Химический состав воды источника Ерюю за весь срок наблюдений существенных изменений не претерпевает. Среди растворенных в воде солей преобладают гидрокарбонаты натрия (44-60 %), магния (10-25 %) и кальция (10-30 %). При общем стабильном химическом составе подземных вод на протяжении ряда лет в отдельные годы отмечаются отклонения отдельных элементов от средних значений (рис 5.51). Так, в 1992 г. и в мае 2007 г. вода источника была с повышенной минерализацией (до 0,54-0,58 г/л). В солевом составе этих проб воды содержание солей натрия составило более 80 %. Это можно объяснить тем, что в процессе промерзания водоносного талика изменяется в основном катионный состав подземных вод, а именно от кальция через магний к натрию, что связано с различной степенью растворимости данных ионов (Анисимова, 1981).
Рис 5.51. Изменение химического состава воды источника Ерюю
В многолетнем цикле
При анализе микрокомпонентного состава отмечено, что в конце зимы (апрель) при росте минерализации происходит и увеличение содержания отдельных элементов: калия – в 17 раз, бора – в 12 раз, лития – в 8,5 раза, брома – в 6 раз, рубидия – в 5,6 раз. Интересен факт появления в пробе воды, отобранной в апреле 2010 г. из восходящего источника (мощный грифон в основании песчаного наноса в долине ручья), серебра – 0,663 мкг/л. Этот элемент был зафиксирован из 100 проб лишь еще в двух: в воде источника Улахан-Тарын, где его содержание в апреле 2010 г. составляло 4,772 мкг/л (аналогичный грифон на выходе из цирка Б в долину ручья Улахан-Тарын), а в июне этого же года - 0,012 мкг/л (там же).
Количественно степень промерзания можно выразить через коэффициент криогенной метаморфизации химического состава подземных вод (Шепелев 1987), который представляет собой отношение содержания ионов натрия к кальцию. Чем выше значение этого коэффициента, тем меньше размеры реликтового водоносного талика, т.е. больше его промерзание, и тем незначительнее питание межмерзлотных вод за счет инфильтрации воды из озер и надмерзлотных вод. Для источника Ерюю значение коэффициента криогенной метаморфизации составило 4,8. Такую модель можно применить и к двум другим рассматриваемым источникам подземных вод. Для источников Булуус (основной выход) и Улахан-Тарын коэффициент криогенной метаморфизации химического состава подземных вод составляет 0,4 и 0,3 соответственно. Для источников в верховье распадка Булуус этот коэффициент увеличивается до 0,7-1,0, а в водозаборной скважине 2/96 равен 6,2-8,4.
Таким образом, в распадке руч. Ерюю разгружаются гидрокарбонатные натриевые подземные воды, которые несмотря на относительно повышенную минерализацию, пригодны для питьевого использования. Процессы криогенного метаморфизма значительно сказываются не только на макрокомпонентном составе воды, но и на содержании микроэлементов. Особенно это проявляется на участках выклинивания водоносного горизонта вблизи бровки террасы, что необходимо учитывать при выборе мест заложения водозаборных скважин.