II семестр
Античная и Средневековая литература
|
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание
|
| Блок I. Античная лит-ра.Тема 1. Древнегреческая литература. Введение. Архаический период.
| Миф как поэтическая форма выражения божественного.
|
| Тема 2. Аттический (классический) период развития греческой литературы. Закономерности развития.
| Эволюция древнегреческой трагедии.
|
| Тема 3.Эллинистический период и период римского владычества в Греции.
| Роль характера в поэтике «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.
|
| Тема 4.Древнеримская литература. Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы.
| Специфика ранней римской комедии Плавта.
|
| Тема 5. Литература последнего века республики.
| Мир лирического героя поэзии Гая Валерия Катулла.
|
| Тема 6. «Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития.
| Эней – человек судьбы (Вергилий «Энеида»).
|
| Блок II. Литература средневековья. Тема 7.Понятие термина «Средневековье». «Средневековая культура» и «средневековая литература». Основные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература.
| Принцип иерархизма и символизма в литературе Средних веков.
|
| Тема 8. Эпос раннего и зрелого средневековья.
| Характерные черты народно-героического эпоса (Кельтский эпос. Саги о Кухулине).
|
| Тема 9.Основные этапы и эволюция важнейших жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская литература.
| Эстетика рыцарства в культуре средневековья.
|
| Тема 10. Бюргерская (городская) литература.
| Жанры бюргерской литературы.
|
III семестр
Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв.
|
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание
|
| Тема 1. Эпоха Возрождения.
| Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы.
|
| Тема 2. Итальянская литература
| Роль числовой символики в «Божественной комедии» Данте.
|
| Тема 3. Немецкая литература
| Сатира и морализм в «Корабле дураков» С. Бранта.
|
| Тема 4. Французская литература
| Философия наслаждения в поэзии Пьера де Ронсара.
|
| Тема 5. Испанская литература
| Образы Дон Кихота и Санчо Панса.
|
| Тема 6. Английская литература
| Диалектичность чувств в сонетах Шекспира.
|
| Темы № 7-24 лекционного курса
| Текущая контрольная работа по лекционным темам курса (на основе вопросов для самоконтроля).
|
IV семестр
Зарубежная литература XIX в. I ч.
|
| Понятие романтизма
| 1. Комментарий к определению романтизма одним из романтических авторов.
2. Современное определение романтизма.
|
| Жанры романтической литературы
| 1. Определение жанров романтической литературы.
2. Установление соответствий между произведением и жанром.
3. Жанровая система романтической литературы.
|
3.
| Скрудж Диккенса и Гобсек Бальзака: социальная общность и национальная специфика героев.
| Текущая контрольная работа по лекционным темам курса (на основе вопросов для самоконтроля)
|
4.
| Теккерей и Стендаль: специфика разработки темы тщеславия в английском и французском реализме (на примере «Ярмарки тщеславия» и «Красного и черного»)
| Текущая контрольная работа по лекционным темам курса (на основе вопросов для самоконтроля)
|
5.
| Новаторский характер поэзии У. Уитмена.
| Текущая контрольная работа по итогам самостоятельной работы
|
6.
| Проблема зла и борьбы со злом в любом из романов Диккенса.
| Текущая контрольная работа по итогам самостоятельной работы
|
V семестр
Зарубежная литература XIX в. II ч.
|
| Художественные системы конца XIX - начала ХХ века
| 1. Основные художественные системы конца XIX – начала XX века.
2. Определение понятий эпохи.
3. Характерные особенности специфических жанров эпохи.
4. Установление соответствий между направлением, страной, в которой оно возникло и одним из его представителей.
5. Установление соответствий между произведением и жанром.
|
| Особенности реализма конца XIX - начала ХХ вв.
| I. Самостоятельное изучение литературы реалистического направления и ответ на вопросы:
1. Влияние русских писателей XIX века на европейскую литературу этого периода.
2. Место жанровых форм просвещенческого романа в формировании реализма рубежа веков.
3. Формирование романа-эпопеи.
4. Разновидности реалистического романа конца XIX - начала ХХ вв.
5. Элементы натурализма, эстетизма, символизма, импрессионизма в творчестве писателей реалистического направления.
II. Характеристика одного из прочитанных реалистических романов по следующим параметрам:
1. Проблематика романа.
2. Система персонажей в романе.
3. Особенности сюжета и композиции.
4. Хронотоп романа.
5. Жанровая специфика романа.
|
| Основные авангардистские направления начала XX века
| 1. Основные авангардистские направления начала XX века.
2. Приемы создания авангардистского текста.
3. Установление соответствий между автором и названием произведения.
|
VII семестр
Зарубежная литература XX в.
|
1.
| Темы лекционного курса
| Текущая контрольная работа по лекционным темам курса (на основе вопросов для самоконтроля)
|
VII семестр
Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в.
|
| Тема 1. Предмет и задачи курса. Культурно-исторический контекст постмодернистской литературы 1980 – 2010-х годов.
| Постмодернизм: основы теории.
|
| Тема 2. Проблема жанра.
| Полижанровая природа постмодернистских романов.
|
| Тема 3. Темы«другого» сознания в литературе, различные писательские стратегии.
| Различные писательские стратегии по отношению к другому (отождествление / противопоставление).
|
| Тема 4. Литературные и культурные репутации.
| Способы структурирования литературного процесса: литературные премии, экранизации.
|
| Тема 5. Мультикультурализм. Критика «классического дискурса».
| Необходимость исторического подхода к современной культурной ситуации.
|
| Тема 6. Немецкоязычная и шведская литература конца ХХ – начала ХХI вв.
| Поколение «новых рассказывающих» в Австрийской литературе.
|
| Тема 6. Немецкоязычная и шведская литература конца ХХ – начала ХХI вв.
| Книга Г. Грасса «Моё столетие» как «историческая» хроника.
|
| Тема 6. Немецкоязычная и шведская литература конца ХХ – начала ХХI вв.
| Приёмы театрализации в романе Кристы Вольф «Медея: Голоса».
|
| Тема 7. Литература Великобритании конца ХХ – начала ХХI вв.
| История как миф: образ прошлого в романе П. Акройда «Процесс Элизабет Кри».
|
| Тема 8. Литература Франции конца ХХ – начала ХХI вв.
| Натурализм и «объективная» манера письма М. Уэльбека.
|
| Тема 9. Литература Италии конца ХХ – начала ХХI вв.
| Роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник» (1979) как гипертекст.
|
| Тема 10. Литература США конца ХХ – начала ХХI вв.
| «Грязный реализм» в литературе Америки.
|
| Тема 10. Литература США конца ХХ – начала ХХI вв.
| Филипп Рот «Заговор против Америки»: роман альтернативной истории как жанровая разновидность антиутопии.
|
| Тема 11. Славянские литературы конца ХХ – начала ХХI вв.
| Принципы «нонселекции» и «нониерархии» в произведениях М. Павича.
|
| Тема 11. Славянские литературы конца ХХ – начала ХХI вв.
| Роман «Касторп» Павла Хюлле как «роман-диалог» с «Волшебной горой» Томаса Манна.
|
| Тема 12. Литература Индии, Турции и Японии конца ХХ – начала ХХI вв.
| Тема памяти и ностальгии как структурообразующие в романе Харуки Мураками «Норвежский лес».
|