• Эргономика восприятия средовых объектов и систем
• Средства и системы визуальной информации
• Значение когнитивной психологии для эргодизайна среды
• Видеоэкология
• Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре
• Эргономика и учебное системно- средовое проектирование
Восприятие средовых объектов и систем и его роль в эргономическом обеспечении их качества обычно рассматривается исключительно в прагматическом ключе, хотя эта проблематика не менее важна и с точки зрения объективизации эстетических сторон проектирования среды. Правда, нынешний уровень знаний в области базовых категорий формирования художественной структуры средовых образований (композиция элементов среды, гармонизация впечатлений от средового комплекса, создание выразительных тектонических сочетаний и т.д.) пока не доведен до понимания механизмов их воздействия, что не позволяет полноценно регламентировать эргодизайн художественных построений.
Но, с одной стороны, колоссальный опыт практической художественной деятельности по организации средового дизайна выработал довольно эффективную систему эмпирических (греч. empeiria — опыт) представлений о закономерностях воздействия принципов восприятия на особенности визуально-пространственной, пластической и цветовой организации архитектурно-дизайнерских решений. И отдельные их положения вполне могут быть сведены к набору устойчивых эргономических рекомендаций.
С другой — привлечение фундаментальных научных знаний об особенностях функционирования
человеческого организма и о психологии восприятия позволяет подвести под некоторые из этих =
эмпирических советов объективные объяснения и попробовать перейти от интуитивных догадок в g-
этой области к научно обоснованным установкам. Глобальное выдвижение подобной цели в g
эргономической науке еще не созрело — до него следует сформулировать и решить ряд 2
предварительных задач. §■
у 1
Во-первых, предстоит систематизировать массив эмпирических положений по оптимизации £■
визуальных конструкций в средовом проектировании и дать им эргономическое толкование. Среди *
этих положений — недостаточно изученные с позиций современной науки секреты |
пропорционирования архитектурно-пространственных комплексов и ансамблей, применение курватур §-
(намеренных искажений «правильной» геометрии видимых форм среды) при строительстве греческих g
храмов, корректировка размеров и пластических особенностей проектных предложений при переносе g
О)
и
их в натуру, эффективность использования особенностей зрения при работе с концептуально | разными по масштабу средовыми структурами и многое другое. В настоящей работе рассмотрена только та их часть, которая уже поддается эргономической «расшифровке».
Во вторых, необходимо систематизировать и обобщить научно-теоретические разработки в области 1
физиологии и психологии зрения, меняющие отношение к закономерностям формирования 2 эргономически оправданных визуальных структур нашего окружения. Наиболее интересны (хотя их
переложение как к задачам эргономики, так и к художественному толкованию далеко от завершения) к
попытки установления законов «видеоэкологии» среды, положения гештальтпсихологии, перенесение £
принципов кодирования и восприятия информации, заимствованных из компьютерных разработок, на £ эргономическую почву, разработка когнитивной психологии и т.п.
И, в третьих, надо наметить структуру действий по эргономической трактовке эмпирических и научных разработок, нацеленных — на первых порах — на чисто практические решения, которые можно было бы проверить в проектном эксперименте, имея в виду развитие и трансформацию экспериментальных результатов в теоретические установки и рекомендации. Однако здесь исследования встречаются с одной важной особенностью эргономики средовых решений: они фактически не разделяются на собственно визуальные правила и подсказки и «просто» утилитарно-практические. Наоборот, оба подхода к эргономике восприятия средовых объектов и систем тесно переплетаются, поддерживая друг друга, что и доказывается содержанием последнего раздела предлагаемого пособия.
Разумеется, в настоящей книге названные задачи очерчены весьма приблизительно — перед вами скорее план работы, нежели ее плоды, тем более, что многие темы исследований и экспериментов в этой области нами даже не упомянуты. Частью — чтобы не загружать читателя первичной, а иногда и спорной информацией, частью потому, что по аналогичной тематике в некоторых направлениях — например, по цветовой гармонизации — имеется собственная самостоятельная и обширная литература.