Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статья 8.1. Страховые актуарии



Пункт 1 статьи 8.1 в части аттестации страховых актуариев, выдачи квалификационных аттестатов вступает в силу с 1 июля 2006 года.
1. Страховые актуарии - граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

Пункт 2 статьи 8.1 в части представления заключения страхового актуария в орган страхового надзора вступает в силу с 1 июля 2007 года.
2. Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в установленном им порядке.

Пункт 3 статьи 8.1 в части аттестации страховых актуариев, выдачи квалификационных аттестатов вступает в силу с 1 июля 2006 года.
3. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора.

 

34. Сущность государственного бюджета и его роль в социально-экономических процессах страны.

 

35. Сущность финансов, их специфические признаки; представление о финансах на разных этапах экономического развития

 

Термин «финансы» произошел от латинского слова, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в 13-15 вв. позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Финансы– совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств для решения задач политических, экономических, экономических и социальных.

Специфические признаки финансов:

- это денежные отношения между субъектами, т.е. деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов.

- субъекты при этом имеют разные права. Государство имеет особые полномочия.

- в процессе этих отношений формируется государственный фонд денежных средств и называется он бюджет, следовательно, эти отношения носят фондовый характер.

- регулярное поступление средств в бюджет носит государственно-принудительный характер. Это достигается за счет нормативно-правовой базы и создания особого фискального аппарата.

Не все денежные отношения являются финансовыми отношениями, но при этом финансы – всегда денежные отношения.

Финансы возникли впервые в XIII—XV веках в Италии, в городах, которые являлись крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела.

На первых этапах развития общества подавляющая часть государственных расходов и доходов имела натуральный характер. Ресурсы монарха не были отделены от государства. При рабовладении основная часть потребностей государства удовлетворялась в форме личного труда рабов, продуктов их труда, натуральных податей и повинностей. В составе расходов выделялись затраты на содержание армии, ведение войн и выкуп пленных; строительство военных укреплений, судов, общественное строительство (храмы, водопроводы, дороги, содержание двора монарха). Основными доходами служили поступления от земель, регалий (отдельных промыслов), военные трофеи, дань с народа, трудовые и личные повинности крестьян, ремесленников, налоги.

При феодальном строе потребности в денежных доходах и расходах государства возрастают. Начинает происходить формирование доходов, наполняющих казну государства. На этом этапе не разграничивались средства государства и его главы.

В дальнейшем роль финансов значительно возрастает. Они выступают материальной основой выполнения государством своих функций, таких, как охрана частной собственности, воспроизводство общественного продукта. Важнейшим методом аккумуляции финансовых ресурсов становятся налоги, которые выступают главным видом доходов государственного бюджета. В конце XIX — начале XX века на долю налогов приходилось 80—90 % всех доходов государственного бюджета.

Особую роль в настоящее время приобретают государственные финансы. Если в начале века в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9-18% национального дохода страны, то сейчас этот показатель превысил 50%. При этом резко возросли и объемы государственного бюджета.

 

36. Сущность, функции, виды и роль денег в экономике

Деньги – наиболее ликвидный актив, выполняющий роль законного платежного средства. Деньги можно определить, как всеобщий стоимостной эквивалент. Раскрывая сущность денег как экономической категории, необходимо подчеркнуть, что «деньги – не вещь, а общественное отношение», они представляют собой овеществленную форму общественных отношений. В этой экономической категории и при ее участии осуществляются отношения людей в процессе воспроизводства.

Функции денег

6. Мера стоимости – деньги используются для выражения стоимости товара путем установления цен. Функцию меры стоимости деньги выполняют до акта обмена.

7. Средство обращения – деньги используются для обслуживания процесса товарного обмена при покупке или продаже товара (услуги) за наличные деньги. Эту функцию выполняют только наличные деньги и они физически должны присутствовать в акте обмена.

8. Средство платежа – когда оплачивается долг ранее возникшего обязательства.

9. Сбережение и накопление – перенос покупательной способности денег во времени и пространстве.

10. Мировых денег – внешняя торговля, межстрановой обмен

Виды денег

4) Товарные деньги – товар, стихийно выделившийся из общей товарной массы и принявший на себя общественную функцию всеобщего эквивалента.

