Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закят с посевов и плодов



 

В общем, закят с посева и плодов – является обязательным, как это пришло в Кинге, сунне и единогласном мнении ученых, однако разногласят относительно некоторых подробностей. [«Бадаи’у ас санаи’»2/54.] И придут доводы из Книги и из сунны на это, в процессе нашего научного исследования.

Посевы и плоды, с которых обязательно нужно выплачивать закят.

Ученые единогласны в том, что является обязательным выплачивать закят с тех видов, с которых брал закят пророк, , как: пшеница, ячмень, финики и изюм. А затем уже разногласят, относительно того, но что не пришел четкий текст, и мы в общем приведем их мнения:

  1. Закят выплачивается лишь только с четырех видов и не с чего больше. [«Аль Мухалля» 5/209 и дальше, «Нейль аль аутар» 4/170, «Аль Амуаль» у Абу Убейда 469/1378, «Тамам аль Минна» стр. 372-373 и «Фикх аз закят» 1/377.] И это мнение Ибн Умара, [Передал Абу Убейд 469/1378 с достоверным иснадом от Ибн Умара, что он сказал относительно садака с посева и плодов: «То, что дает пальма, виноград, пшеница или ячмень». И подобный этому хадису есть в «Аль Муснад» у Аш Шафии №656 с достоверным иснадом.] Аль Хасана аль Басри, [Это привел от него Абу Убейд 469/1379-1380. И Ибн Занджуйа 1030/1899 с достоверным иснадом от него.] Ас Саури, Аш Шу’ба, Ибн Сиррина, Ибн Мубарака, Аби Убейды и др саляф. Это так же передается в одной из версий от Ахмада, и это мазхаб Ибн Хазма, за исключением только, что он посчитал недостоверным хадис про изюм, и поэтому не считал, что с изюма выплачивается закят. Это так же Аш Шаукани, а затем Аль Альбани.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

Передается от Аби Бурдата, от Аби Мусы и Му’аза, что пророк, , отправил их обоих в Йемен обучать народ делам религии и приказал им, что бы они брали садака лишь только с этих четырех (сортов): пшеница, ячмень, финик и изюм. [Аль Хааким 1/401, Аль Байхакы 4/125 и его удостоверил Аль Альбани в «Ас Сахиха» №879.]

И так же, помимо этих четырех сортов не пришло ни текстов, ни единогласного мнения. И нельзя сказать, что они равны с другими сортами в том, что это еда, которая насыщает, или что они равны в том, что в них большая польза. Неправильным будет делать кыяс (сравнение по аналогии) или заводить их под один сорт, а значит, что остальные виды продуктов остаются на основе.

И так же пророк, , когда ограничил лишь эти четыре сорта для садака, и ни с чего помимо этого больше не брал, он точно знал, что у людей есть и другая еда, которое насыщает и есть другое имущество, которые произрастает из земли. И нельзя сказать, что он не брал с этого закят и оставлял это просто так, подобно тому, как не брал закят с лошадей и рабов.

  1. Закят выплачивается с любых продуктов, которые способны насыщать, и которыми можно запасаться. [«Аль Муватта» 1/276 типография Аль Халяби. Так же «Аль Мухаззаб» 5/493 – вместе с «Аль Маджму’» и «Фикх аз закят» 1/378.] И это мнение Малика и Аш Шафии.

Продукты, которые способны насыщать – это те, которыми люди питаются и живут на них в обычное время, не во время тяжелых обстоятельств, как например, пшеница, ячмень, кукуруза, рис и т.п. И не нужно платить закят с: орехов, миндалей, фисташек и т.п. Т.к. это, пусть даже ими можно запасаться, но это не еда, которой питаются люди, что бы насытиться.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

Хадис Муаза бин Джабаля, и в этом хадисе следующее: «А что касается длинных огурцов, арбуза, граната, сахарного тростника и зелени, то посланник Аллаха, , оставлял это». [Слабый, его привел Аль Байхакы 4/129, Аль Хааким 1/558 и Ад Даракутни 2/97. См. «Ат Тальхыс» №837.]

И так же те продукты, которые выступают как основная потребляемая пища, которая насыщает, то она подобна верблюдам, коровам и баранам среди остальных животных.

  1. Закят является обязательным со всех продуктов, которые засушиваются, хранятся и измеряются объемом. [«Аль Мугни» 2/690, «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/388 и «Фикх аз закят» 1/381.] И это самое распространенное мнение от Ахмада. Сюда уже заходят: зерна и плоды, которые взвешиваются и которыми запасаются, бобовые, как фасоль, горох, чечевица. Так же финики, изюм, миндаль, фисташки и др. продукты, которые подходят под эти описания.

И нет закята с остальных фруктов, как: орехи, яблоки и т.п., так же нет с овощей. И ученые этого мнения привели в довод следующее:

А) Слова пророка, : «Нет садака с того, что менее пяти аусак (один уаск равен шестидесяти са’а)». [«Аль Бухари №1447 и Муслим №979.] И сказали, что нужно принимать во внимание взвешивание сыпучих сортов. И это указывает на то, что закят будет лишь в тех сортах, которые измеряются объемом.

Б) Его, , слова: «Нет садака с зерен и с фиников, пока не достигнет пяти аусак…».[Муслим 979 и Ан Насаи №2485] И сказали, что это указывает на обязательность закята с зерен и с фиников, и указывает на то, что не является обязательным со всего остального.

