Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ И НАПОЛНЕНИЯ СРЕДЫ



Понятие средовых объектов охватывает широкий круг пространств, связанных с жизнедеятельностью людей. Это городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурного, производственного и другого назначения.

К основным компонентам средовых объектов относятся: объемно-планировочная организация пространства, строительные конструкции и отделка этого пространства, элементы оборудования и наполнения объекта.

Характер и особенности перечисленных компонентов обусловлены:

• средовыми процессами функционально-утилитарного характера и особенностями их
технологического осуществления;

• требованиями оптимизации условий жизнедеятельности, их комфортности и безопасности;

• образно-эмоциональными моментами восприятия отдельных компонентов.

Количество видов и типов оборудования, а тем более предметного наполнения средовых объектов, исчисляется сотнями. Одни из них остаются практически стабильными не только многие годы, но и века, другие постепенно или довольно резко исчезают, третьи появляются вновь и т.д. Для удобства проектной практики все многообразие оборудования подразделяется на типологические группы.

Применительно к интерьерам в понятие «оборудование» включаются группы элементов для помещений и зон, подбираемые потребителем или устанавливаемые по его желанию (в противоположность инженерным коммуникациям: водопроводу и водоотведению, отоплению и вентиляции, электропитанию и пр.).

Основные группы таких элементов — типы оборудования — следующие:

• приборы, вещи, бытовые устройства;

• встроенная и свободно стоящая мебель;

• средства и системы визуальной информации;

 

• санитарно-техническое оборудование;

• светотехническое оборудование;

• технологическое оборудование;

• декоративные элементы среды.

В дальнейшем будут подробно рассматрены только те группы, которые:

а) существенным образом влияют на общесредовые качества архитектурных решений;

б) обладают специфическими эргономическими особенностями их проектирования.

В связи с этим первые и последние группы оснащения средовых комплексов практически только упомянуты, зато средние проанализированы более тщательно, причем, как правило, дважды — как самостоятельный объект исследования и в контексте использования в конкретном виде среды.

99


Например, эта группа средового оборудования, включающая бытовые устройства, предметы и вещи чрезвычайно обширна по номенклатуре и по принципам ее проектирования, составляя основу работы специалистов в области т.н. промышленного (индустриального) дизайна, и рассматривается в специальной литературе. В настоящем учебном пособии дается пример эргономического анализа предмета из этой группы с целью показа его принципов: опоры на антропометрию и особенности эксплуатации с учетом требований удобства и безопасности пользования. Рассмотрим эти проблемы на примере широко распространенного изделия — чайника.

Обоснование формообразования чайника

Английские эргономисты задались целью разработать удобный и безопасный чайник. Прежде всего ими была собрана и проанализирована обширная информация о несчастных случаях, связанных с использованием чайников. Чаще всего случались ожоги. Пятая часть всех несчастных случаев связана с выходом пара, когда люди находились вблизи кипящего чайника и пытались выключить его. Еще больше несчастных случаев происходило из-за того, что горячая вода проливалась при опрокидывании чайника. Каждая из причин подвергалась дополнительному анализу.

На основе проделанной аналитической работы эргономисты совместно с дизайнерами выявили в-се факторы, от которых зависят удобство и безопасность пользования чайником (рис. 37). При разработке новой конструкции внимание было сосредоточено на следующем:

• размер ручки, ее расположение относительно центра тяжести чайника, ее функциональные
свойства, просвет между ней и чайником, угол наклона, минимизация теплопроводности от
чайника к ручке;

• размер отверстия носика чайника и его влияние на удобство разливания чая в чашки,
точность направления вытекающей струи, выход пара, положение нижнего конца носика по
отношению к максимальному уровню воды, легкость протекания воды через носик;

• изменения центра тяжести чайника, когда его берут в руки, при разливании чая в чашки,
при переносе; размер дна и форма чайника, его устойчивость;

• обеспечение условий минимального разбрызгивания горячей воды, направление пара в
сторону от ручки и отсутствие узких щелей для пара из носика или из-под крышки.

При ознакомлении с этим перечнем становится понятно, почему чайники еще доставляют нам неприятности.

Требования различного объема чайника, в свою очередь, влияют на размеры емкостей, предназначенных для хранения, демонстрируя пример системных связей в формообразовании предметного наполнения среды.

Аналогичным образом строится эргономическое формообразование других элементов этой группы, которая в свою очередь может расчленяться на отдельные подгруппы и их комбинации: посуда, инструменты, электротехническая и радиоаппаратура, спортинвентарь и т.д.

Но для нас практически важны только некоторые особенности их отношения к среде:

а) все они требуют места для своего размещения — специально предусмотренного или
свободно перемещающегося в пространстве, т.е. необходимо, чтобы для них в среде были
предусмотрены некоторые емкости;

б) большинство рассчитаны на подключение к тем или иным сетям (телефонным,
электрическим и т.д.) или требуют специфических условий эксплуатации
(освещение и т.п.);

в) как правило, они образуют разного рода комбинации между собой или с другими формами
средового оборудования, что заставляет рассматривать их эрго-дизайнерские качества в
комплексе с этими формами — чайник и плита или чайник и кухонная мебель, телевизор,
его подставка и расстояние от экрана до зрителя и т.п.

1ПП



Рис. 37. Факторы безопасности и удобства при пользовании чайником



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.