Как правило, технологическое оборудование общественных зданий тесно привязано к особенностям их прямого назначения: кухонный блок ресторана, оборудование сцены в театре, торговое оборудование супермаркета и т.д., а его характеристики неотрывны от организации соответствующих процессов в среде. Ниже даются несколько примеров эргономической интерпретации такого рода привязки.
Оборудование детских дошкольных и школьных учреждений требует особого подхода. Детская мебель, улично-игровое и учебное оборудование чаще всего проектируются как уменьшенные копии «взрослой» мебели и оборудования для офисов. Среда, оснащенная таким оборудованием, да еще, как правило, при архитектуре построек, плохо связанной с территорией и окружающим ландшафтом, создает атмосферу казенного учреждения.
В идеале детский сад, школа должны проектироваться как единое целое, начиная с территории, здания, помещений и кончая всем предметным оборудованием, в т.ч. мебелью, светильниками, игрушками и пр. При этом не надо забывать о взаимосвязи всех элементов среды (рис. 80).
Упорядоченность, визуальная ясность и легкая читаемость функционального содержания пространства особенно важны для детей младшего возраста. Важное значение имеет игровое начало предметно-пространственной среды. Для дошкольников и школьников (особенно младших) естественным является усвоение навыков и знаний через игру.
Основу активного воспитания и обучения за рубежом уже более десяти лет составляют всевозможные «конструкторы» — мебельные, игровые, спортивно-оздоровительные, графические, хо компьютеризированные (продукция французской фирмы ASCO, фирмы Marco, Нидерланды, и др.).
О
Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения, например, классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные предметы и системы под свои конкретные условия.
I
Проект и образцы учебно-игрового и мебельного конструктора «Куб-модуль» в нашей стране созданы
г^ ВНИИ технической эстетики (авторы Грашин А.А., Кузьмичев Л.А. и др.).
Го m го
Система состоит из двух самостоятельных подсистем-конструкторов (рис. 81).
«Куб-модуль — 1» включает в себя четыре взаимосвязанные самостоятельные части: мебельно-игровой конструктор и унифицированный набор детских стульев. Основу составляет типоряд из полимерного куба-модуля (500x500x500 мм), 1/2 модуля (500x500x245 мм) и 1/4 модуля (500x245x245 мм), кубическая форма которого обусловлена технологическими и экономическими соображениями, а также тем, что детские кубики — одна из самых древних и популярных игрушек.
Основу подсистемы «Куб-модуль — 2» составляет типоряд из трех «П-образных» и прямолинейных элементов, из которых формируются полноразмерные кубы-модули (500x500x500 мм и 600x600x600 мм).
С помощью конструктора можно формировать столы разных типов, стенки, шкафы, игровые транспортные средства и пр. Для сидения детей имеются кресла, формируемые на основе половинного и четвертичного модулей; стулья различных типов для всех возрастных (ростовых) групп. Все элементы согласованы между собой конструктивно-технологически и стилистически.
Особое место в оснащении школ занимают технические средства обучения, которые должны позволить учащимся получить необходимые знания и обеспечить техническую подготовку для последующей безболезненной адаптации к условиям современного производства.
dl
о
O-
o
Ю
О ra
о ж
Е
О.
m
I
Рис. 80. Типы мебели для общественных зданий: детских (А), школ (Б) и учреждений здравоохранения (В)
164
Таблица 28. Маркировка ученической мебели
Номер стола
Средний рост учащихся
Группа роста
Цвет маркировки
1 050
1 000<1 150
оранжевый
1 200
1 150<1 300
фиолетовый
1 350
1 300<1 450
желтый
1 500
1 450<1 600
красный
1 650
1 600<1 750
зеленый
1 800
1 750<
голубой
О
се
X
I а. о о
Таблица 29. Функциональные размеры ученических столов
Наименование размера
Обозначение
Значения для стола номера
Высота рабочей плоскости, не менее
hi
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола от ее края (высота пространства для ног), не менее
h2
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), не менее
h3
Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног), не менее
h4
Ширина рабочей плоскости, не менее
t,
Длина рабочей плоскости, не менее одноместный стол двухместный стол
bi
600 1 200
600 1 200
600 1 200
600 1 200
600 1 200
600 1 200
Расстояние между опорными элементами стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), не менее
b2
О о
См. продолжение
Продолжение табл. 29
Наименование размера
Обозначение
Значения для стола номера
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), не менее
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), не менее
ц
Таблица 30. Функциональные размеры ученических стульев
Высота верхнего края спинки над сиденьем, не более
h7
Ширина спинки, не менее
\
Радиус изгиба переднего края сиденья
h
20—50
20—50
20—50
20—50
20—50
20—50
Радиус спинки в плане, не менее
h
Таблица 31. Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ и ВДТ
Примечание. Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола. Таблица 32. Основные размеры стула для учащихся и студентов
Рост учащихся или студентов в обуви, см
Высота над полом, мм
поверхность стола
пространство для ног, не менее
116—130 131—145 146—160 161—175 >175
520 580 640 700 760
400 520 580 640 700
Параметры стула
Рост учащихся и студентов
в обуви, см
116—130
131—145
146—160
161—175
> 175
Высота сиденья над полом, мм
Ширина сиденья, не менее, мм
Глубина сиденья, мм
Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм
Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм
Высота линии прогиба спинки, не менее, мм
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм
20—50
Угол наклона сиденья, °
0—4
Угол наклона спинки, °
95—108
Радиус спинки в плане, не менее, мм
167
Одна из ведущих итальянских фирм EUettronica Veneta выпускает несколько десятков комплектов оборудования для лабораторий. Все они модульные, содержат значительное количество общих элементов. Преобладание познавательной ценности делает школьное и лабораторное оборудование отличным от оборудования промышленных цехов и участков: в одном случае проектировщики ориентируются на педагогический эффект, в другом — на эффект экономический.