Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние различных факторов на проходимость



Автомобиля

На проходимость автомобиля оказывают влияние следующие конструктивные и эксплуатационные факторы.

Тип колес.Ведущее колесо преодолевает вертикальное препят­ствие лучше, чем ведомое. Это происходит потому, что ведущее колесо стремится преодолеть вертикальное препятствие, а ведо­мое колесо только упирается в него.

На рис. 12.4 представлены схемы ведомого и ведущего колес автомобиля, которые преодолевают вертикальное препятствие вы­сотой hпр.

На переднее ведомое колесо (рис. 12.4, а)в этом случае дей­ствуют вертикальная нагрузка Pz , толкающая сила Рх и реакция Rппрепятствия, составляющими которой являются Rz и Rx.



 


Рис. 12.4. Преодоление вертикального препятствия ведомым (а) и ведущим (б) колесами автомобиля:

P'т , P''тсоставляющие тяговой силы при преодолении препятствия

Исследованиями установлено, что для переднего ведомого коле­са высота преодолеваемого вертикального препятствия hк= 2/3 rк. При высоте препятствия hпp= rк переднее ведомое колесо не мо­жет преодолеть его даже при очень большой толкающей силе Рх.

На ведущее колесо (рис. 12.4, б)по сравнению с ведомым до­полнительно действует крутящий момент Мк,который вызывает появление силы Рт. Составляющая Р'тэтой силы уменьшает со­ставляющую Rx реакции препятствия, противодействующую дви­жению. Составляющая Р''ттяговой силы обеспечивает ведущему колесу возможность преодоления препятствия. Исследованиями ус­тановлено, что для ведущего колеса высота преодолеваемого вер­тикального препятствия hпp = rк.

Колея колес.Соотношение между колеями передних и задних колес автомобиля (рис. 12.5) имеет важное значение при движе­нии по мягким грунтам. Несовпадение колеи передних и задних колес приводит к увеличению сопротивления движению, и на­оборот. При совпадении колеи передних и задних колес проходи-



Рис. 12.5. Колеи передних и задних колес автомобиля: а — совпадающие; б — несовпадаю­щие; в — при двухскатных задних колесах

 


мость повышается, так как передние колеса образуют в грунте колею, а задние колеса движутся по уже уплотненному грунту колеи.

Обычно колеи передних и задних колес не совпадают у авто­мобилей с передними односкатными и задними двухскатными ко­лесами. Несовпадение колеи возможно и у автомобилей со всеми односкатными колесами. Для таких автомобилей разница в шири­не колеи передних и задних колес не должна превышать 25... 30 % ширины шины, иначе проходимость существенно ухудшится.

Тип подвески колес.При движении по пересеченной местнос­ти автомобилей с колесными формулами 6×4 и 6×6 исключение отрыва колес от грунта обеспечивает балансирная (рис. 12.6) или независимая подвеска. При использовании таких подвесок колеса лучше приспосабливаются к неровностям поверхности, и прохо­димость автомобиля повышается.

Гидропередача и раздаточная коробка.Применение гидропере­дач и раздаточных коробок с понижающими передачами суще­ственно повышает проходимость автомобиля особенно по мягким и влажным грунтам. Благодаря их применению достигается мини­мальная скорость движения (0,5... 1,5 км/ч) и ее плавное измене­ние. Это обеспечивает непрерывное движение в тяжелых дорож­ных условиях, что очень важно, так как автомобиль часто оста­навливается в момент переключения передач.

Тип дифференциала.Конический симметричный дифференци­ал уменьшает проходимость автомобиля, так как распределяет поровну между ведущими колесами крутящий момент, а тяговая сила на них определяется колесом с меньшим сцеплением. Это дифференциал малого трения. Трение же в дифференциале позво­ляет передавать больший крутящий момент на небуксующее ко­лесо и меньший — на буксующее. При использовании коническо­го дифференциала суммарная тяговая сила на ведущих колесах возрастает за счет трения на 4...6 %.

Червячный и кулачковый дифференциалы увеличивают про­ходимость автомобиля. Они являются дифференциалами повышен­ного трения. В случае их применения суммарная тяговая сила на ведущих колесах возрастает на 10... 15 %.



Рис. 12.6. Схема балансирной подвески колес автомобиля:

1,3— ведущие мосты; 2 — рессора; 4 — ось; 5 — ступица; 6 — штанга



Рис. 12.7. Колесо с регулированием давления воздуха в шине:

1 – широкопрофильная шина; 2 — вен­тиль камеры; 3 — запорный кран колеса


Блокируемые дифференциалы еще больше увеличивают про­ходимость автомобиля. При использовании таких дифференциа­лов суммарная тяговая сила на ведущих колесах возрастает на 20...25%.