Металлические деньги – частный случай товарных денег; деньги из золота и серебра, имеющие внутреннюю стоимость и выполняющие все функции денег.

5) Бумажно-кредитные деньги

Причины появления бумажно-кредитных денег:

a. быстрый рост товарооборота, населения, рост промышленного производства, денег стало не хватать

b. предел делимости денег из драгоценных Ме

c. рост числа мелких денег

Истерание золотых и серебряных монет привело к отрыву номинала монет от их весового содержания драгоценного Ме, но деньги продолжали обращаться по номиналу. При выпуске государством необеспеченных золотом бумажных денег (для финансирования гос. бюджета) происходит снижение покупательной способности денежной единицы и рост товарных цен. Недоверие к обесценивающимся деньгам вызывает бегство от «плохих» бумажных денег.

Денежные знаки были обеспечены золотом и государство гарантировало обмен по установленному курсу.

Современны бумажные деньги – заменители действительных денег, не имеющие внутренней стоимости, но имеющие принудительный номинал, установленный государством. Они эмитируются сверх потребности хоз-ва для финансирования дефицита гос. бюджета и не размениваются на золото.

Разница между номиналом и внутренней стоимостью формирует эмиссионный доход страны.

6) Кредитные деньги – долговые обязательства экономических агентов. Имеют под собой объективную экономическую причину.

a. Вексель – безусловное письменное денежное обязательство заплатить сумму векселя определенному лицу в определенное время в определенном месте.

Схема вексельного обращения

 

Для того, чтобы передать вексель, 1-й векселедержатель должен сделать передаточную надпись, индоссамент, на обратной стороне векселя. Индоссамент – надпись с обратной стороны векселя, законный держатель векселя передает свое право получения денег по векселю другому лицу, указанному в индоссаменте. Индоссаментов может быть сколько угодно.

Аккит – деньги получены в срок в полном объеме.

Аваль – вексельное поручительство.

Переводной вексель (тратта) – безусловный письменный приказ кредитора своему должнику заплатить сумму векселя 3-му лицу.

 

Акцепт – подпись плательщика на лицевой стороне. Акцепт придает тратте вексельную силу.

b. Чек – приказ чекодателя своему банку оплатить сумму чека чекодержателю.

c. Банкнота (современная) – бессрочное обязательство ЦБ, обеспеченное всеми его активами без обязательства обменивать на эти активы.

d. Банковские платежные карты – не деньги, это современный инструмент управления счетом в банке. Карты: дебетовые и кредитные.

e. Электронные деньги – незаконные платежные средства в рамках определенных интернет-систем.

7) Роль денег в рыночной экономике и в экономике в целом являет собой фактическое отражение функций денег. То есть, мы можем рассматривать роль денег, как непосредственную реализацию влияния функций денег на общественные процессы в различных исторических временах и условиях.

8) Существуют различные взгляды экспертов на роль денег в экономике, причем, порой они диаметрально противоположны.

9) Почти до самого начала 20-ого века была приоритетной теория нейтральности денег, из которой следовало, что деньги в экономике олицетворяли собой исключительно средство обмена, которое не воздействует на промышленную сферу и сферу производства. Считалось, что отсутствие воздействия инфляционных процессов в экономике является главным символом стабильно функционирующей системы, работающей на “автомате”, поддерживая нужные условия развития экономики.

10) Но, век двадцатый поставил крест на идеях подобного рода, и идеи роли денег, как исключительно средства обмена, кануло в лету. Ученые – экономисты установили, что роль денег в экономике носит гораздо более масштабный характер, воздействуя собой как на рыночную экономику, так и экономику в целом, по средствам большого количества факторов. В тоже время, они признавали, тесную связь между денежным обращением и процессом производства. Так, большое количество экспертов в своих трудах уделяли внимание исследованию взаимосвязей между разными индикаторами области денежного обращения, обходя стороной роль денег в процессе производства. Но были и такие, кто выдвигали на первый план значительную роль денег в производстве.

