Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Древний Китай: даосизм и конфуцианство. Дао и концепция «недеяния». Этико-политическое учение Конфуция и современный Китай.



Древняя Индия: брахманизм и буддизм. Понятия драхмы, кармы, сансара, восьмеричного пути достижения нирваны.

Первые философы Древнего Востока – аскеты - проповедники в Индии и странствующие мудрецы в Китае. Они подготовили почву для классических философских систем, наиболее типичные из них – буддизм (Индия), конфуцианство и даосизм (Китай). Буддизм возникает как определенная оппозиция господствовавшему брахманизму с его оправданием кастового деления общества, засильем жречества и усложненной культовой обрядностью, но в теоретическом плане у этих двух учений есть общее, отчего стал возможным их синтез в индуизме (современная религия Индии). В центре философии брахманизма онтологическая проблематика: учение о брахмане, или безличной, бестелесной, духовной, единственно истинной субстанции, лежащей в основе всего существующего. Внешний, эмпирический мир призрачен, иллюзорен, обманчив, имеет изменчивый, преходящий характер. Он периодически то возрождается из брахмана, то гибнет, уходя в него, и зримый образ этого – смена времен года. В этот вечный круговорот смертей и рождений вовлечен и человек. Душа, как и тело - результат взаимодействия дхарм (конечных, но изменчивых первоначал бытия), не имеющего ни начала, ни конца, со своими спадами и подъемами, что оборачивается для него непрерывными страданиями, мера которых определена его кармой, или суммой всех грехов и добродетелей в прошлых его перевоплощениях. И высший смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы выйти из этого порочного круга: постичь истинную основу иллюзорного мира, полностью отрешиться от всего мирского, слиться с брахманом, прервать для себя бесконечную череду перевоплощений и обрести тем самым вечное блаженство. Идею перевоплощения, или «переселения душ» (сансара) развивает дальше буддизм, сосредоточиваясь главным образом на ее нравственно-этических аспектах. Ядро буддизма – учение об освобождении от страданий и путях его достижения. Тут ряд ступеней. Вначале–соблюдение общечеловеческих норм морали, затем отречение от земных страстей и искушений, аскетический образ жизни и наконец – сосредоточение всех физических и психических сил на созерцании, углубленном «вглядывании в себя», позволяющем в итоге ощутить свое «единение» с Истиной. Совокупность умственных действий, направленных на достижение этого «единения», получила название медитации. В этом восхождении по пути самосовершенствования, завершающемся состоянием нирваны, заключен большой позитивный смысл. Тут и мысль о бесконечности совершенствования, и неудовлетворенность реальным мироустройством, и «уход от жизни» как форма неприятия зла, но отнюдь не отрицания жизни вообще, и готовность жертвовать собственным благополучием ради бескорыстного утверждения в жизни людей высокой духовности и жажды добра. Это-то и объясняет повышенный интерес в наше время к буддизму.

 

Древний Китай: даосизм и конфуцианство. Дао и концепция «недеяния». Этико-политическое учение Конфуция и современный Китай.

Если буддизм ориентирован на отдельного человека, на «личное спасение», то конфуцианство рассматривает человека как члена общества – государства (эти понятия в древности отождествлялись, их различение относится к новому времени) и является этико - политическим учением. Отправной пункт учения – общество – государство, понимаемое как большая семья, построенная на принципе «отец – сын». Причем, этот принцип распространяется и на вселенную: ее «отцом» является Небо – высшая мироуправляющая сила, предопределяющая действия и поступки людей, а также их социальный статус. Государь – «сын Неба» и одновременно «отец и мать народа» и т. д. В итоге складывается вселенская иерархия, где у каждого звена свое место и своя роль. Небо, для поддержания этой иерархии и порядка в ней, ниспосылает истинные моральные нормы, главная из которых – гуманность (жэнь), или уважительное отношение к старшим по возрасту или положению в обществе. Другие нормы – долг, справедливость, верность, уважительная осторожность, мужество и т. д. Их совокупность составляет дао, или истинный путь, а высший смысл человеческого существования усматривается в том, чтобы жить по дао во всех сферах жизни. Идеи конфуцианства глубоко вошли в сознание китайского народа, этому способствовало и то, что уже при жизни основателя учения Конфуция оно стало государственной идеологией и длительное время оставалось таковым.

Уже в конфуцианстве используется понятие дао – центральное в даосизме (один из основателей – Лао-цзы; жил в одно время с Конфуцием, в VI–V вв. до н. э.). Если конфуцианство делало акцент в понимании дао на человеческой жизни, то даосизм, будучи в оппозиции к конфуцианству, подчеркивает объективное, надчеловеческое содержание в дао, понимаемое по-разному: как естественный путь вещей, как божественный путь («небесная судьба»), как источник возникновения всех вещей и явлений и т. д. Сохраняется также и понимание дао в этическом смысле – как норма жизни, истинный жизненный путь человека, путь добродетели и совершенствования. И главная идея даосизма – каждый должен следовать дао, т. е. следовать естественному миропорядку, придерживаться «недеяния», т. е. не нарушать своими действиями этот миропорядок, все должно быть предоставлено самому себе, ориентироваться не на активность, а на пассивность, смирение, полное и безмятежное спокойствие, покой. Все беды и несчастья – от нарушения дао, отступления от него: преждевременная смерть человека, смута в обществе, нарушение гармонии в космосе. Позитивное звучание отдельных аспектов даосизма несомненно – особенно в связи с нарастающей в наше время дисгармонией природы и человека (губительное воздействие на природу техногенных факторов, угроза экологической катастрофы, мутагенное действие на организм человека загрязненной среды).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.