«УТВЕРЖДАЮ»
Директор института
гуманитарных наук
_________________ В.И. Гальцов
«____» _____________ 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Директор департамента образовательных программ и образовательной политики
____________ Д.Г. Житиневич
«___» ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуля «История зарубежной литературы»
Направление подготовки: 45.03.01 «Филология»
Профиль подготовки:
«Отечественная филология (русский язык и литература)»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Год обучения: 1-4
Форма обучения: очная
Калининград – 2015
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Составители: к.филол.н., доценты кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения А.И.Васкиневич (общая редакция, Зарубежная литература XIX в.), В.В. Малащенко (Античная и Средневековая литература, Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в.), М.Э. Королева (Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв., Зарубежная литература XX в.).
РП обсуждена и утверждена на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения
Протокол № ___ от «____»______________ 2015 г.
Зав. кафедрой ___________ /С.С. Ваулина/
РП одобрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).
Протокол № ____ от «____»__________ 2015 г.
Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/
РП пересмотрена методической комиссией Института гуманитарных наук, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).
Протокол № ____ от «____»__________ 20___ г.
Председатель методической комиссии: ___________/Т.В. Цвигун/
Ведущий менеджер ООП ________________ (А.И. Ткаченко)
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочей программы модуля «История зарубежной литературы»
1. Пояснительная записка……………………………………………………...4
2. Тематический план……………………………………………………….…12
3. Планируемые результаты обучения по модулю, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………………………………………………21
4. Содержание основных разделов и тем курса………………………..…..24
5. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине…………………………….……..76
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………..77
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………..147
8. Список основной и дополнительной учебной литературы……….……205
9. Список ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»………………………………………..………………..……………....248
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. 249
1.1. Наименование модуля:«История зарубежной литературы». В модуль входят дисциплины: Античная и Средневековая литература (2 семестр), Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв. (3 семестр), Зарубежная литература XIX в. I ч. (4 семестр), Зарубежная литература XIX в. II ч. (5 семестр), Зарубежная литература XX в. (6 семестр), Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в. (7 семестр).
Место модуля в структуре образовательной программы
Модуль «История зарубежной литературы» формирует у студентов профиля «Отечественная филология» представление о специфике и закономерностях развития, месте и значении национальных литератур (преимущественно европейских и американской) в мировом историко-культурном процессе, о взаимодействии зарубежных литератур с русской литературой.
Модуль «История зарубежной литературы» изучается после освоения студентами ряда дисциплин модуля общекультурных компетенций, а именно курсов «История», «Философия», «История мировой художественной культуры», а также курса «Введение в филологию» модуля «Введение в профиль». Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны иметь представление о литературе как виде искусства, философских моделях мира и человека. Для успешного изучения дисциплины студенту необходимо владеть такими литературоведческими категориями, как форма и структура повествования, специфика родов и жанров литературы, структура образа автора и героя, композиция художественного произведения, структура художественного пространства и времени, различные формы психологизма, типизации и художественной условности. Обязательным условием успешности освоения дисциплины является актуализация знаний, полученных в рамках школьных курсов литературы и истории.
Изучение модуля «История зарубежной литературы» логически взаимосвязано с освоением модуля «Классические и иностранные языки», высокий уровень овладения которым позволит студентам читать фрагменты художественных текстов на языке оригинала; модуля «Литературоведение», углубляющего знания студентов в области теории литературы; модуля «История русской литературы», обогащающегося знаниями, касающимися различного рода взаимосвязей между зарубежной и русской литературой.
При чтении курсов модуля «История зарубежной литературы» соблюдается хронологическая последовательность так, как она представлена в программе.
Античная (греко-римская) литература и литература Средних веков – первый этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы (2 семестр). При изучении греческой мифологии ставится проблема изучения и толкования мифов в науке. Особое внимание уделяется проблеме возникновения и развития жанров и закономерностям литературного процесса в античности. Античная литература (греческая и римская) – первая древнейшая европейская литература. Она развивается с X-IX вв. до н.э. по IV-V вв. н.э. и занимает особое место в кругу других древних мировых литератур – ближневосточных, индийской, китайской. Многие образы и сюжеты античной литературы впоследствии неоднократно перерабатывались в мировой литературе. Дальнейшее становление европейских литератур на национальных языках происходит в Средние века. История средневековой литературы представляет словесность всей Западной Европы от крушения Римской империи (476 г.) до начала XIV в. Курс дает представление о развитии эпической, духовной, куртуазной, городской литературы во всем разнообразии жанров.
Второй этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы - литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII веков (3 семестр). В это время совершается ряд важных переломных событий, определивших изменения в культуре и литературе Нового времени. В Италии происходит новая рецепция античных идей, зарождаются основы европейского гуманизма, формируются идеи Ренессанса и Возрождения. В ряде стран (Германия, Нидерланды, Франция, Англия) происходит Реформация. В XV веке возникает книгопечатание, сделавшее книгу более доступной и также способствовавшее широкому распространению светской литературы. В этот период развивается ряд обществ в защиту национального языка и литературы (от возрожденческой «Плеяды» до барочного «Плодоносящего общества» и др.) и возникает ряд поэтик (от возрожденческих до классицистских), закрепляющих новые жанровые и стилевые нормы (Скалигер, Буало, Опиц). XVIII век ознаменовался новыми тенденциями в развитии литературы, связанными с формированием Просвещения и сентиментализма.
Третий этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы - Зарубежная литература XIX в. I ч. (4 семестр). Курс посвящен изучению типологии и национальных вариантов романтизма и реализма. Наряду с осознанием сущности основных закономерностей европейского литературного процесса важным также является понимание национального своеобразия развития литературы в различных странах Западной Европы.
Четвертый этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы – Зарубежная литература XIX в. II ч. (5 семестр). Данный курс посвящен формированию целого ряда школ, кружков и направлений во второй половине XIX – начале XX века. В рамках курса рассматривается поэзия прерафаэлитов и поэтов Парнасской школы, творчество Ш. Бодлера, драматургия и поэзия символизма, своеобразие натурализма, импрессионизма, эстетизма, неоромантизма, основные принципы, манифесты, поэтика футуризма, экспрессионизма и дадаизма.
Пятый этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы – Зарубежная литература XX в. (6 семестр). В рамках курса рассматриваются художественные системы модернизма и постмодернизма, литература потерянного поколения и послевоенная литература, экзистенциализм и антиутопия, эпический театр Брехта и театр абсурда, литература потока сознания и новый роман, магический реализм и постколониальная литература.
Шестой этап изучения студентами курса истории зарубежной литературы - Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в. (7 семестр). Курс завершает освоение модуля «История зарубежной литературы» и посвящен сложной панораме литературного развития конца XX и начала ХХI веков. В рамках курса подводятся итоги приобретенным студентами знаниям и осваиваются наиболее существенные явления литературного процесса в зарубежных литературах XX-XXI веков.
Программа составлена на основе типовой программы дисциплины «История зарубежной литературы», утвержденной научно-методическим Советом по группе филологических специальностей (Изд-во МГУ, 1997).