Лингвистическое значение слова «Закят» (прирост) - это сам процесс: добавить что - либо, если это увеличилось и прибавилось. Закят – это баракят, увеличение, очищение и улучшение[«Аль Му’джам аль васит» 1/398]
А шариатское значение слова «Закят» - это конкретная доля из определенного вида имущества, в определенное время, которая распределяется на конкретных личностей.
И эта конкретная, выплачиваемая доля имущества прозвана «Закят», потому что она увеличивает имущество, из которого оно было взято, по сути пополняет его и защищает от бед[«Аль Маджму’» у Ан Навави 5/324]. Это потому, что закят очищает душу того, кто его выплачивает[«Маджму’а фатава» у Ибн Таймийи 8/35 с подобным смыслом.], как об этом сказал Всевышний: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь (их имущество, потому что если не выплачивать его, то имущество портится) и очистишь их (их сердца, потому что если не выплачивать его, то сердце портится)». Ат Тауба 103
Положение закята и его степень
Закят – это обязанность каждого у кого собрались все условия для его обязательности. И то, что закят является обязательным, то на это указывает Куран, сунна и единогласное мнение ученых (иджма’).
Что касается курана, то большое количество аятов указывают на его обязательность и на то, что не нужно проявлять халатность по отношению к закяту. Даже так, что закят упоминается вместе с намазом в восьмидесяти двух аятах, из них слова Всевышнего: «Выстаивайте молитву и выплачивайте закят». Аль Хадж 78. Всевышний сказал: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь (их имущество, потому что, если не выплачивать его, то имущество портится) и очистишь их (их сердца, потому что, если не выплачивать его, то сердце портится)». Аль Бакара 110[Примечание от переводчика. Возможно допущена типографическая ошибка, этот аят из суры Ат Тауба аят 103.]. И суровой является угроза для того, кто скупится выплачивать закят, Всевышний сказал: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, то обрадуй же их болезненным наказанием. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» Ат Тауба 34, 35. И пришло достоверно от Ибн Умара и от Джабира бин АбдуЛлах, что они оба говорили: «Если выплачивается закят с имущества, то не называется, что оно накапливается» [«Мусаннаф» у АбдуРраззака 4/107 с двумя достоверными иснадами.]
А касательно сунны, то пришли хадисы, утверждающие обязательность закята. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , когда отправил Му’аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, в Йемен, то сказал: «Поистине, ты отправляется к людям писания, призови же их к свидетельству, что нет никого достойного поклонения помимо Аллаха и, что я – посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, то дай им знать, что Всевышний Аллах обязал их пяти молитвами каждый день и каждую ночь. И если они подчинятся этому, то дай им знать, что Всевышний Аллаха обязал их милостыней (садака) из их имущества, которое будет взято у их богачей и передаваться их беднякам. И если они подчинятся этому, то не забирай лучшее из их имущества и остерегайся мольбы того, с кем поступили несправедливо, поистине, между этой мольбой и между Аллахом нет преграды». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1496 и Муслим №19]
И так же сошлось единогласное мнение ученых на обязательность закята, никто со времен пророка, , и до наших дней не противоречил.
А относительно его степени в религии, то закят – это столп из пяти столпов ислама, это третье к чему призывается после двух свидетельств и молитвы. Пророк, , сказал: «Ислам основан на пяти: Свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха. Выстаивание молитвы. Выплачивание закята. Пост в Рамадан. Паломничество к Каабе, для тех, у кого есть на это возможность». [Достоверный, его провели Аль Бухари №8 и Муслим №16.]
И поэтому пророк, , брал у сподвижников присягу на закят, передается от Джарира бин АбдуЛлах, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я дал присягу пророку, , на выстаивание молитвы, выплачивание закята и то, что буду искренним со всеми мусульманами». [Достоверный, его привели Аль Бухари №57 и Муслим №56.]