А Ибн Таймийа предпочел мнение, что главное в этом вопросе это то, что этим продуктом можно запасаться и ничто иное. Т.к. присутствует подходящий смысл для того, чтоб закят стал обязательным, в противоположность тех товаров, которые взвешиваются или измеряются емкостями, это уже ничто иное как расчет.

  1. Закят является обязательным со всех продуктов, которые произрастают из земли, которые сеет человек. [«Аль Мухалля» 5/212, «Аль Хидая» 2/502 и «Аридату аль ахуази» 3/135.]

И это мнение Умара бин АбдульАзиза, Абу Ханифы и Дауда Аз Зохири. Так же это мнение предпочел Ибн аль Араби и достаточно обширно его доказал, и Аль Кардави поддержал это мнение.

И ученые этого мнения привели в довод следующее:

А) Обобщенный смысл слов Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из тех благ, которые вы приобрели, а так же из того, что Мы взращиваем для вас из земли». Аль Бакара 267. И сказали, что не нужно разделять между одним видом расходования и другим.

Б) Слова Всевышнего: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. После того, как были упомянуты виды продуктов из рая, с пальм, посевов, оливки и гранаты.

В) Слова пророка, : «То, что орошается небом (т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека), то с этого десятина, а то, что орошается поливом (т.е. искусственно, используя технику и с помощью человека), то с этого половина десятины (т.е. одна двадцатая. И сказали, что нет разницы, будет ли эти продукты, как основная еда, которая насыщает или нет, съедобные или нет, можно ли ими запасаться или нет. Ибн аль Араби сказал: «И самое сильное мнение в этой теме, это мнение Абу Ханифы со стороны доводов, более благоприятное для бедняков и лучше для выражения благодарности за оказанную милость, и к тому же на это указывает обобщенный текст аята и хадиса».

А хадис, в котором идет речь лишь о четырех видах, объяснили его так, что даже если и согласиться что он достоверный, то его нужно понимать, что в тот момент просто не было ничего, кроме этих четырех сортов!

Не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов.

По единогласному мнению ученых не обуславливается истечение года, для выплаты закята с посева и плодов, как об этом сказал Всевышний: «… и отдавайте их долю в день сборки». Аль Ан’ам 141. Т.к. те плоды, которые произрастают они же сами по себе и есть прибыль, в противоположность остального вида имущества, с которого выплачивается закят, там обуславливается истечение года, что бы была возможность использовать это имущество. [«Аль Мугний» 6/696]

Когда закят с посева и плодов становится обязательным? И когда его нужно выплачивать?

Закят становится обязательны, как только стало видно, что созрели посевы и окрепли зерна, т.к. в этот момент это уже еда, а до этого это еще злак. Точно так же как и по истечению года или по созреванию фиников и винограда, а до этого, они называются неспелыми финиками и неспелым виноградом.

А касательно времени выплаты закята, то с зерен его надо выплачивать после очистки, а с плодов, после сборки, т.к. это время самого пика свежести и время, когда начинают запасаться.

И отсюда вытекает следующее, что если посев погибнет до того, как созрел, то ничего не нужно выплачивать, а если погибнет после того, как созрел, но еще до его сборки и запасания, то закят является обязательным. [«Аль Мугний» 2/702 и «Шарх мунтаха аль ирадат» 1/390.]

Обуславливается ли нисаб для посевов и плодов? И какого его количество?

По мнению большинства ученых, чтоб закят с посевов и плодов стал обязательным, обуславливается нисаб, и его количество: пять аусаков с очищенного от шелухи зерна. Как об этом сказал пророк, : «Нет закята с того, что менее пяти аусак». [Сошлись на его достоверности, он уже был упомянут.]

И это количество примерно равняется[«Фикх аз закят» 1/400.] 50 египетским кейлям (мера объема) или 4,17 ардабба (мера веса). Это так же приравнивается к полной емкости равной примерно 647 кг. пшеницы. И если сбор не достигает этого нисаба, то, по мнению большинства ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, что закят не является обязательным. А сам Абу Ханифа считает, что закят является обязательным в любом количестве, доходящим до нисаба или нет, приводя в довод обобщенный смысл хадиса: «То, что орошается небом (т.е. без использования каких либо инструментов и без участия человека), то с этого десятина…»[Скоро придут источники этого хадиса.], и так же, раз не обуславливается, что бы прошел год, так же и не обуславливается нисаб.

Однако хадис «Нет закята с того, что менее пяти аусак» [Сошлись на его достоверности, и он уже был упомянут.], нельзя ставить в противоречие с предыдущим хадисом, т.к. этот хадис более конкретный и разъясняющий обобщенные положения. А предыдущий хадис обобщенный и имеющий несколько смыслов, а этот четко разъясняет нисаб, а предыдущий же хадис просто указывает, когда надо выплачивать десятину, а когда половину десятины, и поэтому нет противоречий между этими двумя хадисами, а Аллаху ведомо лучше. [См. «Аль Мугний» 2/695 и «И’лям аль муваккыин» 3/229.]

Как вычисляется нисаб с остальных продуктов, с которых надо выплачивать закят, но которые не измеряются объемом?

А что касается тех плодов, которые не измеряются объемом, как хлопок, например, по мнению тех, кто говорит, что с него нужно выплачивать закят, то ученые разногласят относительно его нисаба на несколько мнений[См. «Фикх аз закят» 1/401.]:

  1. Нужно смотреть на стоимость, и если его стоимость достигает минимальной стоимости тех плодов, которые измеряются объемом, то нужно выплачивать закят, а если нет, то нет.
  2. Нисабом будет являться пять самых больших мер веса, которым измеряется данный продукт.
  3. Нисабом таких продуктов является нисаб с денег.
  4. Нет там нисаба, и нужно выплачивать закят как с малого количества так и с большого.
  5. Нужно приравнивать к весу, который уже был упомянут, а это 647 кг.

