Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Закят с заработной платы



 

Человек, рабочий или же служащий, который получает зарплату ежемесячно или еженедельно, то такой попадает под одно из двух положений:

Первое: Если у него есть имущество, достигающее размера нисаб, затем, он каждый месяц зарабатывает еще имущество поверх этого. Это и есть третье положение, которое уже было упомянуто, относительно имущества, которое приобретено в период ожидаемого года (ожидаемый год, человек его ждет, чтоб потом выплатить закят) [Вернись к «Положение имущества, приобретенное в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб». (стр. 15)]. И поэтому владелец должен следить за сроком каждой зарплаты и выплачивать с нее соответствующий закят по истечению года с момента ее получения.

А если кто хочет облегчения, простоты и великодушия, и хочет помочь беднякам и остальным, кто достоин закята, то может выплачивать закят сразу со всего имущества, которым он владеет, в тот момент, когда закончится год первого нисаба, которым он владел. Заработает больше награду, будет выше степенью и избавится от лишних проблем. И в этот момент, когда он будет выплачивать закят по истечению года с первого нисаба, то получается, что он выплачивает закят с остального имущества заранее, еще до окончания года, а выплачивать закят до окончания года является дозволенным, особенно если в этом есть нужда или польза. [Взято из фатав постоянной комиссии и фатав большого ученого Ибн База, рахимахуЛлах «Фатава аль ислямийа» Джам’ аль муснад стр. 76.]

Он также может поступить третьим способом, выплачивать закят с чистого излишка, т.е. отложив столько, чтоб хватило на проживание ему и тем, кого он содержит, [«Фикх аз закят» у Аль Кардави 1/549.] а затем уже, по истечению года, выплатить закят со своего имущества, которое у него было.

Второе: Если его имущество не достигает нисаба, и он ежемесячно получает зарплату и откладывает каждый месяц определенную сумму, то в этом случае закят для него необязателен, пока не достигнет нисаба. То в этом случае уже начинается отсчет года, а это уже точно такое же состояние как и то, о котором только что шла речь.

 

Закят с приданного

 

Приданное женщины (махр), точно такое же как и любое другое имущество, и с ним нужно поступать точно так же как и со всем остальным имуществом:

  1. Если женщина, получила приданное из такого сорта, с которого нужно выплачивать закят, и это приданное достигает нисаба, или больше, то по истечению года нужно выплатить с него закят.
  2. Если ее приданное переходит к ней постепенно (с отсрочкой), то это приданное приобретает положение долга, которое уже было упомянуто. И если ее муж обеспеченный и выплатить оставшийся махр ему не составит проблем, то в этом случае она должна выплатить закят с ее приданного, которое находится во владениях мужа. А если ее муж находится в тяжелом положении (финансовые затруднения), то в этом случае, по более правильному мнению, ей необязательно выплачивать закят, а когда она получит свое преданное, то выплатит закят лишь за один год.
  3. Если женщина получила свое приданное, а затем муж дал ей развод еще до того, как вступил с ней в половой акт, и прошел уже год с момента как накопился нисаб, то в этом случае она выплачивает закят с половины приданного, а муж выплачивает с остальной половины, а Аллах знает лучше.

 

Закят с животных

 

Виды животных, с которых нужно выплачивать закят

Ученые единогласны в том, что закят выплачивается с: верблюдов, коров и мелко-рогатого скота (бараны и козлы), и привели на это множество доказательств, некоторые из которых придут в своем месте ин ша Аллах.

Далее ученые разногласят относительно лошадей[«Аль Мугний» 2/620, «Аль Фатх аль Кодиир» 1/502, «Аш Шарх аль минхадж» 2/3 и «аль Маусу’ату аль фикхийа» 23/262], большинство ученых, среди которых оба ученика Абу Ханифы, склонились, что с лошадей, которые не на продажу, не выплачивается закят, даже если они будут свободно-пасущиеся и приобретены для размножения, и все равно они будут рабочие или нет. И их мнение подкрепляет хадис пророка, : «Нет закята на мусульманине с его коня и с его раба». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1464 и Муслим №628.] Несмотря на это Абу Ханифа и Зуфар склонились к мнению, что с коней, если они будут свободно-пасущимися, и если среди них будут и жеребцы и кобылы, то с них закят выплачивается, но если будут одни жеребцы то закят не обязателен, т.к. не будет потомства, и т.к. если будут одни лишь кобылы, закят не выплачивается!! И привел в довод слова пророка, : «Лошадь для человека – это: благо, защита и ответственность… (и дальше в хадисе) пусть же не забудет право Аллаха с ее шеи и с ее спины». [Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987.]И сказал Абу Ханифа: «Право с ее шеи – это закят».