И пророк, , приказывал сражаться с теми, которые отказывались выплачивать закят, передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха, , сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Пока не начнут выстаивать молитву и выплачивать закят …».[Достоверный, его привели Аль Бухари №25 и Муслим №22.]
Некоторые достоинства и пользы закята
Закят – это описание благородных обитателей рая. Всевышний сказал: «Поистине, богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников. Получая то, что даровал им их Господь, до этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи. А перед рассветом они молили о прощении. И выделяли определенную долю своего имущества просящим и обездоленным». Аз Зарийат 15 – 19.
Закят – это описание верующих, достойных милости Аллаха, Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины одни из них являются покровителями других, приказывают одобряемое и запрещают порицаемое, выстаивают молитву, выплачивают закят и подчиняются Аллаху и Его посланнику. Их помилует Аллах». Ат Тауба 71.
Аллах увеличивает и хранит закят для того, кто его выплачивает, Всевышний сказал: «Аллах уничтожает ростовщичество (либо полностью лишает его из рук того, кто занимается ростовщичеством, либо забирает баракят) и увеличивает подаяния». Аль Бакара 276. Пророк, , сказал: «Тот, кто подаст милостыню размером с финик, но добытый дозволенным путем, а Аллах принимает лишь то, что было добыто дозволенным путем, то Аллах принимает ее Своей правой рукой, затем хранит ее для того, кто ее подал, подобно тому, как кто-либо из вас хранит свое дитя, и так до тех пор, пока она (милостыня) будет размером с гору». [Достоверный, его привели Аль Бухари №1410 и Муслим №1014.]
Всевышний Аллах заведет в тень от жара Судного дня того, кто выплачивал закят. Пророк, , сказал: «Семерых Аллах укроет Своей тенью в Тот день, когда не будет тени, кроме Его тени… и так же того человека, кто подавал милостыню и скрывал это так, что даже его левая рука не знала, сколько пожертвовала его правая рука…»[Достоверный, его привели Аль Бухари №660 и Муслим №1031.]
Закят – он увеличивает имущество и прибавляет его, и открывает двери пропитания тому, кто выплачивает его. Пророк, сказал: «Подаяние не уменьшает имущество…».[Достоверный, его привел Муслим №2588]
Закят – это причина ниспослания благ, а не выплата его – это причина отсутствия благ, как пришло в хадисе: «… и какой бы народ не отказался бы от выплаты закята с их имущества, то обязательно у них перестают идти дожди, и если бы не их животные, то дождей бы не было». [Ибн Маджа №4019 и др. его удостоверил Аль Альбани в «Ас Сахиха» №105 по причине других хадисов с подобным смыслом.]Закят – он стирает ошибки и грехи, как пришло в хадисе Му’аза бин Джабаля, что пророк, , сказал: «…, а садака стирает прегрешения подобно тому, как вода тушит огонь». [Ат Тирмизи №609, Ан Насаи в «Аль Кубра» №11394, Ибн Маджа №3973 и Ахмад 5/531 и этот хадис подходит, чтоб считаться хорошим.]
Закят – это довод на правдивый иман того, кто его выплачивает. А это потому, что имущество любимо страстям, а любимая вещь не оставляется только лишь по причине такой же любимой вещи или сильнее ее, даже скорее оставляется только лишь по причине более любимой вещи. И поэтому закят был назван «Садака», что в переводе означает как: Подтверждение искренности, потому что он указывает на искреннее стремление к довольству Всевышнего Аллаха того, кто его выплачивает. [«Аш Шарх аль Мумти» 6/12]
Закят – он улучшает нравы того, кто его выплачивает и раскрывает ему грудь. Тот ,кто выплачивает закят, то его закят вытаскивает его из круга скупых и заводит его в круг благородных и раскрывает его сердце. И если человек, будет расходовать свое имущество искренне, то он увидит, что его грудь раскрыта. [Смотреть «Зад аль Ма’ад» у Ибн аль Кайима 2/25.]
