Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2.3 Политические права.



Право на гражданство. Апатрид, бипатрид. Экспатриация, репатриация. Депортация. Экстрадиция. Свобода мысли, совести, религиозных убеждений и их свободного выражения. Свобода слова. Право свободно получать и распространять информацию. Право на свободное проведение мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управлении делами государства. Избирательное право: активное и пассивное. Формы непосредственной и представительной демократии в России. Принципы избирательной системы.

Материал для изучения

1) Источник: Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М, 2001.

Политические права и свободы

Политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне право­мерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни госу­дарства и осуществлении государственной власти. Поли­тические права граждан являются непременным условием фун­кционирования всех других видов прав, поскольку они состав­ляют органическую основу системы демократии.

В отличие от личных политические права и свободы на­правлены не на обеспечение автономии человека, а на его про­явление в качестве активного участника политического про­цесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством.

Следует особо подчеркнуть, что политические права обыч­но признаются лишь за гражданами, т. е. обладание полити­ческими правами связывается с принадлежностью к граждан­ству конкретного государства.

 

Краткий анализ института политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управле­нии делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления госу­дарственных решений, в сферу политики. Оно гарантируется демократической организацией всей по­литической системы общества, вовлекающей граждан в актив­ную политическую деятельность.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления па вы­борах, референдумах, а также личного участия в работе орга­нов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического нрава является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публич­ным функциям и должностям, а также па участие в отправле­нии правосудия. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и обществен­ными делами является не только основополагающим принци­пом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.

 

Избирательное право — важнейший демократический ин­ститут, одна из главных форм свободного выражения воли на­рода и его участия в политическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и ме­стного самоуправления, равно как и через избираемых ими пред­ставителей, является выражением суверенитета народа и фор­мой осуществления принципа народовластия.

Стремясь максимально гарантировать избирательное пра­во, современные демократические государства отказались от существовавших ранее цензов (имущественного, оседлости, по принципу пола и др.).

В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует добавить, что современные конституции и избирательные зако­ны устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.

 

 

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конститу­ционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Воль­тер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы выска­зывать свои мысли".

Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие поли­тических, экономических, нравственных и иных идей и ценнос­тей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следователь­но, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дис­куссий по граждански значимым проблемам, есть форма суще­ствования демократического толерантного общества.

Поскольку общество никогда не образует интеллектуаль­ного единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Какое-либо насильственное воздействие на человека с це­лью принудить его к выражению своей позиции или отказу от него недопустимо.

Свобода слова включает несколько структурных элемен­тов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно сво­бода печати и других средств массовой информации как свобо­да от цензуры и право создавать и использовать органы инфор­мации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение информации, представ­ляющей общественный интерес или затрагивающей права граж­дан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.

Демократические государства, провозглашая свободу информации, вводят запрет на цензуру. Хотя в большинстве современных конституций содержит­ся запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мне­ния является безграничной и абсолютной. Как правило, запре­щается использовать свободу слова для призывов к насиль­ственному свержению легитимной государственной власти, раз­глашения государственной и иной охраняемой законом тайны, подстрекательства к преступлениям, разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нрав­ственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исклю­чить злоупотребление рассматриваемым правом.

Большинство современных конституций закрепляет такие формы политической активности граждан, как свобода собра­ний, митингов, демонстраций и пр. Эти демократические инсти­туты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни.

Правовое содержание рассматриваемых свобод включает: наличие правомочий трех видов: право на личные положитель­ные действия (организация публичного мероприятия н участие в нем); право требования (предоставление общественных зда­ний, улиц и прочего как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичных мероприятий); право притя­зания (юридическая возможность в случае необходимости при­бегнуть к помощи государственного принуждения и государ­ственной защиты).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонст­раций, как правило, вводится уведомительный порядок прове­дения публичных мероприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предсто­ящем мероприятии. Причем последние вправе воспрепятство­вать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу об­щественному порядку.

Цель проведения публичных мероприятий не должна про­тиворечить Конституции п текущему законодательству. На­пример, по российскому законодательству, публичное мероп­риятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах проведе­ние публичных мероприятий не допускается "на обществен­ном пути", т. е. в местах функционирования городского транс­порта. Российское законодательство предусматривает уголов­ные и административные санкции за нарушение установлен­ного порядка организации и проведения публичных меропри­ятий.

Право па объединение в общественные организации в числе других политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно-политической жизни. Это право, извест­ное также под названием свобода союзов и ассоциаций, пред­ставляет собой право образовывать любой союз в рамках тре­бования закона. Общественные объединения создаются в ре­зультате свободного волеизъявления граждан, объединивших­ся на основе общности интересов для достижения общих це­лей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятель­ности общественных объединений и их равноправие. По обще­му правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы. Основные принципы образования и деятельности общественных объединений нередко закрепляются в конститу­циях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их числу относит добровольность, свободу образования и деятельности. Законо­дательство РФ закрепляет право создавать общественные объе­динения в таких организационно-правовых формах, как обще­ственная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодея­тельности. В качестве основных каналов, фокусирующих поли­тическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы, женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается лишь в четко уста­новленных законом случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

 

В числе политических прав следует указать и право па обращение, именуемое еще правом петиций. Посылаемые в го­сударственные органы и органы местного самоуправления пе­тиции граждан представляют собой не только способ восста­новления нарушенного права, но п форму политического учас­тия в решении публичных дел. Реализация этого права пред­полагает развитие личной инициативы и личной заинтересован­ности граждан при решении вопросов государственного и об­щественного характера. Как правило, порядок подачи и рас­смотрения письменных обращений, как и принятия по ним ре­шений, определяет закон. Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в ком­петентные государственные органы. Обращения, имеющие фор­му жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нару­шение субъективного права гражданина, допущенное в резуль­тате неправомерного действия (или бездействия) власти. По­этому анализируемому праву соответствует обязанность долж­ностных лиц в установленном порядке и в установленные сро­ки принять по ним обоснованные и законные решения.

 

2) Источник: сайт свободной интернет-энциклопедии «Википедии» - http://ru.wikipedia.org/wiki/Свобода_слова_в_России

 

Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В России по данным на июль 2010 года зарегистрировано более 93-х тысяч СМИ, причём абсолютное большинство из них — 90 процентов — это негосударственные СМИ.

Согласно опросам, большинство россиян в 2000 г. полагали, что свобода слова есть, причём половина из них считает, что свобода слова чересчур большая. Ещё почти треть россиян (31 %) были уверены в 2001 году, что свобода слова есть, но имеет ограничения[2]. Лишь 12 % полагали, что свободы слова нет вообще. При аналогичном опросе экспертов 66 % ответили, что в РФ свобода слова есть.

По данным Левада-Центра доля россиян, полагающих что «власти России ведут наступление на свободу слова и ущемляют независимые СМИ» составляла в 2000 году 30 %, а в 2005 снизилась до 27 %, а в 2007 году снизилась до 26 процентов. По данным Левада центра, доля россиян, полагающих что «власти России нисколько не угрожают свободе слова и не ущемляют деятельность независимых СМИ» увеличилась с 2000 года на 3 процента и составила 49 процентов (2005 год).

Результаты всероссийских опросов от 2007 года показывают, что свобода слова как демократическая ценность достаточно прочно укоренилась в сознании россиян: большинство населения страны (83 %) считает важным существование в России свободы слова и СМИ. По результатам социологических опросов, большинство россиян считает, что права граждан на выражение собственного мнения, свободу слова сегодня реализуются в достаточном объеме. При этом, данные всероссийских опросов показывают, что россияне замечают определенные ограничения свободы слова и СМИ, но не считают, что проблема является системной и усугубляется со временем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.