А относительно остальных животных как мулы, ослы и др. то с них закят не выплачивается, если только они не являются товаром, как об этом сказал пророк, : «Лошадь для человека – это благо…». И когда был спрошен про ослов, то сказал: «Все что на меня было ниспослано относительно их, это вот этот единственный аят «А тот, кто сделает благо весом хотя бы с пылинку – видит его»». [Достоверный, Аль Бухари №2371 и Муслим 987.]Аз Зальзаля 7.

Условия обязательность закята с животных.

Есть три условия для того, чтоб закят с животных стал обязательным:

  1. Нисаб, и придет разъяснение этому.
  2. Чтоб прошел год, как это пришло в хадисе: «Нет закята в имуществе, пока не пройдет год». [Слабый, его привел Ибн Маджа 1792, и этот хадис является слабым, даже несмотря на то, что Аль Альбани посчитал его достоверным в «Сахих аль джами’» №7497. Однако смысл этого хадиса практикуется в закяте с животных, см. «Аль Мухалля» 5/267.]
  3. Чтоб эти животные были свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года паслись на пастбищах.

Животные бывают четырех видов.

Животных [Верблюдов, коров и баранов] можно разделить на четыре вида[«Аш Шарх аль мумти» на «Зад аль мустакни’» 6/52-53.]:

  1. Эти животные – свободно-пасущиеся, т.е. большую часть года пасутся на пастбищах. И хозяин их держит и для дома и для приплода, как об этом сказал всевышний: «… благодаря ей произрастают растения, которыми вы кормите свой скот». Ан Нахль 10. С такого вида животных нужно выплачивать закят.
  2. Эти животные – на откармливание, даже если они и были приобретены как для дома, так и для размножения, однако их хозяин покупает для них корм (сено) или собирает его специально для них, с такого вида животных закят не выплачивается.
  3. Эти животные – рабочие, как например, верблюд, которого хозяин дает напрокат для перевозки грузов и для поездок на нем. Или например, бык, который используется для вспахивания и орошения, с такого вида животных закят не выплачивается, это, по мнению большинства ученых, [Шарх «Фатх аль кадиир» 1/509 и «Аль Мугни» 2/576.] в противоположность маликитам.
  4. Эти животные – приготовлены на продажу, с такого сорта животных выплачивается закят как товара, тут уже нужно выплачивать закят даже с одного верблюда, если его стоимость достигает закята, и нет разницы этот верблюд свободно-пасущийся или откормленный, или тот, на котором ездят.

 

Закят с верблюдов

 

Нисаб верблюдов и размер закята, который нужно выплачивать с них.

Кто владеет верблюдами, чье количество не превышает пяти, мужского пола или женского, молодые или взрослые, то закят выплачивать не обязательно. Передается от Абу Саида аль Худри, что посланник Аллаха, , сказал: «Не выплачивается садака со стада, количеством менее пяти верблюдов». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1447 и Муслим №979, и он уже был упомянут.]

А если уже превышает пять верблюдов, то пророк, , в хадисе от Анаса, когда Абу Бакр отправил ему послание, разъяснил размер закята, который нужно выплачивать. И вот это послание, слово в слово, т.к. в будущем в этом будет большая нужда.