Закят – он оберегает имущество и защищает его от восстания бедняков и от рук ослушников.
Закят – это помощь беднякам и нуждающимся, он помогает либо начать работу, либо возобновить деятельность, если они были способны на это. И помогает им в житейских обстоятельствах, если они сами не были в состоянии. Помогает коллективу справляться с проблемой как бедность и спасает государство от развала и ослабления. [«Аль Фикх аль Ислямий уа адиллятуху» 2/732.]
Закят – это участие мусульманина в его общественных обязанностях на помощь развитию исламского государства, выплачивая долю при нуждах, на подготовку войска, на отражение врага, и на помощь беднякам до состояния достатка. [Смотреть предыдущий источник.]
Закят – благодарность за материальную милость. [«Аз Зухейра» у Аль Фарракый 3/7.]
Положение того, кто отказывается выплачивать закят и наказание за это
Ученые единогласны, что тот, кто отрицает обязательность закята, то такой является неверным по единогласному мнению ученых, потому что он обвиняет во лжи Куран и сунну и отрицает общеизвестные религиозные положения. [«Аль Мугни» 2/572 и «Аль Маджму’» 5/334.]
А тот, кто подтверждает его обязательность, однако отказывается выплачивать его то:
А) Передается от Ахмада, что он сказал: «Тот, кто оставляет его из-за жадности, то такой становится неверным, подобно тому, кто оставляет намаз по причине лени». И подкрепили этот риваят некоторые ученые ханбалитского мазхаба[«Аш Шарх аль Кабир» вместе с «аль инсаф» 3/43, «аль Мубди’» 1/308 и «Аш Шарх аль Мумти’» 6/7.] и привели в довод на это слова Всевышнего: «И если они покаются, начнут выстаивать намаз и выплачивать закят, то они ваши браться по вере». Ат Тауба 11. И сказали, что братство в религии прерывается только по причине того, что человек вышел из религии. А Аллах зацепил установление братства за эти три описания: Покаяние от ширка. Выстаивание молитвы. Выплачивание закята.
Б) Однако большинство ученых склонились к мнению, что отказ от выплаты закята по причине скупости, не отрицая его обязательность, то такой считается совершившим великий грех и великое преступление, и такой попадает под суровые угрозы о болезненном наказании в Судный день. Однако не выходит из религии по причине этого, до тех пор, пока он подтверждает обязательность закята.
И это (второе) мнение – правильное, которое подкрепляет хадис от Абу Хурайры, что пророк, , когда упомянул тех, кто отказываются выплачивать закят с золота и серебра, и после того, как упомянул их наказание он сказал: «Затем, их путь лежит либо в рай, либо в огонь». [Достоверный, его привел Муслим №987]А если бы он был неверным, то его путь не лежал бы к раю, а Аллаху ведомо лучше.
А касательно наказания в этой жизни того, кто отказывается выплачивать закят, то их бывает два: Со стороны предопределения и со стороны шариата.
Со стороны предопределения[«Фикх аз Закят» 1/92], Всевышний Аллах испытает всех, кто скупится на права Аллаха и права бедняков, испытает их голодом и засухой, как об этом сказал, : «И если какой угодно народ откажется выплачивать закят, то Аллах испытает их засухой». [Привел его Ат Табарани в «Аль аусат» №4577, Аль Хааким 2/136 и Аль Байхакы 3/346, и Аль Альбани назвал его хорошим. ] А в другом риваяте «то непременно лишит их дождя».
А что касается со стороны шариата, то:
А) Если тот, кто отказывается выплачивать закят, находится под властью правителя, то правитель забирает у него закят силой, как об этом сказал пророк, : «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха. И если они произнесут это, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а расчет их у Аллаха». А закят является этим правом. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в присутствии сподвижников сказал: «Закят – это право имущества, клянусь Аллахом, если они откажутся выплачивать мне (хотя бы) козленка, которого они выплачивали посланнику Аллаха, , то я буду сражаться с ними из-за этого…».[Достоверный, его привели Аль Бухари №1399 и Муслим №20.] И большинство ученых считают, что если у того, кто отказывался выплачивать закят, был силой изъят закят, то с него уже больше ничего не берется сверх этого, приведя в довод хадис «Нет права в имуществе, помимо закята». [Ибн Маджа №1789 со слабым иснадом.]
