МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«П Р А В А Ч Е Л О В Е К А»
Составитель:
Преподаватель высшей категории
Кошелев И.А.
Содержание
Аннотация 3
Информационно-методические материалы
для аудиторной работы 6
Информационно-методические материалы
для практических занятий 78
Словарь по правам человека 129
Список использованных и рекомендуемых источников 139
А Н Н О Т А Ц И Я
Сборник информационно-методических материалов содержит дидактические ресурсы для изучения учебной дисциплины «Права человека», включенной в вариативную часть общего социально-экономического и гуманитарного цикла основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Права человека» призвана сформировать у обучающихся гражданское мировоззрение, существенной характеристикой которого является правовая компетентность специалиста СПО. Данная задача определена в «Основах государственной политики РФ в сфере правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом России 04.05.2011 г. С этой целью «в образовательных учреждениях различного уровня должны внедряться в образовательный процесс учебные курсы, программы, учебно-методические материалы, обеспечивающих получение знаний в области права».
Знания в области прав человека позволят сформировать у обучающихся следующие умения:
- защищать свои права в соответствии с нормами российского и международного гуманитарного права;
- анализировать содержание нормативно-правовых актов по правам человека;
- оценивать положение с правами человека в современной России, а также давать оценку поступкам людей, собственным действиям с позиций законопослушного гражданина;
- осуществлять поиск и использование нормативно-правовой информации, необходимой для характеристики состояния правовой культуры населения и гражданского общества;
- выражать, обосновывать и отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение по проблеме соблюдения прав человека;
- характеризовать конституционные, личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные права человека и гражданина;
Изучение дисциплины «Права человека» будет способствовать формированию у выпускников СПО общих компетенций (ОК 1- ОК 10), связанных с:
- пониманием сущности и социальной значимости своей будущей профессии с учетом правовых норм;
- умением выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество при уважительном и бережном отношении к правам и охраняемым законом интересам;
- умением принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях в соответствии с законодательством;
- осуществлением поиска и использованием правовой информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
- владением информационной культурой, анализом и оценкой правовой информации;
- умением работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями при осуществлении законных прав и обязанностей;
- способностью брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий при обязательном соблюдении правовых норм;
- необходимостью самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации в рамках правового регулирования;
- умением ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности в условиях развивающегося законодательства;
- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей), опираясь на собственную правовую культуру и правосознание.
Изучение данной дисциплины, с одной стороны, базируется на междисциплинарных связях с такими учебными дисциплинами, как «Обществознание», «История», «ОБЖ»; с другой стороны, подготавливает студентов к освоению дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» и профессионального модуля «Организация деятельности структурного подразделения».
Включение учебной дисциплины «Права человека» в вариативную часть ОПОП ФГОС по специальностям СПО отвечает современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов СПО, формируя законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам.
Структурно информационно-методические ресурсы можно разделить на следующие части:
- материалы для аудиторной работы на лекционных занятиях;
- материалы для изучения прав человека на практических занятиях;
- словарь по правам человека;
- список использованных источников.
Все информационно-методические ресурсы, включенные в сборник, можно классифицировать в следующие группы:
- официальные информационно-правовые ресурсы (международные и российские нормативно-правовые акты: Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Социальная Хартия, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, ФКЗ ««О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ (ч.4), Закон РФ «О занаятости населения в Российской Федерации» и др.);
- ресурсы индивидуально-правового характера (образцы исковых заявлений, жалоб, претензий и др. в международные и российские органы по защите прав человека);
- неофициальные информационно-правовые ресурсы (материалы, содержащиеся в учебных пособиях по правам человека, на сайтах правозащитных организаций, правовых порталах и других интернет-ресурсах).
При изучении информационно-методических материалов рекомендуется использовать разнообразные формы работы с правовой информацией:
- составление вопросов к тексту, содержащему правовую информацию, и ответы на них;
- комментированное чтение текста;
- аналитическое чтение текста, выделение главных, основных мыслей в тексте;
- соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом источника;
- написание рецензий к выбранному фрагменту документа;
- составление тезисного плана изучаемого текста;
- составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических и обобщающих таблиц;
- подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
- составление логической схемы;
- преобразование статистической информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму и др.
I. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