И Ибн Кудама в «Аль Мугний» 2/697 предпочел последнее мнение и сразу вслед за последним мнением сказал: «Но на все эти мнения я не знаю ни довода, ни основы, на которую можно было бы опираться, и это все противоречит словам пророка, : «Нет закята с того, что менее пяти аусак».»

А Аль Кардави предпочел мнение, что нужно смотреть на стоимость.

А касательно его ограничений, то я вообще не считаю, что с них надо выплачивать закят.

Нужно ли соединять виды плодов для того, что бы набрался нисаб?

Более правильным мнением ученых является то, «Что нужно соединять плоды с одного вида, но все виды друг с другом не нужно соединять. Не нужно соединять пшеницу с ячменем и т.п., так же не нужно соединять виды бобовых одних к другим, как горох, бобы, чечевица и тп…».[«Аль Маджму’» у Ан Навави 5/511-513]И это мнение большинства саляф.

«А касательно видов пшеницы, то одни из них присоединяются к другим. И так же ячмень, один вид ячменя присоединяется к другому. И так же виды фиников, одни из них присоединяются к другим». [«Аль Мухалля» у Ибн Хазма 5/253.] Даже если их названия различаются и даже если сады, которыми владеет один человек, находятся вдали друг от друга.

Есть и такие ученые, которые дозволили присоединить пшеницу к ячменю, и дозволили присоединить виды бобовых. «Фасоль, горох, чечевица, зеленый горошек и т.п. что бы получился нисаб со всего этого. И это мнение Малика и одна из версий от Ахмада, так же это мнение выбрал шейх аль ислам». [«Аль Мугний» 2/560. «Аль Мудауана» 1/288 и «Маджму’уа аль фатава» 25/23-24.]

Скажу, что я не знаю доводов на это мнение, и более правильным кажется первое, а Аллах лучше знает.

Нужно ли присоединять урожай с целого года, для того, что бы получился нисаб?

Если у человека есть два сада, один из них спеет рано, а другой поздно, то в этом случае нужно один урожай присоединять к другому, что бы получился нисаб, если весь урожай получается за один год, и это мнение шейха аль ислама. [«Маджму’а аль фатава» 25/23 и см. «Аль Мугний» 2/733.]

Однако, это нужно ограничить тем, что было упомянуто, что урожай должен быть с одного вида. И не нужно присоединять урожаи за два года.

Вычисление на глаз пальмовых плодов и винограда.

Когда уже видно, что плоды поспевают, что правитель должен отправить сборщика, что бы тот вычислил на глаз, т.е. примерно рассчитал сколько выйдет плодов после сборки, что бы знать примерное количество закята с их хозяина. Затем хозяину это сообщается и дается выбор, либо он оставит этот урожай пока не высохнет (что бы запастись им и можно будет точно вычислить количество нисаба и закята) или же будет употреблять его в свежем виде, но должен будет выплатить долю беднякам (и выплачивает столько, сколько примерно высчитает сборщик). И если хозяин выберет оставить плоды до засушивания, то потом он должен будет выплатить с него закят в зависимости от полученного объема и независимо этот объем будет больше того, что подсчитал сборщик или меньше. А если он захочет употреблять эти плоды свежими (т.е. без засушивания), то он должен будет выплатить долю беднякам в зависимости от примерного расчета.

Передается от Абу Хумейда ас Са’идий, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вышли вместе с пророком, , на битву в Табук, и когда дошли до долины в деревне, там была одна женщина в своем саду. Тогда пророк, , сказал своим сподвижникам: «Вычислите примерно (на глаз. И посланник Аллаха, , подсчитал примерно на десять аусак и сказал ей: «Посчитай, сколько выйдет с него …». А когда он (пророк, ) вернулся в долину деревни спросил у этой женщины: «Сколько вышло с твоего сада»? Она ответила: «Десять аусак, как подсчитал посланник Аллаха, ». [Аль Бухари 1482, Муслим №1392.]

Так же передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, , отправлял АбдуЛла бин Раваха, что бы тот подсчитывал урожай с пальм перед тем, как их начнут употреблять в пищу». [Абу Дауд №1606, Абу Убейд в «Аль Амваль» 483/1438, Аль Байхакы 4/123 и Ахмад 6/163, и этот хадис является хорошим, отталкиваясь от ему подобных, как об этом сказано в «Аль Ирва» №805.]

Можно ли кушать посевы до того, как их соберут? И нужно ли считать съеденное?

Хозяину посевов можно кушать с них до начала сборки, сколько он в этом нуждается, так же он может дать саадака в момент сборки и это все не нужно считать, закят выплачивается лишь со всего то, что после этого останется. Т.к. закят становится обязательным лишь только после того, как появилась возможность измерить объем плодов, а все то, что было потрачено до этого, то ведь это было потрачено до того, как закят был обязателен. Этого мнения придерживались Аш Шафии, Ал Лейс и Ибн Хазм. [«Аль Мухалля» 5/259.]

Каков размер закята, который обязательно нужно выплачивать с посевов и плодов, если они достигают нисаба?

Размер закята разнится в зависимости от того, каким образом идет орошение. Если орошение происходит без использование разных орудий и приспособлений, то нужно выплачивать одну десятину (0,1). А если орошение происходит с использованием приспособлений, или же вода покупная, то нужно выплачивать половину десятины (0,05).