А Аш Шафии в старом мнении, так же Исхак и некоторые последователи Ахмада, склонились к тому, что у него вместе с закятом нужно еще забрать половину его имущества, в наказание за это. [«Нейл аль аутар» 4/147, «Аль Маусу’ату аль фикхыйату» 23/231 в Кувейте.] И привели в довод хадис: «… а тот, кто откажется выплачивать его, то я заберу его и половину его имущества». [Абу Дауд №1560, Ан Насаи 5/15 – 17 и Ахмад 5/4 с хорошим иснадом.]
Первая группа ответили на этот хадис, что от отменен, а вслед за этим можно сказать, что утверждение на отмену – не принимается, т.к. дата неизвестна.
Б) А если тот, кто отказывается выплачивать закят, находится не под властью правителя, то правитель имеет право сражаться с ним, потому что сподвижники сражались с теми, которые отказывались выплачивать закят
А касательно наказания в последней жизни тех, которые отказываются выплачивать закят, то на это пришло несколько текстов, такие как:
Слова Всевышнего: «Те, которые копят золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха… это то, что вы копили для себя, вкусите же то, что вы копили» Ат Тауба 34, 35.
Передается от Абу Хурайры, что пророк, , сказал: «Тот, кому Аллах даровал имущество, а он не выплачивал с него закят, то пред ним в Судный день будет представлена змея с черными точками над глазами, будет обвивать его в Судный день, затем укусит его и скажет: «Я твое сокровище, я твое имущество». Затем он прочитал: «Те, которые скупятся на то серебро, которое даровал им Аллах, никак не считай его благом для них… и Он осведомлен о том, что вы совершаете». Аль Имран 180. [Аль Бухари №1403]
Передается от Абу Хурайры, что он сказал: «Посланник Аллаха, , сказал: «Любой тот, кто будет копить сокровища и не отдавать его закят, то оно будет нагрето в адском огне, сделают из них листы и будут ими клеймить бока того, кто не выплачивал закят и его лоб. И это будет продолжаться до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Судный день, длина которого равна пятидесяти тысячам годам. Затем, его путь лежит либо в рай, либо в ад. И любой тот, кто владел верблюдами и не выплачивал закят с них, то он будет брашен на участок земли, на котором находится водоем, и он будет шире и лучше чем в этой жизни. По нему будут проходить верблюды и каждый раз, когда последние пройдут по нему, то первые будут возвращаться вновь и так до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Тот день, длина которого равна пяти десяти тысячам годам, а затем его путь лежит либо в рай, либо в ад. И любой тот, кто владел баранами и не выплачивал с них закят, то он будет брошен на землю, на которой есть водоем и она будет больше и шире чем в этой дунья. И они будут топтать его своими копытами и бодать его своими рогами, а среди баранов не будет безрогих или с круглыми рогами (т.е. все бараны будут с прямыми рогами). И каждый раз, когда последние бараны будут проходить по нему, то первые будут возвращаться и так до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Тот день, длина которого равна пятидесяти тысячам годам, которые вы отсчитываете. Затем его путь лежит либо в рай, либо в ад…».[Муслим №987 и Абу Дауд №1642.]
Условия, при которых закят становится обязательным
Закят с имущества становится обязательным лишь только при наличии условий. И это мудрость Аллаха, что Он для обязательных действий сделал условия, т.е. конкретные описания, что оно становиться обязательным, лишь только при наличии этих описаний, чтоб шариатские обряды были четкими.
