Древняя Индия: брахманизм и буддизм. Понятия драхмы, кармы, сансара, восьмеричного пути достижения нирваны.
Первые философы Древнего Востока – аскеты - проповедники в Индии и странствующие мудрецы в Китае. Они подготовили почву для классических философских систем, наиболее типичные из них – буддизм (Индия), конфуцианство и даосизм (Китай). Буддизм возникает как определенная оппозиция господствовавшему брахманизму с его оправданием кастового деления общества, засильем жречества и усложненной культовой обрядностью, но в теоретическом плане у этих двух учений есть общее, отчего стал возможным их синтез в индуизме (современная религия Индии). В центре философии брахманизма онтологическая проблематика: учение о брахмане, или безличной, бестелесной, духовной, единственно истинной субстанции, лежащей в основе всего существующего. Внешний, эмпирический мир призрачен, иллюзорен, обманчив, имеет изменчивый, преходящий характер. Он периодически то возрождается из брахмана, то гибнет, уходя в него, и зримый образ этого – смена времен года. В этот вечный круговорот смертей и рождений вовлечен и человек. Душа, как и тело - результат взаимодействия дхарм (конечных, но изменчивых первоначал бытия), не имеющего ни начала, ни конца, со своими спадами и подъемами, что оборачивается для него непрерывными страданиями, мера которых определена его кармой, или суммой всех грехов и добродетелей в прошлых его перевоплощениях. И высший смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы выйти из этого порочного круга: постичь истинную основу иллюзорного мира, полностью отрешиться от всего мирского, слиться с брахманом, прервать для себя бесконечную череду перевоплощений и обрести тем самым вечное блаженство. Идею перевоплощения, или «переселения душ» (сансара) развивает дальше буддизм, сосредоточиваясь главным образом на ее нравственно-этических аспектах. Ядро буддизма – учение об освобождении от страданий и путях его достижения. Тут ряд ступеней. Вначале–соблюдение общечеловеческих норм морали, затем отречение от земных страстей и искушений, аскетический образ жизни и наконец – сосредоточение всех физических и психических сил на созерцании, углубленном «вглядывании в себя», позволяющем в итоге ощутить свое «единение» с Истиной. Совокупность умственных действий, направленных на достижение этого «единения», получила название медитации. В этом восхождении по пути самосовершенствования, завершающемся состоянием нирваны, заключен большой позитивный смысл. Тут и мысль о бесконечности совершенствования, и неудовлетворенность реальным мироустройством, и «уход от жизни» как форма неприятия зла, но отнюдь не отрицания жизни вообще, и готовность жертвовать собственным благополучием ради бескорыстного утверждения в жизни людей высокой духовности и жажды добра. Это-то и объясняет повышенный интерес в наше время к буддизму.
Древний Китай: даосизм и конфуцианство. Дао и концепция «недеяния». Этико-политическое учение Конфуция и современный Китай.
Если буддизм ориентирован на отдельного человека, на «личное спасение», то конфуцианство рассматривает человека как члена общества – государства (эти понятия в древности отождествлялись, их различение относится к новому времени) и является этико - политическим учением. Отправной пункт учения – общество – государство, понимаемое как большая семья, построенная на принципе «отец – сын». Причем, этот принцип распространяется и на вселенную: ее «отцом» является Небо – высшая мироуправляющая сила, предопределяющая действия и поступки людей, а также их социальный статус. Государь – «сын Неба» и одновременно «отец и мать народа» и т. д. В итоге складывается вселенская иерархия, где у каждого звена свое место и своя роль. Небо, для поддержания этой иерархии и порядка в ней, ниспосылает истинные моральные нормы, главная из которых – гуманность (жэнь), или уважительное отношение к старшим по возрасту или положению в обществе. Другие нормы – долг, справедливость, верность, уважительная осторожность, мужество и т. д. Их совокупность составляет дао, или истинный путь, а высший смысл человеческого существования усматривается в том, чтобы жить по дао во всех сферах жизни. Идеи конфуцианства глубоко вошли в сознание китайского народа, этому способствовало и то, что уже при жизни основателя учения Конфуция оно стало государственной идеологией и длительное время оставалось таковым.
Уже в конфуцианстве используется понятие дао – центральное в даосизме (один из основателей – Лао-цзы; жил в одно время с Конфуцием, в VI–V вв. до н. э.). Если конфуцианство делало акцент в понимании дао на человеческой жизни, то даосизм, будучи в оппозиции к конфуцианству, подчеркивает объективное, надчеловеческое содержание в дао, понимаемое по-разному: как естественный путь вещей, как божественный путь («небесная судьба»), как источник возникновения всех вещей и явлений и т. д. Сохраняется также и понимание дао в этическом смысле – как норма жизни, истинный жизненный путь человека, путь добродетели и совершенствования. И главная идея даосизма – каждый должен следовать дао, т. е. следовать естественному миропорядку, придерживаться «недеяния», т. е. не нарушать своими действиями этот миропорядок, все должно быть предоставлено самому себе, ориентироваться не на активность, а на пассивность, смирение, полное и безмятежное спокойствие, покой. Все беды и несчастья – от нарушения дао, отступления от него: преждевременная смерть человека, смута в обществе, нарушение гармонии в космосе. Позитивное звучание отдельных аспектов даосизма несомненно – особенно в связи с нарастающей в наше время дисгармонией природы и человека (губительное воздействие на природу техногенных факторов, угроза экологической катастрофы, мутагенное действие на организм человека загрязненной среды).