И довод этому:

  1. Хадис Ибн Умара, что пророк, , сказал: «То, что орошается небом или ручьями (т.е. без использования человеческих приспособлений), или произрастает случайно, [Произрастает случайно, т.е. туда попадает вода от дождя или с реки без того, что бы самостоятельно поливать это.]то с этого десятина. А то, что орошается поливами, то с этого половина десятины». [Аль Бухари №1483, Абу Дауд №1581, Ат Тирмизи №635, Ан Насаи 5/41 и Ибн Маджа №1817.]
  2. Хадис от Джабира, что пророк, , сказал: «То, что поливают реки и тучи, то с этого десятина, (0,1) а то, что поливают верблюды, то с этого половина десятины (0,05.

«И если земля орошается половину времени за счет хозяина, а вторую половину самостоятельно, то закят будет составлять три четверти от десятины (т.е. 0,075), по единогласному мнению ученых.

А если же земля одно время орошается дольше, чем другое (т.е. за счет хозяина орошается дольше, нежели самостоятельно или наоборот), то большинство ученых основываются на большем, и не обращают внимание на меньшее. А другие сказали, что все нужно учитывать в зависимости от…

А если неизвестно чем она поливается большинство времени, то нужно выплатить десятину из предосторожности. Т.к. основа, это то, что выплачивается десятина, но спадает это лишь только при наличии расхода хозяина» [См. «Аль Мугний» 2/699.]

Нужно ли откладывать на расходы и затраты для посева, а так же на долги с получаемого урожая, а уже с оставшегося выплачивать закят?

  1. Что касается долгов, которые бывают у владельца посева и плодов, то они бывают двух видов:

А) Если он брал в долг на расходы для посева, как например, покупка семян и удобрения или оплата рабочим и т.п., то в таком случае нужно отложить с получаемого урожая, а уже с оставшегося выплатить закят. Это мнение Ибн Умара и группы саляф, среди которых Суфьян ас Саури, Яхйа бин Адам и имам Ахмад.

Б) Если он брал в долг на расходы для себя и своей семьи, то Ибн Умар склонился к мнению, что нужно отложить, а с оставшегося выплатить закят. А Ибн Аббас склонился к мнению что не нужно откладывать на покрытие долга, если только этот долг не был потрачен на эти плоды, как уже было упомянуто.

Передается от Ибн Умара, что нужно сперва расплатиться с долгом, а с оставшегося выплатить закят.

И передается от Ибн Аббаса, что нужно сперва покрыть то, что он потратил на посев, а потом уже с оставшегося выплатить закят. [Привел это от их обоих Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр.509 и Яхйа бин Адам в «Аль Харрадж» стр.162 с достоверным иснадом.]

А от имама Ахмада передается две версии, подобны этим обоим версиям.

И Абу Убейд предпочел мнение Ибн Умара и тех, кто согласился с ним, что сперва нужно покрыть все долги извне, т.к. если на нем будет долг, который превышает все его имущество, то это человек без имущества и он из числа тех кому выплачивается садака. Как можно брать с него садака, в тот момент как он из числа тех, кому оно полагается? Как можно быть богатым и бедным одновременно? [«Аль Амуаль» у Абу Убейды стр.510.]

Я скажу, что это более правильное мнение, и если тот, чей урожай составил 20 аусаков, например, пшеницы, и на нем весит долг, который равен 17-ти аусак, то он должен выплатить его и тогда останется 3 аусака, то в этом случае закят на нем необязателен, т.к. не доходит до нисаба. А Аллах знает лучше.

  1. А касательно расходов на посевы, если это не является долгом, как например, затраты на семена, удобрение, сборы и т.п., то ученые разногласят на два мнения:

Первое: Не нужно откладывать с урожая до тех пор, пока не выплатит десятину или половину десятины, и это мнение ханафитских ученых и Ибн Хазма. [«Хашийату Ибн Абидейни» 2/49, «Фатх аль кадир» 2/8-9 и «Аль Мухалля» 5/258.]

И сказали, что это потому, что пророк, , постановил, что размер обязательного закята разнится в зависимости от средств полива. И если не будет искусственных средств полива, то размер закята будет неизменным (т.е. десятина). Потому, что лишь только средства полива и делают закят наполовину меньше. И раз шариат дозволил тебе оставить себе больше урожая из-за искусственного полива, то больше тебе уже ничего не полагается откладывать.

Второе: Нужно отложить с урожая, а с оставшегося выплатить закят, и это мнение ханбалитов и предпочел это мнение Ибн аль Араби[«Аль Мугний» 2/698 и «Аридату аль ахвази» 3/143.], и это мнение более сильное и больше подходит под снисходительность шариата. И так же это мнение подтверждается двумя вещами[«Фикх аз закят» 1/424]:

  1. В шариате можно увидеть, что если человек прикладывает усилие или же расходует на свое имущество, то размер закята становится меньше, как это происходит при искусственном поливе. А иногда закят вообще спадает, как это происходит с животными, которые большую часть года кормятся в загоне покупным сеном. И поэтому вполне возможно, что и закят с урожая тоже может стать меньше по этой причине.
  2. Что суть прироста – это увеличение, а это никак не может быть увеличением или приумножением, если ты будешь столько же расходовать на то, что бы достичь это.

 

Земля бывает двух видов:

Земля под десятиной – т.е. территория, жители которой добровольно приняли ислам или же она была завоевана и разделена среди муджахидов, или же в общем ее жители мусульмане.