Передается от Анаса, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему послание, когда поставил его правителем над Бахрейном: «БисмиЛляхи АрРахмани, АрРахим. Это обязательное садака, которое посланник Аллаха, , вменил в обязанность мусульманам, и то, чем обязал Аллах Своего посланника. И если кто из мусульман попросят садака должным образом, то пусть даст ее, а если кого попросят сверх нормы, то пусть не дает. Двадцать четыре верблюда, все что менее этого, то за каждые пять верблюдов нужно выплачивать одну овцу. От двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, нужно выплачивать годовалого верблюжонка женского пола. От тридцати шести до сорока пяти нужно выплачивать двухгодовалого верблюжонка женского пола. От сорока шести, до шестидесяти, нужно выплачивать трехгодовалого верблюжонка женского пола. От шестидесяти одного до семидесяти пяти, нужно выплачивать четырехгодовалого верблюда женского пола. От шестидесяти семи до девяноста, нужно выплачивать двух двухгодовалых верблюжат женского пола. От девяноста одного до ста двадцати, нужно выплачивать двух трехгодовалых верблюжат женского пола. А если превышает сто двадцать верблюдов, то за каждые сорок верблюдов выплачивается двухгодовалый верблюжонок женского пола. А за каждые пятьдесят верблюдов выплачивается трехгодовалый верблюжонок женского пола. А если у кого имеется лишь четыре верблюда, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает. А если достигает пяти верблюдов, то нужно выплачивать одну овцу.

Теперь закят с мелко-рогатого скота, со свободно-пасущегося, от сорока до ста двадцати, нужно выплачивать одну овцу. Если превышает сто двадцать до двухсот, то нужно выплачивать две овцы. Если превышает двух сот до трех сот, то нужно выплачивать три овцы. А если превышает три сотни, то за каждую сотню нужно выплачивать одну овцу. А если свободно-пасущихся баранов будет меньше сорока, хотя бы на один, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает.

А с двухсот дирхамов (серебряных), нужно выплачивать одну сороковую часть. А если у него будет лишь сто девяносто, то закят с них не обязателен, если только их хозяин сам не пожелает». [Достоверный, его привел Аль Бухари №1454, Абу Дауд №1567 и Ан Насаи 5/18.]

И основываясь на это хадисе, закят выплачивается согласно следующей таблице:

Количество верблюдов   Размер обязательного закята с них
От До
Нет с них закята
Одна овца Две овцы Три овцы Четыре овцы
      Одного «Махад»[А если нету, то его может заменить Лябун мужского пола, как это позже придет.](это верблюжонок женского пола, которому исполнился один год и пошел второй).
    Одного «Лябун» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось два года и пошел третий).
    Одного «Хакка» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось три года и пошел четвертый).
    Одну «Джаза’а» (это верблюжонок женского пола, которому исполнилось четыре года и пошел пятый).
Две «Лябун»
Две «Хакка»

Скажу, это – то количество, которое пришло в хадисе Абу Бакра от посланника Аллаха, , и на этом состоялось единогласное мнение ученых. [«Аль Маджму’» 5/400, «Аль Амваль» у Абу Убейда стр. 363 и «Аль Мугни» 2/577.]

А если верблюдов будет больше чем сто двадцать, то, по мнению многих ученых, в противоположность ханафитов, [Ханафиты склонились к мнению, что закят после 120 начинается сначала, т.е. за каждые пять верблюдов, нужно выплачивать одну овцу, прибавляя ее к двум «Хакка». И т.д. если, то что свыше 120, достигнет количества, с которого нужно выплачивать Лябун, то нужно выплатить, а когда достигнет того количества, что нужно выплачивать Хакка, то нужно выплатить. См. «Фатх аль Кадиир» 1/497.] Ан Нах’и и Ас Саури, тут нужно работать согласно следующей таблицы, которая заключается в том, что за каждые пятьдесят верблюдов, нужно выплачивать Хакка, а за каждые сорок – Лябун, и это упомянуто в предыдущем хадисе.

Количество верблюдов   Размер обязательного закята с них
От До
Трех лябун Одного Хакка и двух лябун Два Хакка и одного лябун Три Хакка Четыре лябун Три лябун и одного хакка Два лябун и два хакка Три хакка и одного лябун Четыре хакка и[Примечание от переводчика: Тут типографическая ошибка, правильным является, что от 200 до 209 верблюдов нужно выплачивать четыре хакка или пять лябун, а не четыре хакка и пять лябун. Т.к. Хакка выплачивается с 50 верблюдов, а с двух сот выплачивается четыре хакка 50*4 = 200, а лябун выплачивается с 40 верблюдов, а с двух сот выплачивается пять лябун 40*5 = 200.] пять лябун

 

Вот так нужно поступать, а если десяток не накопился, то прощается, а если накопился круглый десяток, то уже закят увеличивается, будь то хакка или лябун, отталкиваясь от той основы, которую мы упомянули, что за каждые 50 верблюдов, выплачивается одна хакка, а за каждые 40 – одна лябун. [См. «Фикх аз Закят» у доктора Юсуфа аль Кардави, 2/195.]

