» у христианских философов наблюдается двойственность и непоследовательность- поскольку Христос соединяет в себе божественную и телесно-материальную природу, постольку приходилось в какой-то мере допускать изначальное существование не только Бога но и материи, оговариваясь при этом что если Бог обладает абсолютным бытием и является «чистой актуальностью", то материя. будучи лишь потенцией вещей, представляет собою низший вид бытия Такова например, позиция Фомы Аквинского Но не все христианские философы разделяют ее - сторонники Августина придерживаются иной трактовки, считая, что Бог не только одухотворяет материю, упорядочивая и формообразуя ее но и творит ее иначе полагают они неизбежно ограничивалось бы всемогущество Бога. В связи с креационизмом, или творением из «ничего" ставится вопрос о соотношении времени и вечности Вот позиция Августина, выраженная им в труде «О граде Божием" «мир сотворен не во времени, но вместе со вpeмeнeм», т.е. отсчет времени начинается с акта творения, сообщившего объектам творения движение и изменение, а «моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время"; в вечности же Бога «нет никакого изменения", а потому Он есть «творец и устроитель времени". Ценно здесь связывание времени с движением, а времени и движения - с существованием мира, ограничен ли мир во времени и статична ли вечность, допустима ли ее оторванность от временного и изменяющегося во времени? Представляют позитивный интерес суждения Августина о внутренней взаимосвязи прошедшего, настоящего и будущего времени содержащиеся в его исповеди. Сущность проблемы в постановке Августина - действительно существует лишь настоящее, текущее вpeмя но как быть с прошедшим и будущим временем? Полагать, что они не существуют, поскольку "прошедшего уже нет", а «будущего еще нет"? Но, рассуждает Августин, «если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего", и «если бы ничего не проходило, то не было бы будущего", да и само настоящее время не понять вне прошедшего и будущего - ведь, резонно замечает философ, если бы настоящее время "всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно было бы не временем, а вечностью". И прошедшее, и будущее время, полагает Августин, также существуют (могли же, поясняет он свою мысль, пророки предсказывать будущее, видеть его, а это было бы невозможно, если бы оно не существовало), но - «непостижимым для нас образом". Решение проблемы Августин видит в осмыслении прошлого и будущего через настоящее, для чего в душе нашей имеются и соответствующие формы восприятия: для прошлого - память, или воспоминание, для настоящего - взгляд, воззрение, созерцание, для будущего - чаяние, упование, надежда.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.