И земля под налогом – т.е. территория, которая была завоевана силой, но не была поделена среди муджахидов, а была оставлена ее жителям, или же ее жители согласились добровольно выплачивать джизья.

И вот такая земля, которая под налогом, бывает двух видов:

  1. Налог определенный – а это когда ее жители должны выплачивать определенную сумму и без разницы используют они землю или нет, и так поступал Умар, да будет доволен им Аллах.
  2. Налог относительный – а это когда ее жители должны выплачивать, например, половину урожая или треть, или четверть, и таким образом поступил пророк, , когда завоевал Хайбар.

Закят с того, что выходит с земли под налогом.

Если с земли под налогом, был собран урожай достигающий размера, с которого надо платить закят, то большинство ученых считают, что сперва нужно выплатить процент, а потом уже с того, что останется выплачивается закят, и привели в довод следующее:

  1. Обобщенные тексты вышеупомянутых аятов и хадисов, которые указывают на обязательность выплаты закята без того, что бы смотреть, эта земля под десятиной или же под налогом.
  2. То, что Умар бин АбдульАзиз написал послание АбдуРрахману бин Ауфу, правителю Палестины, что бы тот забирал джизья а затем, с оставшегося, брал закят с земли под налогом. [«Аль Амваль» у Ибн Убейда стр. 88.]

 

  1. Передается от Суфьяна ас Саури, что он сказал, относительно того, что выходит с земли под налогом: «Выплати свой долг и свой налог, а если после этого останется пять аусак, то выплати и закят». [«Аль Харрадж» у Яхъя бин Адам стр. 163.]
  2. Что земля, находящаяся под налогом и земля под десятиной, это две разные земли сами по себе, так же со стороны причины и со стороны взаимоотношений, и поэтому ханафиты не согласились и сказали, что десятина и налог не соединяются на одной территории. И аргументировали это ложным хадисом «Не соединятся десятина и налог не земле мусульманина». [«Аль Каамиль» у Ибн Адий 7/2155. Ибн Хиббан сказал: «Этот хадис – не из пророческих уст». И шейх аль ислам 25/55 сказал: «Ложный, по единогласному мнению ученых по хадису».] И мнение большинства ученых более сильное, а Аллах лучше знает.

Как нужно выплачивать закят с урожая земли, которая взята под аренду, и на ком обязателен закят на владельце или на том, кто взял под аренду?

Большинство ученых, маликиты, шафииты, ханбалиты и два ученика Абу Ханифы, посчитали, что, кто арендовал землю и посеял на ней, тот и должен выплачивать закят

А Абу Ханифа склонился к мнению, что десятину должен выплачивать владелец, т.е. арендодатель.

И причина их разногласий заключается в том[«Бидаяту аль муджтахид» 1/239 и «Маджму’а аль фатава» 25/55.], что десятина – это право с посева или право с земли?

Скажу, что более очевидно, что это право с посева и поэтому это обязанность того, кто взял в аренду а не того, кто дал, т.е. мнение большинства, но это только после того, как с урожая заплатить за аренду, т.к. это походит на землю под налогом.

Например: [«Фикх аз закят» 1/430.]

Если аренда земли составляет 20 гиней, а урожай с пшеницы составил 10 ардебб (египетская мера веса равная 24са’а или 197,75 л.), а например, один ардебб приравнивается к пяти гинеям. Тогда урожай будет равняться 10*5=50 гиней, то в этом случае закят выплачивается лишь только с 6 ардебб и все, т.к. оставшиеся четыре пойдут на аренду. И если оставшееся количество не достигает нисаба, то закят с него необязателен.

А касательно владельца земли, то он должен выплачивать закят с той суммы, что он получает за аренду земли, в соответствии с теми положениями, которые были упомянуты в разделе закят с ежемесячных зарплат и прибыли с ремесла.

И Аль Кардави предпочел мнение, что бы вместо посева выплачивал закят арендной платой, которою он отдает, но при условии, что бы урожай с земли достигал нисаба.

Нужно ли платить закят с меда?

В теме закята с меда ученые перешли в две крайности и есть те, кто предпочли среднее:

  1. Большинство ученых, среди которых Малик, Аш Шафии, Ибн Аби Лейля и Ибн аль Мунзир, склонились к мнению, что закят с него не выплачивается, по двум причинам:

А. Относительно закята с меда не пришел ни достоверный хадис, ни единогласное мнение ученых, а сунна разъяснила то, с чего берется закят, и значит мед, с него закят не берется.

Б. То, что это жидкость, которая добывается из животных, подобно молоку, а с молока закят не выплачивается по единогласному мнению ученых.

2. Ханафиты и Ахмад склонились к мнению, что с меда закят выплачивается и привели в довод следующее:

А). Некоторые предания,пришедшие на эту тему:

Как, например, хадис Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, от порока, , что он брал с меда десятину. [Слабый, его привел Ибн Маджа №1824 и Абу Убейд в «Аль Амуаль» 497/1489 со слабым иснадом.]

Так же передается от Амра бин Шуейба, от его отца, от его деда, что тот сказал: «Пришел Хиляль, один из потомков племени Мут’ан, к посланнику Аллаха, с десятиной своего меда и попросил его, что бы тот охранял его долину, которая называлась «Саляба». И посланник Аллаха, , стал охранять ту долину. А когда Умар бин Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, то Суфьян бин Вахб написал Умару бин Аль Хаттабу и спросил его про это, и Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Если он будет выплачивать тебе десятину, которую выплачивал посланнику Аллаха, , то охраняй его «Саляба», а если нет, то это всего лишь пчелы (мед), который будет кушать кто пожелает». [Абу Дауд №1600, Ан Насаи 1/346 и др. с достоверным иснадом. И ученые разногласят, доходит ли цепочка до пророка, см. «Аль Ирва» №810.]