Примечание: То количество, которое упомянуто в таблице, туда входят все виды верблюдов как двугорбые, так и одногорбые и др., т.к. слово «Верблюд» охватывает их всех.

Если нужно платить верблюда определенного возраста, а такого нету, то что делать?

Если нужно платить верблюжонка определенного возраста, а такого среди всего стада не имеется, то пусть выплатит верблюжонка на ступень помладше, такого возраста, когда уже он пригоден для выплаты им закята, [А это по следующему порядку: Махад, Лябун, Хакка и Джаза’а.]и добавит сборщику закята еще две овцы или же двадцать дирхамов [Под дирхамами имеется ввиду доплата, а не стоимость двух баранов]. Или же пусть выплатит верблюжонка на ступень выше, и заберет у сборщика закята двух овец ли двадцать дирхамов. Это касается каждого, для кого закят обязателен.

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему виды обязательного садака, которое вменил в обязанность Аллах Своему посланнику, : «Тот, чей закят с верблюдов достиг Джаза’а, а у него нету джаза’а, но есть хакка. То пусть отдаст ее и в придачу двух овец, если они есть, или двадцать дирхамов. А тот, чей закят достиг хакка, а у него нету хакка, но есть джаза’а. То пусть отдаст ее, а сборщик закята вернет ему двадцать дирхамов или двух овец. А тот, чей закят достиг хакка, а у него есть только Лябун, то пусть отдаст ее и добавит двух овец или двадцать дирхамов или двух овец[Примечание от переводчика: Повторение фразы «или двух овец» возможно, это типографическая ошибка, т.к. у Аль Бухари под этим номером хадис упомянут без повторения этой фразы.]. А тот, чей закят достиг Лябун, а у него есть только Махад, то пусть отдаст ее и добавит вместе с ней двадцать дирхамов или двух овец». [Аль Бухари №1453 и Ибн Маджа №1800.]

Так же из этого хадиса можно заметить следующее[См. «Фатх аль Бари» 3/371.], что если в наличии нет того, что он должен выплачивать, но есть то, что выше на две ступени или ниже на две ступени, то пусть он ее выплачивает, и разница тогда будет составлять сорок дирхамов или четыре овцы, закрывая тот недостаток. И т.д.

Исключением из вышеупомянутого правила будет следующее, что если он должен выплачивать махад, а у него нету лябун женского пола, но есть лябун мужского пола, то в этом случае он заменяет махад женского пола без того, чтоб добавлять или забирать что-либо сверху. Как это пришло в вышеупомянутом хадисе от Анаса, когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал ему повеления пророка, , относительно закята, в нем содержится следующее: «А если у него нету махад женского пола как полагается, но у него есть лябун мужского пола, то пусть отдаст его и нет ничего сверху (т.е. не добавляет и не забирает разницу)». [Аль Бухари №1448 и Ан Насаи №2447]

Будет ли достаточным выплатить сверх того, что является обязательным для него?

Выплачивать сверх того, что является обязательным для него, бывает двух видов:

Первое: Если хозяин скота добровольно захочет выплатить того, кто на год старше, как например, он вместо махад выплатит лябун или хакка или джаза’а, то это является дозволенным без каких либо разногласий. [«Аль Мугний» 2/582 и «Нейль аль аутар» 4/161.] И на это указывает хадис Абу ибн Кя’ба, и там сказано, что пророк, , сказал тому, кто привел большую жирную верблюдицу, в тот момент, как на нем лежала обязанность лишь махад - : «Вон та (махад), является твоей обязанностью. Но если ты добровольно пожертвуешь, то мы примем это от тебя, и наградит тебя за это Аллах». [Абу Дауд №1583 и Ахмад 5/142, и его иснад хороший.]

Второе: Если хозяин вместо барана выплатит верблюда, и так же в любом количестве, когда надо выплачивать баранов, если это менее двадцати пяти верблюдов, то тут уже разногласие.

Абу Ханифа, Аш Шафии и более достоверное мнение у маликитов, что этого будет достаточно.

