Если в золоте, серебре и в их владельце состоятся те условия, на которые мы указали, и золото и серебро достигли нисаба, и прошел год, то в этот момент является обязательным выплатить закят с них, и это бывает один раз в год.
Нисаб золота и серебра, а также размер закята, выплачиваемого с них.
Пришло в хадисе от Али бин Аби Толиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если у тебя будет двести (серебряных) дирхамов и пролежат целый год, то с них нужно выплатить пять. А за золото ничего не нужно платить, пока у тебя не накопиться двадцать (золотых) динаров, а если у тебя будет двадцать динаров и пролежат они целый год, то с них нужно выплатить пол динара». [Его удостоверил Аль Альбани. Привел его Абу Дауд №1558, Ат Тирмизи №616, Ан Насаи 5/37, Ибн Маджа №1790 и Ахмад 1/121. И этот хадис удостоверил Аль Бухари, как это передал от него Ат Тирмизи и Аль Хафиз в «Аль Фатх» посчитал эту передачу хорошей. Так же это удостоверил Аль Альбани в «Сахих Абу Дауд» №1391.] Так же посланник Аллаха, , сказал: «Если серебряных монет меньше чем пять раз по сорок (т.е. двести), то нет в этом садака…).[Достоверный, его привел Аль Бухари №1484 и Муслим №979.]
Отсюда мы берем следующие пользы:
Первое: Нисаб серебра равен 5 авак[Авак – это множественное число от авкыйа, которая равняется сорока дирхамам по единогласному мнению. И получается, что пять аваков равняется двум ста дирхамам.] = 200 дирхамов из чистого серебра. А это в свою очередь равняется 595гр. серебра.
Нисаб золота составляет 20 динаров, а это равно 20 мискалям
Или 85гр. золота 24-ой пробы
Или 97гр. золота 21-ой пробы
Или 113гр. золота 18-ой пробы.
Второе: Чтоб закят стал обязательным, то необходимо, чтоб прошел целый год (по хиджре) с момента накопления нисаба.
Третье: Размер закята как с золота, так и с серебра составляет 2,5% = 1/40 (одна сороковая).
Пример для разъяснения: Человек владеет 0.5 кг. золота 24-ой пробы, то каков будет размер закята в таком случае?
Мы скажем, что размер владеемого золота составляет больше нисаба (85гр), и поэтому является обязательным выплатить сороковую часть, значит сумма с которой нужно выплачивать – 500гр. умножаем на 0,025 (одна сороковая 1/40) получается 12,5гр.
Нужно ли золото добавлять к серебру, что бы получился нисаб?
Если человек владеет золотом менее нисаба, и владеет серебром менее нисаба, то ученые по этому поводу высказали два мнения:
Первое: Нужно прибавить золото к серебру, чтоб получился нисаб, для того, чтоб можно было выплатить закят, и это мнение большинства (ханафитов, маликитов, это одно из мнений, которое передается от Ахмада, так же это мнение Ас Саури и Аль Ауза’и). [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.]
Второе: Что не нужно одно из них прибавлять к другому, и это мнение шафиитов и одно мнение, которое передается от Ахмада, это так же мнение Абу Убейда, Ибн Аби Лейла, Абу Саура, [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.] Ибн Хазма, [«Аль Мухалля» 6/83.] и так же это мнение предпочел Аль Альбани[«Тамам аль Минна» стр.360.]и Ибн Усаймин[«Аш Шарх аль мумти’» 6/107.], и это мнение более правильное, ин ша Аллах.
И привели они в довод следующее:
Обобщенный текст его, , слов: «Если серебряных монет меньше чем пять раз по сорок (т.е. двести), то нет в этом садака» [Он был недавно упомянут.]. Так же его слова: «А за золото ничего не нужно платить, пока у тебя не накопиться двадцать (золотых) динаров». [Он был недавно упомянут.] Поистине, эти два хадиса указывают на то, что если кто присоединит золото с серебром, то он обязывает выплачивать закят, с каждого будь то с золота или с серебра, даже если они будут меньше нисаба.
Кыяс (сравнение по аналогии), коровы и бараны, придет разъяснение этого, то в этом случае одними из них нисаб другого не дополняется. Несмотря на то, что цель одна, а это прирост. Так же ячмень с пшеном не прибавляются даже у тех, кто говорит, что надо золото прибавлять к серебру?!! Один сорт не присоединяется к другому, а Аллах знает лучше.
Польза:
Исключением будут деньги в обменниках, в этом случае нужно золото прибавить к серебру. Они не прибавляются как один сорт к другому, нет, они прибавляются, т.к. ими торгуют, это товар. [«Аш Шарх аль мумти» 6/109 и см. «Аль Мугни» 3/2-3.]
Отталкиваясь от мнения, что нужно прибавлять, то как, частями или же стоимостью?
Ученые, которые говорят, что нужно прибавлять, разногласят на два мнения:
Малик, Абу Юсуф, Мухаммад и Ахмад в одной из версий, склонились, что нужно присоединять частями. [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.] С таким смыслом, что если у кого-нибудь есть бполовина нисаба золота и половина нисаба серебра, то такому нужно платить закят. И так же если у него есть четверть одного вида и три четверти другого, и т.д. А затем и с золота и с серебра выплачивается по одной сороковой части.
Абу Ханифа же склонился, что нужно одно из них прибавлять к другому со стороны цены, так будет лучше для бедняков, если то что подороже прибавлять к тому, что подешевле. [«Аль Маусу’а аль фикхыйа» 23/267.] Например: Если у человека есть половина нисаба серебра и четверть нисаба золота, а четверть нисаба золота равняется половине нисаба серебра, в этом случае ему нужно выплатить закят.