Регулирование давления воздуха в шинах.Благодаря регулиро­ванию давления воздуха в шинах (рис. 12.7) существенно повы­шается проходимость автомобилей в тяжелых дорожных условиях

Рис. 12.8. Цепи противоскольжения:

а — мелкозвенчатые; б —с прямыми траками; в — с ромбовидными траками; г — браслетная; д — с широкими траками


и по бездорожью. В зависимости от дорожных условий давление воздуха в шинах может меняться в пределах 0,05 ...0,35 МПа. По­этому проходимость автомобиля, оборудованного шинами с регу­лируемым (переменным) давлением воздуха, в отдельных случаях приближается к проходимости гусеничных машин.

Устройства для самовытаскивания.Применение самовытаски­вающих устройств (лебедки с приводом от коробки отбора мощ­ности, лебедки самовытаскивания, монтируемые на ведущие ко­леса, и др.) позволяют значительно повысить проходимость авто­мобиля при преодолении особо тяжелых участков дороги.

Цепи противоскольжения(рис. 12.8). При установке на ведущие колеса автомобиля цепей противоскольжения различного типа (витые, браслетные, траковые, гусеничные) возрастает площадь поверхности зацепления колес с дорогой, что способствует уве­личению тяговой силы и повышению проходимости.

Так, браслетные цепи на обледенелых и размокших грунтовых дорогах с твердым основанием обеспечивают увеличение тяговой силы на ведущих колесах на 20...45 %.

Траковые цепи позволяют преодолевать снежный покров в 4 — 5 раз большей толщины, чем без них, а гусеничные цепи — слой снежного покрова вдвое большей толщины.

Однако цепи противоскольжения следует использовать только для временного повышения проходимости автомобиля на тяже­лых участках пути. При движении на твердых дорогах их необходи­мо снимать.

Контрольные вопросы

1. Как влияет проходимость на среднюю скорость движения, произво­дительность и топливную экономичность автомобиля?

2. Какими измерителями оценивают проходимость автомобиля?

3. Какие габаритные параметры характеризуют проходимость авто­мобиля по неровностям дороги?

4. Какие габаритные параметры проходимости характеризуют манев­ренность автомобиля?

5. С помощью каких тяговых и опорно-сцепных параметров оценива­ют проходимость автомобиля на мягких и твердых скользких дорогах, а
также на подъемах?

6. Дайте определение комплексного фактора проходимости. Что он
характеризует и учитывает?

7. Какими способами и конструктивными мерами можно повысить
проходимость автомобиля?


ПЛАВНОСТЬ ХОДА

Плавность хода является важным эксплуатационным свойством автомобиля, от которого во многом зависят средняя скорость дви­жения, производительность, расход топлива, межремонтный про­бег, комфортабельность езды, сохранность перевозимого груза и защита автомобиля, его систем и механизмов от воздействия не­ровностей дороги.

Колебания автомобиля

Основными причинами возникновения колебаний автомобиля являются дорожные неровности. На дорогах с асфальтобетонным покрытием неровности имеют различные размеры и очертания. Они бывают двух видов: неровности высотой 3...5 мм и длиной 8... 10 мм, называемые микронеровностями, а также высотой 10... 12 мм и длиной 5...8 м, называемые волнами.

Колебания автомобиля, вызванные дорожными неровностями, оказывают существенное влияние на плавность хода и, следова­тельно, на состояние пассажиров и водителя, сохранность груза и самого автомобиля. Так, например, при длительном воздействии колебаний пассажиры и водитель сильно утомляются. При этом значительное влияние на них оказывают скорость и ускорение колебаний.

С увеличением скорости колебаний плавность хода автомобиля ухудшается.

Ниже приведена характеристика колебаний в зависимости от их скорости, м/с:

Неощутимые колебания...................................... …0,035

Едва ощутимые колебания......................... ….0,035...0,1

Вполне ощутимые колебания............................. 0,1...0,2

Сильно ощутимые колебания............................. 0,2...0,3

Неприятные и очень неприятные колебания.... 0,3...0,4

Воздействие ускорений на пассажиров и водителя в значитель­ной степени зависит от частоты колебаний. Так, при ее увеличе­нии даже небольшие ускорения колебаний могут вызвать непри­ятные или болезненные ощущения (табл. 13.1).


Таблица 13.1

Ускорения, м/с2, колебаний, оказывающие отрицательное воздействие

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.