• Принятие решения о размещении бумаг (Порядок принятия решения должен быть установлен уставом общества, закон не предъявляет существенных требований к тому, кто должен четко принимать это решение, однако это решение должно четко соответствовать законодательству)
• Утверждение решения о выпуске (Решение о выпуске утверждает совет директоров или иной высший орган общества, в соответствии с уставом, это решение должно быть принято не позднее 6 месяцев после того как было принято решение о размещении ценных бумаг)
• Гос. Регистрация (отчета об итогах выпуска) - может сопровождаться регистрацией документа - проспекта ценных бумаг, регистрация документа происходит в обязательном порядке, если способом размещения является подписка. Срок - 30 дней с момента подачи документов. Частный срок - 20 дней - для выпуска, который требует составления проспекта. 10 дней - для повторной регистрации.
• Размещение ценных бумаг
o Заключение сделок и гражданско-правовых договоров
o Внесение регистрационных записей (регистрация происходит в течение 14 дней, в течение которых регистратор должен проверить законность сделки, вносятся соответствующие записи, информируется новый владелец ценных бумаг)
o Выдача сертификатов документарных ценных бумаг
Размещение должны быть произведено в сроки, установленные проспектом ценных бумаг, либо в сроки, установленные решением о выпуске, но не более 1 года. Фактически на размещение дается 1 год.
o Государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Отчет может быть выпущен в 2 форма - отчет, т.е расширенный документ, отчет в виде уведомления. Сроки - до 30 дней с момента окончания размещения. Если размещение происходило поэтапно, то эти 30 дней начинают идти с момента размещения последней ценной бумаги.
Проспект ценной бумаги - это установленная законом форма, содержащая сведения об эмитенте, его финансовом состоянии и предыдущих выпусках ценных бумаг. Проспект ценной бумаги обязателен при открытой подписке.
Закон требует 5 обязательных разделов в проспекте:
a. Данные об эмитенте ( сведения об учредителях, об органах управления, о наличии филиалов, указание крупных акционеров - кто владеет 5% и более акций)
b. Данные о финансовом положении эмитента (за последние 3 года, информация об обязательных платежах в бюджет - налоги, сведения о задолженности данного эмитента перед 3-ми лицами)
c. Сведения о выпуске (о размещении на бирже, об оборотах биржи)
d. Сведения о данной эмиссии (объем размещения, цена размещения, номинал, порядок учета прав на ценные бумаги и порядок хранения этих ценных бумаг
e. Сведения об особых условиях в обращении бумаг (например, если бумаги не могут быть предметом залога, информация о дисконте при размещения, об особых условиях при выпуске)
50. Организация банковского надзора и регулирования в РФ
БР-органом банковского регулирования и надзора за деятельностью КО.
Регулирование КО - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель- поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. БР не управляет КО, а наблюдает за соответствием деятельности
По закону БР не вправе вмешиваться в оперативную деятельность КО. ФЗ предоставил БР осуществлять банковский надзор: наблюдать за КО с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.
БР имеет право запрашивать и получать у КО необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. БР публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ
ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование(издание законов, а также нормативных актов и предписаний). Его смысл состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков.
БР устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. не вправе требовать от КО выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц-клиентов.
предусматривает определенный порядок регистрации КО, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва,предъявления в соответствии с ФЗ квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру КО. В этих же целях установлены антимонопольные требования.
В настоящее время банковская система функционирует в соответствии с принципами «Базель II».Основным отличием Базеля II является применение более дифференцированной, по сравнению со стандартами «Базель I», оценки кредитоспособности контрагента с целью снижения потребности в капитале КО. Сейчас российские банки готовятся поэтапно перейти на «Базель III» (2013–2018 г.). Базель III представляет собой симбиоз передовых способов оценки рисков (кредитного, рыночного и операционного) и создания соответствующего капитала, содержательного надзора и рыночной дисциплины.
51. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки. Формы обеспечения возвратности кредита.
Под кредитоспособностью заемщика способность своевременно и полностью погасить заемное обязательство,
Основная задача анализа – определить способность и готовность заемщика вернуть кредит и какой риск при этом будет принимать на себя КО. Банк разрабатывает методику оценки кредитоспособности на основе следующих методов: 1. Метод коэффициентов -каждый банк выбирает группу коэф, характериз фин. состояние заемщика, сопоставляет фактическое значение с нормативным, присуждает определенному коэф количество баллов, путем суммирования баллов определяется класс кредитоспособности или рейтинг заемщика. Чаще используются группы коэффициентов: - коэффициенты ликвидности; - коэффициенты деловой активности; - коэффициенты финансового левериджа; - коэффициенты прибыльности; - коэффициенты обслуживания долга. 2. Метод денежного потока -сопоставлении притока и оттока д.с у заемщика за период, предшествующий сроку испрашиваемого кредита. Денежный поток – это объем д.с, которые получает или выплачивает предприятие в течение опред периода времени. Анализ осуществляется по форме №4. Метод бывает прямой и косвенный. Прямой метод разница между прибытием денежных средств и выбытием. Косвенный метод – устанавливается ИП, предприятиям. разница между доходами и притоком д.с, а также между расходами и оттоком денежных средств. На основании полученных данных получается чистый приток/отток д.с, и банк определяет кредитоспособен или нет заемщик. 3. Метод оценки делового риска. несвоевремен завершением кругооборота фондов и неэффективным использованием ресурсов предприятия. используется методика изучения надежности кредита, состоящая в сборе и анализе сведений о потенциальных заемщиках по пяти факторам или критериям: 1. Характер заемщика. репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. 2. Платежеспособность. Способность возвратить кредит —тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем. 3. Капитал. соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности. 4. Обеспечение активами, кот к могут предложить в залог 5. Условия. «общие экономические условия», опред.деловой климат в стране, особенности развития бизнеса Информацию об этих пяти факторах (критериях) получают из (кредитных досье) и и внешних или внутренних источников. обмен информацией между банками и получение отчетов кредитных агентств.