11) Следует помнить, что проявление функций денег напрямую зависит от применяемой экономической системы. Приведем пример. Применяемая в Советском союзе командно-административная система, полагалась на отсутствии частной собственности и тотальном планировании и контроле со стороны центрального аппарата власти. В такой системе роль денег была значительно ниже, нежели в рыночной экономике. Важное влияние на экономику оказывает крепость национальной валюты, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние.

12) С ростом товарно-денежных отношений возрастала и роль денег. То есть, с ростом товарно-денежных отношений стала преобразовываться и роль денег – теперь она представляла собой обслуживание не только экономических процессов между небольшими обособленными товаропроизводителями, а всех стадий кругооборота промышленного (производственного) капитала.

13) При выполнении деньгами функции меры стоимости они начинают получать компоненты затрат производства и итоговой стоимости конечной продукции, весь процесс производства теперь нашел денежное отражение. При помощи денег создаются необходимые пропорции обмена различных товаров и отображается полный спектр экономических пропорций используемых в рыночной экономике.

14) Взаимодействуя по средствам обращения, деньги отображают в основном итоговое обращение различных компонентов ВВП, принимая участие в образовании и функционировании розничного товарооборота и осуществлении услуг непосредственно людям.

15) При отражении деньгами такой функции как средство платежа, деньги выступают как средство оплаты возникающих обязательств, тем самым оказывая прямое воздействие как на промышленный и производственный комплекс, так и на кредитно-финансовую систему в целом.

 

 

37. Теории денег: металлистическая, номиналистическая, количественная, монетаризм.

 

 

Металлическая теория гласит - стоимость платежного средства измеряется внутренней стоимостью монеты.

Эта теория отождествляла деньги с благородными металла­ми — золотом и серебром — и получила развитие в XV—XVII вв., в эпоху первоначального накопления капитала, когда представите­ли данной теории выступили против порчи монет. В Англии отцами данной теории были У. Стаффорд, Т. Мэн, Д. Норе, а во Франции А. Монкретьен.

Металлистическая теория денег отражала интересы торго­вой буржуазии и ее направление в политической экономии - меркантилизм. Согласно этой теории источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которой обеспечивает приток в страну драгоценных металлов.

Ошибочность теории раннего металлизма заключалась в том, что:

1. источником общественного богатства счи­талось золото и серебро, а не совокупность материальных благ, созданных трудом;

2. отрицались необходимость и Целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными.

С завершением первоначального накопления капитала из­менились взгляды на источник богатства общества: им стали считать не внешнюю торговлю и благородные металлы, а мануфактуру и сельское хозяйство, т.е. функционирующий капитал. Соответственно предпочтение отдавалось внутреннему рынку, а обращение металлических денег считалось дорого­стоящим для нации.

Вторая метаморфоза теории произошла после первой миро­вой войны, когда ее представители, признав невозможность восстановления золотомонетного стандарта, пытались приспо­собить свою теорию для введения новых урезанных форм золо­того монометаллизма: золотослиткового и золотодевизного стандартов.

Третья метаморфоза металлистической теории денег про­изошла после Второй мировой войны. Французские экономи­сты А. Тулемон, Ж. Рюэфф и М. Дебре, а также английский экономист Р. Харрод предложили идею о необходимости вве­дения золотого стандарта в международном обороте, американ­ский экономист М. Хальперин и французский Ш. Рист выдви­нули требование о введении его и во внутреннем обращении.

С крушением Бреттон-вудской валютной системы в начале 70-х гг. снова были предприняты попытки обосновать необхо­димость восстановления золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время предвыборной борьбы счи­тал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи избран­ным президентом в январе 1981 г., он создал специальную ко­миссию по данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта нецелесообразным.

 

Номиналистическую теорию денег предложили англ.экономистыДж.Беркли и Жд.Стюарт. В основе раннего нометализма лежат 2 постулата. Первый: стоимость денег и их покупательная способность определяются номиналом. Товарная природа денег полностью отрицается. Второй: деньги создаются государством, поэтому часто наивныхномиталистов называют государственниками. Ученые утверждали, что деньги- творение государства, созданное законом; царь может вольно устанавливать ценность монет независимо от их металлического содержания; силой государственной воли простой личток бумаги может выполнять функции денег; деньги- продукт правопорядка.