Скажу, что как мне кажется, что вторая версия хадиса, именно она правильная, и она указывает на слабость первой версии. Поистине, первый риваят пришел по цепочке через Ибн Ляхи’а, а второй по цепочке через Амр бин Аль Харис, который является достоверным, ученым, профессионалом. А источник хадиса (самый первый передатчик) – один и тот же. И просто удивительно, что Ибн аль Кайим, рахимахуЛлах, сказал: «Эти предания одни из них подкрепляют другие, и их источники (самый первый передатчик) разные! И разные иснады, и оборванные из них подкрепляются необорванными»?! [«Зад аль ма’ад» 1/312.]

Это, и еще к тому же ученые разногласят относительно второго риваята, доходит ли иснад до пророка или же нет. И даже если предположить, что доходит, то в этом хадисе все равно нету довода, т.к. внешне видно, что десятина с меда не выплачивалась как закят, а выплачивалась взамен охраны. [На это указал Аль Хафиз в «Аль Фатх» 3/348, а до него Ибн Занджуйа в «Аль Амуаль» 1095, а затем Аль Хаттабий в «Ма’алим ас сунан» 1/208. Затем я увидел что Аль Альбани в «Тамам аль минна» стр.374 склонился к этому.] И если бы это было бы закятом, то тогда бы Умар, который является ученым, не мог бы дать право выбора относительно этого. А Аллаху ведомо лучше.

Б). Они сказали, что мед добывается с пыльцы деревьев и цветов, и он измеряется объемом и им же запасаются. Поэтому закят с него обязателен, точно так же как и с зерен и фиников, а затраты на него меньше нежели затраты на посевы и плоды. [«Зад аль ма’ад» 1/314.]

И те ученые, которые обязывают выплачивать закят с меда, они обязывают выплачивать с него десятину. И ханафиты обуславливают, что бы мед, с которого выплачивается закят, что бы он не был с земли под налогом, и что бы этот мед был чьим-то имуществом. И они не сделали для него нисаба, наоборот, сказали, что нужно выплачивать и с малого количества и с большого.

Несмотря на это, ханбалиты сказали, что нисаб меда составляет десять афрак [что примерно равняется 46,67 кг.].

А доктор Аль Кардави предпочел мнение, что бы нисаб составлял пять аусак [т.е. 647кг.].

  1. А Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр.506, предпочел среднее между этим, сказав: «И в этом вопросе [в вопросе меда] самое правильное будет сказать, что его хозяевам нужно говорить, что бы выплачивали садака, и побуждать их к этому, и порицать их за то, что они не выплачивают его. Так же есть вероятность впасть в грех, если начать прятать его. Но единственное только, что это не является для них обязательным, подобно закяту с посевов и животных… А это потому, что в сунне не пришло ничего достоверного, на эту тему, подобно тому, как пришло относительно закята с посева и животных».

Скажу, что это более правильное мнение, что закят с меда необязателен, однако это является благом. И если на самом деле этот закят является обязательным, то человек выполнил свою обязанность, а если он не является обязательным, то это будет как садака.

И поэтому Ибн Муфлих[«Аль Фуру’» 2/450.] [который является самым знающим человеком о фикхе шейха аль ислама], считал, что закят с меда необязателен.

 

Закят с товара

 

Товар – это все то, что помимо денег [золота и серебра], как, например, предметы, недвижимость, виды животных, посевы, одежда, инструменты, драгоценности и т.п., все то, что приготовлено на продажу.

А некоторые дали такое определение: Все что приготовлено на продажу или покупку с целью прибыли.

Положение закята с товара.

Ученые разногласят относительно закята с товара на два мнения[См. «Фикх аз закят» 1/340 и дальше, а так же и другие книги, на которые указанно далее.]:

Первое: Что нужно выплачивать с этого закят, и это мнение большинства ученых, а некоторые сообщили, что это единогласное мнение сподвижников и их последователей, как об этом придет позже.

И привели в довод куран, сунну, предания от сподвижников и их последователей, и привели в довод кыяс (сравнение по аналогии).

А). Что касается курана, то слова Всевышнего: «О, те, которые уверовали, расходуйте из того, что вы приобретаете, а так же из того, что Мы вам взращиваем из земли». Аль Бакара 267.

И Аль Бухари в разделе «Закят» сделал раздел « Раздел садака с прибыли и торговли». И смысл слов «из того, что вы приобретаете» т.е. торговля. [«См. тафсир Ат Табари 5/555, «Ахкам аль куран» у Ибн аль Араби 1/235 и др.]

Б). А из сунны приводят хадис Самура бин Джундуб, который сказал: «Посланник Аллаха, , приказывал нам выплачивать закят с того, что мы готовили на продажу». [Слабый, его привел Абу Дауд №1562, и от него Аль Байхакы 1/97, Ад Даракутни стр.214 и др. со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» 827.]

Так же хадис Абу Зарра, доходящим до пророка: «С верблюдов – свое садака, с мелкого рогатого скота – свое, и с «Аль Базз» (вид одежды и оружия) – свое садака». [Слабый, его привел Ахмад 5/179, Аль Байхакы 4/147 и Ад Даракутни 2/101. См. «Ад Да’иф» 1178.]

И «Аль Базз» - это одежда, туда так же входят ткани, мебель, посуда и т.п. Но если кто-то это имеет для личного пользования, то закят с этого не выплачивается без всяких разногласий. А если это служит для прибыли и продажи, то нужно выплачивать закят.