А если бы там не было бы условий, то каждая бы вещь подвергалась сомнению, обязательна ли она или нет. Так же есть и препятствия, при наличии которых закят не становится обязательным, даже если и собрались все условия. И так во всем остальном, обязательно должны собраться все условия, и обязательно должны отсутствовать все препятствия. [«Аш Шарх аль Мумти’» 6/18]
И эти условия делятся на два вида: Условия, которые должны собраться в самом человеке и условия, которые должны собраться в имуществе.
Условия, которые должны собраться в самом человеке для того, чтоб закят стал обязательным для него.
Для такого человека есть два условия:
Чтоб не был рабом, закят для раба не является обязательным, потому что он не владеет, его хозяин владеет всем, что в руках его раба. Пророк, , сказал: «Кто будет продавать раба, у которого есть какое-либо имущество, то все его имущество остается тому, кто его продал, если только они не договорятся». [Достоверный, его привели Аль Бухари №2379 и Муслим №1173.] И так же Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Нет закята в имуществе раба до тех пор, пока его не освободят». [Аль Байхакы 4/108 с достоверным иснадом, смотреть «Аль Ирва» 3/252.] Так же передается от Кайсана бин Аби Саид аль Макбари, который сказал: «Я пришел к Умару с закятом со своего имущества в двести дирхамов, = в тот момент, как я подписал договор на выплату определенной суммы в обмен на свое освобождение из рабства, = и он спросил: «Ты освободился (из рабства)?» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Иди и подели эти деньги». [«Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба с хорошим иснадом, как это сказано в «Аль Ирва» 3/252.]
Чтобы был мусульманином, закят не является обязательным для кафера по единогласному мнению ученых, потому что это поклонение, которое очищает, а для неверного нет очищения, пока он находится в своем неверии. Все что мы говорим, что закят необязателен с его имущества, этим хотим сказать, что не обязываем его выплачивать закят до тех пор, пока он не примет ислам. Поистине, закят у него не будет принят и нет толку обязывать его выплачивать закят. Всевышний сказал: «Все что помешало их расходам быть принятыми, а это то, что они не уверовали в Аллаха и Его посланника». Ат Тауба 54. Но это теперь не означает, что кафер не будет спрошен за оставление закята, поистине, более правильное мнение из основ фикха, что приказы шариата распространяются и на каферов тоже, а Аллах лучше знает.
Это что касается тех каферов, которые в своей основе не были мусульманами. А касательно вероотступника, да убережет нас Аллах от этого, [«Аль Маусу’ату аль фикхыйа» 23/233 г.Кувейт, и «Фикх аз закят» 1/115.] то если закят стал обязательным для него, когда он еще был мусульманином, то он не спадается с него по причине вероотступничества, это у ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов. Потому что эта обязанность, которая не спадает из-за вероотступничества, точно так же как и штраф за порчу. А ханафитские ученые склонились к мнению, что закят спадает по причине вероотступничества.
Является ли обязательным закят с имущества детей или умалишенных?
У ученых в этом вопросе два известных мнения:
Первое: Закят не является обязательным либо вообще с их имущества, либо лишь с некоторого вида имущества. [«Аль Мугний» 2/622, «Бадаи’у ас санаи’» 2/4-5, «Аль Маджму’» 5/329, «Аль Мухалля» 5/205 и «Фикх аз закят» 1/125.] Это мнение ханафитских ученых и так же это передается от некоторых саляф (ученые первых трех поколений). Аргументировав это тем, что закят – это ничто иное как поклонение, как и молитва, и это поклонение нуждается в намерении, а у детей и у умалишенных нет намерений.
Так же, с детей и с умалишенных спадают все обязательства, и поэтому закят не является обязательным для них.
И закят – это очищение для того, кто его выплачивает, а очищение происходит от нечестия грехов, а у детей и у умалишенных нет грехов.
И к тому же, если оставлять их имущество и не трогать его – это будет сохранением их имущества, вместе с тем, что они сами не могут увеличивать его.