Между тем, ханбалиты склонились к мнению, что этого недостаточно. Потому что он выплатил не то, на что пришли четкие тексты и не из его пароды, и поэтому не будет достаточным. [«Аль Мугний» 2/578 и «Роудату толибин» 2/154.] Но некоторые ханбалиты склонились к мнению большинства[«Аль Инсаф» 3/49.], и возможно это более правильное мнение, ин ша Аллах. Поистине, шариат отменил верблюдов, если их меньше двадцати пяти, проявляя мягкость к их владельцу, а не для того, что бы указать на недостаточность выплаты закята ими, потому что, что-то не сходится, махад будет достаточной за двадцать пять верблюдов и не будет достаточной за двадцать?! [«Аш Шарх аль мумти» 6/56]

 

Закят с коров

 

Нисаб коров и размер закята, который нужно выплачивать с них.

Передается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Отправил меня посланник Аллаха, , в Йемен и приказал мне что бы я забирал (закят) с коров (следующим образом): С сорока – одна Мусинна (двухгодовалая телка), а с тридцати – один Таби’ или одна Таби’а (годовалый теленок)». [Удостоверил аль Альбани, его привел Ат Тирмизи №619 (Примечание от переводчика: Возможно допущена типографическая ошибка, этот хадис у Ат Тирмизи находится под №622, а не под №619). Так же его привел Абу Дауд №1561, Ан Насаи 5/26 и Ибн Маджа №1803.]

В этом количестве соединяются буйволы и коровы, т.к. буйвол это породы коровьих по единогласному мнению ученых, и поэтому они объединяются. [«Аль Мухалля» 6/2, «Аль Мугний» 2/594 и «Маджму’ аль фатава» 25/27-35.]

Ты видишь, что в хадисе не пришло ограничение на минимальный нисаб, однако большинство ученых склонились к мнению, что закят не является обязательным, если имеется менее тридцати голов. А если достигает тридцати, то нужно выплатить Таби’ (м.р.) или Таби’а (ж.р.) (годовалый бычок или телка), а дальше уже отталкиваясь от следующей таблицы:

 

Число коров   Количество выплачиваемых коров
От До
Закят не обязателен Таби’ или таби’а (годовалый бычок, или годовалая телка) Мусинна (двухгодовалая телка) Два Таби’ Таби’ и Мусинна Две Мусинны Три Таби’ Два Таби’ и одна Мусинна

 

И т.д., за каждые тридцать голов – Таби’ или Таби’а, а за каждые сорок – Мусинна. А когда достигнет 120, то, что нужно выплачивать четыре Таби’ или три Мусинны?

Внешне видно, что в таком случае хозяин сам решает, либо выплачивает 4 Таби’ либо 3 Мусинны, [См. «Маджу’ аль фатава» 25/37.] а Аллах знает лучше.

 

 

Закят с баранов

 

Нисаб с баранов и размер закята, который нужно выплачивать с них.

Ученые единогласны в том, что закят с баранов является обязательным, отталкиваясь от того, что пришло в хадисе Анаса, когда Абу Бакр написал ему послание, о котором уже было упомянуто. И так же единогласны в том, что бараны включают в себя и козлов так же, поэтому их нужно объединять, т.к. они относятся к одному виду. [См. «Аль Маджму’» 5/417 и «Маджму’ аль фатава» 25/30-35.]

И отталкиваясь от хадиса Анаса, закят с баранов выплачивается в соответствии со следующей таблицей:

Число баранов   Количество выплачиваемых баранов
От До
300 [117] Закят с них необязателен. Одна овца Две овцы Три овцы Четыре овцы Пять овец Шесть овец

 

[117- [Примечание от переводчика: В оригинале написано – от 201 до 339, и возможно, это типографическая ошибка, я не стал приводить оригинал в таблице, а решил сразу внести поправку, т.к. вести подсчет с таблицы намного легче, чем вести его со сносок.]]

И т.д., все что превышает 300, то за каждую сотню, нужно выплачивать одного барана, по мнению большинства ученых.

Польза: Животное, которое следует выплачивать как закят, может быть как бараном, так и козлом, мужского пола или женского, это мнение ханафитов, маликитов и Ибн Хазма, и оно – правильное. [См. «Аль Мухалля» 5/268, «Аль Маджму’» 5/422 и «Хашийа Ибн ‘Абидайни» 2/19.]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.