Только вот, эти оба хадиса слабые, однако можно привести в довод на закят с товара заведя это в обобщенный текст обращения пророка, , к Муазу: «… сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность садака с их имущества…». Отрывок хадиса, который уже был упомянут. Т.к. товар – это без сомнений имущество. Так же можно добавить слова пророка, : «Поистине дела оцениваются по намерениям…».[Достоверный, его привели Али Бухари №1 и Муслим №1907.] И если этого продавца спросить, «С какой целью ты занимаешься торговлей»? То они непременно ответит: «Что бы заполучить золото и серебро»! [Взято с «Шарх аль мумти» 6/141.] Так же приводят в довод хадис Абу Хурайры, где Халид бин Аль Уалид отказался выплачивать закят и люди пожаловались на это, и пророк, , сказал: «… а что касается Халида, то вы притесняете его, свою кольчугу, оружие и коня, он приготовил на пути Аллаха…».[Достоверный, его привели Аль Бухари №1468 и Муслим №983.] И люди подумали, что эти вещи приготовлены на продажу, и потребовали закята с их стоимости, и он, , дал им понять, что с того, что Халид приготовил, закят не выплачивается. [См. «Фатх аль Бари» 3/392 и сказал: «Но это нуждается в более конкретной версии, что бы в этом был довод».]

В). Предания от сподвижников и праведных предшественников:

1. Передается от Ибн Абдин аль Кари, что он сказал: «Я отвечал за казну мусульман при правлении Умара бин Аль Хаттаба, и когда приходила прибыль, он собирал имущество торговцев и подсчитывал его и то которое уже имелось в наличие, и так же принимая во внимание то имущество, которое к нему еще придет. А затем из имеющегося имущества выплачивал закят уже с расчетом того имущества, которое к нему придет потом». [«Аль Амуаль», «Мусаннаф ибн Аби Шейба» и «Аль Мухалля» и Ибн Хазм посчитал его достоверным и объяснил его.]

2. Передается от Ибн Умара, что он сказал: «С вещей закят не выплачивается, только если они не на продажу». [Иснад достоверный, это привел Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68, АбдуРраззак 4/97 и Аль Байхакы 4/147 с достоверным иснадом.]

3. Передается от Ибн Аббаса, что он сказал: «Нет проблем если откладываешь (вещи), пока это не на продажу, тогда уже закят с них обязателен». [«Аль Амуаль» стр.426 и Ибн Хазм в «Аль Мухалля» 5/234 и удостоверил его иснад, однако объяснил по другому.]

4. Передается от Ато, что он сказал: «Нет закята с жемчуга, с хризолита, якута, с драгоценных камней, с вещей, и с любых предметов, которые не в обороте (т.е. не на продажу). А если что либо из этого пустить в оборот, то надо выплачивать садака с его стоимости в момент продажи». [Иснад достоверный, его привел АбдуРраззак №7061 и Ибн Аби Шейба 3/144 с достоверным иснадом.]

5. И Умар бин АбдульАзиз написал Зурейку: «Смотри на каждого мусульманина, проходящего мимо тебя, и бери с их имущества, которое они пускают в оборот на продажу, с каждых сорока динаров один динар…».[Иснад достоверный, его привел Малик №594 и Аш Шафии в «Аль Умм» 2/68.]

И не передается ни от одного сподвижника ничего, что противоречило бы словам Умара, его сыну и Ибн Аббаса, а наоборот, действия в соответствии с этим продолжались и до времен табиин (последователи сподвижников) и во время Умара бин АбдульАзиза. И так же единогласны ученые из числа табиин и те кто после них, что закят с товара является обязательным.

Даже Ибн Аль Мунзир и Абу Убейд передали единогласное мнение на это, за исключением только мнения, которое упомянул Абу Убейд, но не сказал чье оно, а сразу вслед за ним сказал: «А касательно последнего мнения, то это у нас не считается мнением ученых».

Г). А что касается кыйаса (сравнение по аналогии), то:

Вещи, приготовленные на продажу, цель от них прирост, и они похожи не три сорта, с которых обязательно выплачивать закят: Деньги (золото, серебро), скотина, посевы.

Д). А со стороны доказательства и разбора, то:

Товар, который имеется с целью разбогатеть, это те же самые деньги, нет разницы между товаром и между дирхамами и динарами, которые являются ценой. Единственное только вот нисаб относительно цены, разнится от нисаба относительно товара, и если бы закят с товара не был бы обязателен, то все или многие бы богатые люди могли бы торговать своими деньгами, и постараться что бы нисаб не пролежал бы целый год. И таким образом они перестанут платить закят. [«Тафсир аль манар» у Рашида Рида 10/591.]

И к тому же самые нуждающиеся люди в очищении своих душ и своего имущества – это торговцы, т.к. в их методе добывания имущества присутствуют пороки и сомнения.

Пророк, , сказал: «О, торговцы, поистине торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами, очищайте же ее с помощью садака». [Абу Дауд №3326, Ат Тирмизи №1208, Ан Насаи №3797 и Ибн Маджа №2145, и этот хадис достоверный.]

Польза [«Аль Иджма’» 14, «Аль Амуаль» 429, см. «Аль Муджму’» 6/4, «Бидаяту аль муджтахид» 1/254, «Ар Роудату ан надийа» 1/286 и «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/36, 44 типография Аль Фикр.]:

Передали единогласное мнение ученых, относительно того, что закят с товара, является обязательным, среди них Ибн аль Мунзир и Абу Убейд, а от них еще группа ученых. Но с этим можно не согласиться, т.к. разногласие в этом вопросе было еще раньше, как об этом упомянули Аш Шафии и др., но с этим не согласились зохиритские ученый, как это придет дальше.

