Табличные информационные модели состоят из строк и столбцов, элементы информации размещаются в ячейках. Известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков. Табличные модели проще всего строить и исследовать на ПК с помощью электронных таблиц и баз данных.
Иерархические информационные модели. ПК используются для обработки информации, и их можно объединить в группу «Компьютеры», автомобили предназначены для перемещения и их объединяют в другую группу – «Автомобили». Группа объектов, обладающих одинаковыми свойствами, называется классом объектов. Внутри класса могут быть выделены подклассы, которые в свою очередь делятся на мелкие группы и т.д. В процессе классификации строятся информационные модели, которые имеют иерархическую (древовидную) структуру, т.е. дерево, которое растет сверху вниз. В иерархической модели элементы нижнего уровня входят в состав элементов более высокого уровня. Рассмотренные модели изображаются в виде графов. Граф - это способ наглядного представления структуры информационных моделей. Графы позволяют формализовать информационные модели, позволяют «увидеть» структуру его объектов и отношений. Иерархические структуры применяются для построения классификационных информационных моделей. В биологии весь животный мир рассматривается как иерархическая система (тип, класс, отряд, семейство, род, вид), в информатике используется иерархическая файловая система и т.д.
Сетевые информационные модели применяются для отражения систем, в которых связь между элементами имеет сложную структуру. Например, различные части глобальной компьютерной сети Интернет (американская, европейская, российская и т.д.) связаны между собой высокоскоростными линиями связи. С помощью сетевой динамической модели можно описать процесс передачи мяча в коллективной игре (футболе, баскетболе и т.д.).
33. *Алгоритмизация и программирование
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю (полный набор точных и однозначных правил) по совершению последовательности действий, направленных на достижение указанной цели.
Чтобы преобразовать текст, должен существовать кто-то или что-то, который эти преобразования выполняет, т.е. исполнитель(люди и ПК). Процесс преобразования необходимо разбить на отдельные операции, которые должны быть записаны в виде отдельных команд исполнителю. Каждый исполнитель обладает определенным набором, системой команд, которые он может выполнить. Должно быть определено начальное состояние объекта и его требуемое конечное состояние (цель преобразования).
Алгоритм является описанием информационного процесса, связанного с изменением состояния объекта (от начального состояния к конечному) и записывается в форме последовательности команд, входящих в систему команд исполнителя.
Алгоритм позволяет формализовать выполнение информационного процесса. Если исполнителем является человек, то он может выполнять формально, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго выполняя последовательность действий, предусмотренную алгоритмом.
Каждая команда алгоритма должна однозначно определять действие исполнителя, т.е. алгоритм должен обладать точностью. Для этого алгоритм должен быть формализован, т.е. записан на одном из формальных языков: язык блок-схем, один из языков программирования, язык формул, таблица, алгоритм может быть выражен в описательной форме в виде текста и т.д. Предложения языка образуются на основе правил синтаксиса, используются логические и математические операции. Алгоритм для автоматического использования ПК, записанный на специальном языке программирования, называется программой (греч. programma – распоряжение).
Свойства алгоритма:
1) Детерминированность (определенность) – однозначность, точность толкования действий и порядка их выполнения.
2) Дискретность (разрывность) – разбиение алгоритма по шагам.
3) Массовость – повторяемость алгоритма для класса задач.
4) Результативность – завершение работы алгоритма за конечное число шагов.
Умение решать задачу в общем виде – это и есть владение алгоритмом решения задачи.