Второе: Закят является обязательным с имущества детей и умалишенных. [«Аль Мухалля» 5/201, «Аль Маджму’» 5/329, Маджму’а аль фатава» 25/17, «Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/232 и «Аш Шарх аль мумти’» 6/26.] И это мнение большинства ученых, это мнение Умара, Али, АбдуЛла бин Умара Аиши, Джабира бин АбдиЛля, [Смотри «Аль Мусаннаф» у АбдуРраззака №6986 – 6992. «Аль Мусаннаф» у Ибн Аби Шейба 3/149, «Ас Сунан» у Аль Байхакы 4/107, «Аль Мухалля» 5/208 и «Аль Амуаль» у Абу Убейды стр. 448] и неизвестно, что бы кто-нибудь из сподвижников им противоречил, за исключением слабой передачи от Ибн Аббаса, на которую нельзя опираться.
И это мнение подкрепляет следующее:
- Обобщенные тексты, которые указывают на абсолютную обязательность закята с имущества богатых людей, и не пришло исключение на детей или умалишенных.
- То что передается от Умара бин Аль Хаттаба, что он сказал: «Пускайте в оборот имущество сирот, тогда садака не убавит это имущество». [Слабый, его привели Ат Тирмизи №641, Малик в «Аль Муватта» (???), ад Даракутни 2/111 и АбдуРраззак №6989 со слабым иснадом, см. «Аль Ирва» №788.]
- Цель от закята, это удовлетворение потребностей бедняков, имуществом богатых, выражая благодарность Всевышнему Аллаху. И так же это очищение для имущества. К тому же из имущества детей и умалишенных берутся затраты на пропитание и на штрафы, а закят – не исключение.
- Закят – это право человека, в обязательности которого равны как разумные, так и умалишенные.
И это (второе) мнение более правильное, и основываясь на этом, то опекун должен выплачивать закят с этого имущества, потому что закят – обязателен.
Условия, которые должны собраться в имуществе, чтоб закят стал обязательным с этого имущества.
Что бы закят стал обязательным, то в имуществе обуславливается следующее:
Чтоб это был тот вид имущества, с которого изначально выплачивается закят, и попозже придет разъяснение этого.
Чтоб это имущество достигло «Нисаб», а это определенное количество имущества, при достижении которого шариат обязывает выплачивать закят. И тот, имущество которого не достигает этого определенного количества, или кто вообще ничем не владеет, то закят для него необязателен. И этот нисаб разнится в зависимости от вида имущества.
Что бы это имущество полностью принадлежало его хозяину. И доказательством на это условие служит то[«Фикх Аз Закят» у Аль Кардави 1/150], что и в куране, и в сунне везде указывается на принадлежность имущества к их хозяевам, например, слова Всевышнего: «Возьми с их имущества садака». Ат Тауба 103. Так же Его слова: «В их имуществе определенное право» Аль Ма’аридж 24. И слова пророка, : «Поистине, Аллах обязал их в их имуществе…».
И к тому же, закят – это передача имущества во владение тех, кто его достоин, а передача во владение – это вид из видов распоряжения имуществом. И поэтому, при выплачивании закята, необходимо владеть этим имуществом, а дальше уже разногласят, к какому виду владения относится закят. [См. «Маджму’ аль фатава» 25/45.]
Закят с долгов
Относительно закята с долга ученые разногласят на три мнения:
- Закят лежит на кредиторе (тот, кто дал в долг), т.к. в сущности это его деньги.
- Закят лежит на должнике, т.к. в сущности это он в данный момент распоряжается этим имуществом.
- Закят не лежит ни на ком из них, т.к. никто из них не владеет этим имуществом полностью.
И самым правильным мнением относительно закята с долга, можно сказать что долг бывает двух видов:
Долг, на который рассчитывают, что его вернут, таким образом, что должник соглашается, что он должен и у него есть возможность вернуть долг. То такой кредитор должен ежегодно выплачивать закят и с того имущества, которое он одолжил, и с того имущества, которое он имеет при себе. Это передал Абу Убейд в «Аль Амуаль» стр. 432 от Умара, Усмана и Ибн Умара из числа сподвижников и др. из числа их последователей (табиин).