Второе: Что закят с товара не является обязательным. И это мнение зохиритских ученых и тех, кто последовал за ними, как Аш Шаукани, Сиддик Хан, а затем Аль Альбани. Основал это мнение Ибн Хазм и защищал его в «Аль Мухалля», и много разговаривал о том, что мнение большинства неправильное. А в довод они привели следующее:

  1. Хадис: «Нет на мусульманине садака с его раба и с его коня». [Аль Бухари №1464 и Муслим №628.] И внешне видно что закят не является обязательным и без разницы для торговли они или нет.

Но джумхур (большинство ученых) ответили, что тут имеется ввиду, раб, который ему прислуживает, что с такого раба закят необязателен. И так же конь, на котором он ездит. И они оба являются тем, в чем нуждаются, как в основе, и поэтому закят с них прощен, по единогласному мнению ученых.

  1. Основа в имуществе мусульманина – запретность (т.е. никто не имеет права трогать его, без права), и что он ничего никому не должен. Но к этой основе мы возвращаемся если только нет доводов, и уже было упомянуто единогласное мнение сподвижников о том, что закят с товара является обязательным.
  2. Хадис Кайса бин Аби Гарзата, где он сказал: «Вышел к нам посланник Аллаха, , в тот момент, как мы продавали раба, мы назывались симсарами (т.е. посредники, через которых заключаются торговые сделки), и он сказал: «О, торговцы, поистине ваша торговля перемешивается с пустословием и ложными клятвами. Очищайте же ее с помощью садака или же долей садака». [Достоверный, его привел Ахмад 4/6, Ан Насаи 7/14, Абу Дауд, Ат Тирмизи №1208 и Ибн Маджа №2154 и др.] И Ибн Хазм сказал: «Это – обязательная садака, которая не имеет определенной границы, однако каждый, по мере того, сколько было у него в торговле пустословий и ложных клятв, выплачивает садака, которая будет как искупление». И другие доводы и не доводы, которыми поднял шумиху Ибн Хазма, рахимахуЛлах, в «Аль Мухалля» 5/233 и далее. И правильное мнение, это мнение джумхура (большинства ученых). А Аллаху ведомо лучше.

Условия закята с товара.

В имуществе, приготовленном для дохода и торговли, чтобы закят стал с него обязательным, обуславливается следующее:

  1. Что бы этот товар изначально не был тем видом, с которого нужно выплачивать закят, как скотина, золото, серебро и т.п. Потому что не бывает два закята с одной вещи, по единогласному мнению ученых. А с таких вещей будет их личный закят, по более правильному мнению, т.к. их личный закят более достоверен, нежели закят с товара, потому что единогласное мнение ученых сошлось на нем. А тот, кто занимается торговлей теми вещами, у которых нет личного нисаба, то он уже выплачивает закят как с товара. [См. «Аль Маджму’» 6/50 и «Аль Мугни» 3/34.]
  2. Что бы доходило до нисаба, а это нисаб денег, т.е. 85 г золота.
  3. Что бы прошел год.

Когда нужно подсчитывать нисаб в закяте с товара?

Относительно времени подсчета нисаба с закята с товара, у ученых в этом вопросе три мнения:

  1. В конце года, и это мнение Малика и Аш Шафии.
  2. В течении всего года, таким образом, что если сумма опустится ниже нисаба хотя бы на мгновение, то год прерывается, и это мнение джумхура.
  3. В начале года и в конце, и не обращать внимание на то, что между этим, и это мнение Абу Ханифы.

Как торговец должен выплачивать закят со своего товара?

Если срок подошел к концу, то торговец должен собрать все свое имущество, которое состоит из:

  1. Вложенную сумму, прибыль, отложенные суммы и стоимость товара.
  2. Долги, возврат которых ожидается.

И он должен стоимость товара прибавить к его наличным деньгам, и к долгам, которые должны ему, и возврат которых ожидается, а потому должен вычесть оттуда столько, сколько он сам должен. И со всего того, что получилось должен выплатить четверть десятины, т.е. 2,5%, в зависимости от цены товара в день выплаты закята, а не в момент его покупки. Это мнение джумхура, и с ними согласился Малик, относительно торговца, который покупает и продает. Однако, про монополиста, который покупает товар, а затем выжидает время и наблюдает за рынком, пока не поднимется цена, а потом продает, про такого он сказал, что он должен выплачивать закят лишь тогда, когда продаст свой товар, и выплачивает лишь за один год, даже если этот товар у него лежал несколько лет.

Нужно ли выплачивать закят самим товаром или же его стоимостью?

Джумхур (большинство ученых) склонились к мнению, что нужно выплачивать стоимость, и что нельзя выплачивать самим товаром. Т.к. нисаб подсчитывается ценой, и закят с него будет подобен как закят со всех остальных видов имущества.

А по мнению Абу Ханифы и Аш Шафии, в одном из его мнений, что торговец сам выбирает чем ему выплатить закят, товаром или же стоимостью. [«Аль Бадаи’» 2/21 и «Аль Мугний» 3/31.]

А шейх аль ислам предпочел мнение о том, что нужно смотреть, в зависимости от пользы того, кому выплачивается закят (и уже выплачиваешь либо товаром, либо стоимостью). [«Маджму’ аль фатава» 25/80.]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.