Наиболее проработанной и глубокой явл. количественная теория денег, популярная до сих пор. Положения ранней количественной теории были сформулированы фр.экономистом Боденом и развиты Монтескье, Юмом еще в 17-18 веках. В этой теории ценность денег(их покупат.способность) и уровень цен определяются количеством денег в обращении. Сторонники ранней кол.теории считали, что цены зависят от массы денег, изменяются пропорционально их количеству, «пока в конечном счете цены всех товаров не вырастут в такой же пропорции, что и количество металлич.денег».

Теория рассматривала деньги только как средство обращения, не учитывала структуруден.массы, наличие банковских депозитов как источников инвестиционных ресурсов. Игнорировалась роль транзакции как стихийного регулятора металич.обращения. Не рассматривались и др.переменные, детерминирующие покупательную силуденег.

Поздняя колич.теория (труды Фишера, Касселя, Хансена, Фридмена). Фишер в исследовании «Покупательная сила денег, ее определение и отношение к кредиту, процентам и кризисам» во главу угла поставил покупательную силу денег. Он формализовал четкую и логичную зависимость между ден.массой и уровнем товарных цен, выведя знаменитое уравнение обмена.

Но и модернизированная теория не была совершенной. Чаще всего ден.масса росла быстрее, чем цены. Пассивность цен, следующих в теории Фишера за динамикой ден.массы, не всегда подстверждается в реальности: при монополистическом ценообразовании, напротив, рост цен приводит к расширению ден.оборота.

Поздняя кол.теория учла разнообразие факторов, определяющих покупательную способность денег,в том числе переход от обращения метал.денег к бумажному обращению и кредитным деньгам. Так, усилиями экономистой чикагской школы (Фридмен, Бруннер, Мельтцер) появился монетаризм,или «трансакционный вариант» количественной теории. В трудах Фридмена (Очерки позитивной эк-ки, Капитализм и свобода, Колич.теория денег: новая формулировка) кол-во денег в обращении возводится в ранг гл.макроэкономического фактора, определяющего рост производства и нац.продукта.

Нобелевский лауриатСамуэльсон говорил о монетаризме: «Монетаризм предполагает, что первоначальной детерминантоймакроэк.совокупного спроса- вне зависимости от того, представлен ли он безработицей или инфляцией,- явл.деньги,М1,М2 или их изменение. Для монетаристов главное- это темпы возрастания денюмассы для роста совокупного спроса, а все остальное- это шумы и помехи» Сами деньги Фридмэн определял как «временное вместилище покупательной силы».

 

38. Управление государственным долгом. Основные направления долговой политики РФ

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. К мероприятиям по У.г.д. относятся: политика рефинансирования, конверсия займов, консолидация, аннулирование и унифицирование займов. Конверсия займа — изменение доходности займа путем снижения или повышения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Консолидация займа — изменение государством сроков действия ранее выпущенных займов. Унифицирование займов — обмен нескольких ранее выпушенных займов на один новый. Аннулирование — полный отказ государства от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод У.г.д. применяется крайне редко.

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

1) организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

2) нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

 

 

39. Финансовая система: сущность, роль, структура

 

Под финансовой системой РФ понимают:

1. Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов

2. Совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Финансовая система РФ:

1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления

2. Государственные внебюджетные фонды

3. Фонды, консолидированные в бюджете

Это упорядоченная нормами права совокупность взаимосвязанных правоотношений: бюджетных, налоговых, банковских, страховых, валютных, фондовых (на рынке ценных бумаг), инвестиционных, а также финансовых отношений, возникающих в деятельности экономических субъектов. Правоотношений, урегулированных ровно на столько, сколько требуется государству для того, чтобы управлять денежными потоками, образующимися в процессе возникновения, изменения и прекращения правоотношений внутри каждой выделенной группы.

 

 

40. Финансовый механизм и его базовые элементы

 

Финансовый механизм - совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей. Он призван содействовать наиболее полной реализации финансами своих функций. Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулирование финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, сложившуюся на предприятии, методы финансового управления, финансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационную базу и другие элементы.

Элементы финансового механизма:

1) Финансовые методы. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

2) Финансовые рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт).

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства; акции других предприятий.
К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию. Таким образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др. Производные финансовые инструменты – производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

4) Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.