Долг, на который не рассчитывают, что его вернут, таким образом, что должник находится в трудном положении и не наблюдается у него улучшений, или должник отрицает, что он должен и у кредитора нет доказательств.
Некоторые ученые сказали, что если он все-таки вернет свой долг, то должен выплачивать закят за все те года, когда долг находился у должника, и это мнение Али[Иснад достоверный, это привел от него Абу Убейд в «аль Амуаль» 431/1220 и привел это от него Аль Байхакы 4/150 с достоверным иснадом.] и Ибн Аббаса. [Иснад слабый, это привел Абу Убейдд в «Аль Амуаль» и Аль Альбани в «Аль Ирва» №786 указал на его слабость]
Другие ученые сказали, что должен выплачивать закят лишь за этот один год, и это мнение Малика.
Третьи сказали, что ничего не должен выплачивать, ни за прошлые года, ни за этот год, и это мнение Абу Ханифы.
Шейх аль ислям Ибн Таймийа 52/84 сказал: «И самое правильное мнение, это мнение тех, которые не обязывают вообще ничего выплачивать до тех пор, пока не пройдет год, или же обязывают выплачивать лишь один закят тогда, когда забирают свой долг, это мнение сильное».
Пришло достоверно от Усмана бин Аффана, что он сказал: «Это месяц ваших закятов и если на ком-нибудь есть долг, то пусть выплатит его, что бы отделилось ваше имущество и вы бы смогли выплатить с него закят». [Достоверно, это привел Малик №591, И привел это от него Аш Шафии 1/237 и Аль Байхакы 4/148. И это достоверно, как об этом сказано в «аль Ирва» №789.]
Аиша сказала: «Если одолжить что либо, то закят с этого не выплачивается до тех пор, пока это не заполучить». [Привел это Ибн Аби Шейба 4/32 с двумя иснадами и в обоих есть слабость, но Аль Альбани посчитал его хорошим в «Аль Ирва» №784 по причине этих обоих иснадов.]
Польза:
Если у кого-нибудь будет в наличии имущество, которое достигло нисаба, а сам он является должником, то, если этот долг больше чем весь нисаб или при выплате этого долга имущество не будет подниматься до уровня нисаба, то в таком случае закят не выплачивается. А если при выплате долга имущество не убавится ниже уровня нисаба, то он должен отложить то, чтоб хватило на погашение долга, а с оставшегося имущества выплатить закят. Например, если его имущество составляет тридцать динаров, и он пять динаров должен, то ему нужно выплачивать закят с двадцати пяти динаров.
(условие, чтоб закят стал обязательным), а это чтоб это имущество пролежало у владельца целый год по хиджре. Это условие при закяте с золота, серебра и животных, а касательно закята с зерна и плодов, то нет, их срок выплаты при сборке, и на этом единогласное мнение ученых всех стран. [«Бидаяту аль муджтахид» 2/261-262 и «Маджму’ аль фатава» 25/14.]И тут напрашивается следующий вопрос:
Каково положение имущества, которое приобретено в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб?
Имущество, приобретенное в период ожидания завершения года, если уже накопился нисаб, бывает трех видов:
Если приобретенное имущество является из того же вида, что и то его основное имущество, которое накопилось до нисаба и это основное имущество и послужило причиной того, что в течении ожидаемого года он приобрел еще имущество. Как, например, торговля, если у него накопился нисаб, и он ждет год, и в течении этого года он еще заработал на торговле, или животные, если у него уже накопился нисаб с животных и он ожидает год, и в течении этого года животные еще наплодились, то в этих случая нужно прибавлять это приобретенное имущество к основному имуществу, которое уже достигло нисаба. И отсчет года уже для приобретенного имущества, не начинается заново, а продолжается с момента появления нисаба в основном имуществе. Ибн Кудама сказал: «Тут мы не знаем разногласий». [Внешне видно, что Ибн Хазм противоречит в этом, см. «Аль Мухалля» 6/83 и то, что идет дальше.]
Если приобретенное имущество не из того же вида, что и то его основное имущество, которое накопилось до нисаба. Как, например, у него накопился нисаб с верблюдов и он ждет год, и в течении этого года ему досталось в наследство золото или что-либо другое (помимо верблюдов). То в этом случае, вот это его приобретенное имущество, если достигает нисаба, то начинается новый годовой отсчет, и оно не прибавляется к основному имуществу.
Если приобретенное имущество является из того же вида, что и то его основное имущество, однако это основное имущество не послужилопричиной того, что он в течении ожидаемого года приобрел еще имущество. Как, например, у человека было сорок баранов и уже часть года прошла, и тут он либо купил, либо ему подарили еще сто баранов, то в этом случае есть два мнения:
Первое: Он должен прибавить это приобретенное имущество к его основному имуществу, которое достигло нисаба, но отсчет для нового имущества начинает сначала, и для каждого имущества он выплачивает свой отдельный закят. Это мнение Шафиитских и Ханбалитских ученых.
Второе: Он должен прибавить это приобретенное имущество к его основному имуществу, которое достигло нисаба, и выплатить закят сразу со всего, по истечению года от основного имущества. И это мнение Ханафитов.
Виды имущества,
с которого надо выплачивать закят
Ученые очень сильно разногласят относительно видов имущества, с которого выплачивается закят. Одни ограничивают это тем, на что пришли только четкие тексты, [Как, например, Ибн Хазм, Аш Шаукани и Сыддык Хан, рахимахумуЛлах.] а другие распространяют это на все виды имущества, которые увеличиваются, даже так, что в некоторых видах не обуславливают нисаб!! [Как, например, Абу Ханифа, рахимахуЛлах.]
Каковы же доводы тех, кто ограничивает закят лишь на некоторых выдах имущества?
Взгляд Ибн Хазма и тех, кто за ним последовали, в обязательности закята ограничивается лишь на восьми видах имущества, с которых пророк, , брал закят. И это все строится на двух основах[См. «Фикх аз закят» 1/165]:
Имущество мусульманина является запрещенным, как это утвердилось четкими текстами, и поэтому не допускается, чтоб хоть что-то забиралось из его имущества, кроме как если на это не придет четкий текст.
Закят – это шариатское обязательство, а основа, что никто ничего не должен, пока не придет четкий текст, это для того, что бы мы не узаконивали в религии то, что не разрешил Аллах.
А что касается кыяса (сравнение по аналогии), то он не работает, особенно в разделе «Закят».
А какие доводы тех, у кого эти виды (с которых выплачивается закят) обширнее?
Касательно тех, у кого эти виды, с которых выплачивается закят, обширнее, то они строятся на следующих основах:
Приводят в довод обобщенные тексты из корана и сунны, что в каждом имуществе есть право или садака.
Что каждый богатый и каждое имущество нуждается в искуплении и очищении.
Относительно дохода и заработка, они говорят, что здания и фабрики приносят намного больше дохода, нежели земельные плантации, и поэтому с них тем более надо выплачивать закят.
Принимая во внимание общественную пользу, и тратить на нужды бедняков и неимущих, и на общественные нужды мусульман.
Виды имущества, на которых сошлись все ученые единогласно, что с них выплачивается закят:
1, 2. – Золото и серебро (деньги).
3, 4, 5. – Верблюды, коровы и мелко-рогатый скот (животные).
6, 7, 8, 9. – Пшеница, ячмень, финики и изюм[Насчет изюма, по мнению Ибн Хазма, не пришел достоверный хадис, и поэтому он не вводит его в раздел с которого выплачивается закят, но согласен с остальными восемью. См. «Аль Мухалля» 5/209.] (зерновые и плоды).