2. Меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного
закона, применяются федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления
на основании указов Президента Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной
власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное
положение
1. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ,
оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований,
создаваемых на военное время (далее - специальные формирования), и для нужд
населения.
2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории,
на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности,
охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих
жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи,
объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность
для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование
транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной
среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения,
а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением
таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой
введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения
по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных
объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию,
а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону
и безопасность Российской Федерации;
6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения
противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики,
систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами,
эпидемиями и эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд
обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством
стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций,
шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения
деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах
в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной
власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов,
удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища
и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом,
- задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан
не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ,
установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих
наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях,
предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов,
взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием,
боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной
техники и радиоактивных веществ;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование
транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров
и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их
работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального
пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями,
передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными
переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными
вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего
с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской
Федерации;
18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах,
органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях
дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных
организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные
сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную
на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут
применяться в период действия военного положения только в случае агрессии
против Российской Федерации.
4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и
выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не
проводятся.
5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи,
могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его
введения.
Статья 8. Иные меры, применяемые в период действия военного положения
1. В период действия военного положения федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных
формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные
с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой
деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации,
временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур
банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового,
налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на
которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное
положение не введено.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи федеральные законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации могут быть приняты как в период действия
военного положения, так и до его введения.
Статья 9. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения
1. Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, могут быть
привлечены Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские
формирования и органы.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования
и органы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи:
1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено
военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения
по ней;
2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов,
обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций
и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
4) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической
и диверсионной деятельности;
5) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
6) участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного
положения.
Статья 10. Обеспечение режима военного положения на территории, на которой
ведутся военные действия
1. На территории, на которой ведутся военные действия и в соответствии
с настоящим Федеральным конституционным законом введено военное положение,
применение мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального
конституционного закона, на основании указа Президента Российской Федерации
может быть возложено на органы военного управления.
2. Границы территории, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и полномочия
органов военного управления из перечня полномочий, предусмотренных пунктом
2 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона, определяются
указом Президента Российской Федерации.
Глава III. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения
режима военного положения и особенности их функционирования в период действия
военного положения
Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения
режима военного положения
Президент Российской Федерации:
1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного
положения;
2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;
3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;
4) определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным
законом меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено
военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих
мер;
5) определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для
обеспечения режима военного положения;
6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных
объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию,
а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону
и безопасность Российской Федерации;
7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов
и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление
или прекращение деятельности организаций иным способом;
9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного
положения;
10) принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия
международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой
государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации,
и (или) государствами, союзными с ним (ними);
11) прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской
Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными
органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют
деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;
12) устанавливает на территории, на которой введено военное положение,
особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта,
коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной
среды;
13) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти,
руководство которыми он осуществляет.
Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации
в области обеспечения режима военного положения
1. Совет Федерации:
1) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по
вопросам обеспечения режима военного положения;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по
вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров
Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим
(совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными
с ним (ними).
2. Государственная Дума:
1) принимает федеральные законы по вопросам обеспечения режима военного
положения;
2) принимает федеральные законы по вопросам прекращения или приостановления
действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством
(группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской
Федерации, и государствами, союзными с ним (ними).
Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения
режима военного положения
1. Правительство Российской Федерации:
1) руководит в пределах своей компетенции деятельностью федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и организаций по обеспечению режима военного положения;
2) организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных
на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных
нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;
3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение
организациями заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности
Российской Федерации, а также порядок прекращения действия ранее заключенных
договоров (контрактов);
4) организует работу по обеспечению потребностей государства в период
действия военного положения материально-техническими, трудовыми и другими
ресурсами, организует разработку военно-хозяйственного плана;
5) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти,
руководство которыми оно осуществляет.
2. Председатель Правительства Российской Федерации исходя из интересов
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации представляет Президенту
Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной
власти на период действия военного положения.
Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области
обеспечения режима военного положения
1. Для обеспечения режима военного положения федеральными органами исполнительной
власти в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:
1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)
для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и
для нужд населения;
2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения
продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания
населения;
3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного
питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
4) оповещение через средства массовой информации населения территории,
на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных
настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего
Федерального конституционного закона, федеральными органами исполнительной
власти на основании указов Президента Российской Федерации осуществляются
следующие полномочия:
1) обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности,
охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих
жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи,
объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность
для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного
назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным
предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
3) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой
введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение
свободы передвижения по ней;
4) организация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий
применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов
экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к
участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
5) изъятие в соответствии с федеральными законами транспортных средств
и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан
с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
6) установление запретов или ограничений на выбор места пребывания либо
места жительства на территории, на которой введено военное положение;
7) установление ограничения движения транспортных средств и порядка осуществления
их досмотра;
8) установление запрета на нахождение граждан на улицах и в иных общественных
местах в определенное время суток, при необходимости осуществление проверки
документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их
вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным
законом, - задержание граждан и транспортных средств;
9) установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и
ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств
и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества,
спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, изъятие у граждан оружия,
боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду
с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной
военной техники и радиоактивных веществ;
10) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование
транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров
и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, организация
использования их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих
радиостанций индивидуального пользования;
11) осуществление военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями,
передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными
переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными
вопросами, и определение полномочий таких органов;
12) обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о приостановлении
деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных
объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность,
подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской
Федерации;
13) обеспечение интернирования (изоляции) в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права граждан иностранного государства,
воюющего с Российской Федерацией;
14) установление запретов или ограничений на выезд граждан за пределы
территории Российской Федерации;
15) обеспечение введения в органах государственной власти, иных государственных
органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях
дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
16) определение порядка и места хранения изъятых оружия, боеприпасов,
взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и радиоактивных
веществ;
17) обеспечение на территории, на которой введено военное положение,
особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта,
коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной
среды;
18) обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о прекращении
деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций,
в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения
о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на
подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. По вопросам своей деятельности федеральные органы исполнительной власти,
их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного
положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные
для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами,
а также гражданами.
Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области обеспечения режима военного положения
1. На территории, на которой введено военное положение, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции осуществляются
следующие полномочия:
1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)
для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и
для нужд населения;
2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения
продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания
населения;
3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного
питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
4) оповещение через средства массовой информации населения территории,
на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных
настоящим Федеральным конституционным законом;
5) оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и органам
военного управления в применении мер, предусмотренных настоящим Федеральным
конституционным законом.
2. На основании указов Президента Российской Федерации органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации привлекаются для применения мер, предусмотренных
пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, с предоставлением
им полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Федерального
конституционного закона.
3. По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах
своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного
самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами.
Статья 16. Деятельность судов и органов прокуратуры на территории, на
которой введено военное положение
1. На территории, на которой введено военное положение, действуют суды,
установленные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
конституционными законами. Судопроизводство осуществляется в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами
и другими федеральными законами.
2. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими
на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного
Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность
дел, рассматриваемых в судах.
3. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории,
на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 17. Особенности деятельности органов государственной власти в
период действия военного положения
1. В период действия военного положения:
указом Президента Российской Федерации могут быть определены федеральные
органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения;
указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных
органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.
2. Федеральные органы государственной власти и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления полномочий и
процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами,
при введении военного положения вносят в указанные регламенты необходимые
изменения, учитывающие особенности режима военного положения.
Глава IV. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного
положения
Статья 18. Правовое положение граждан в период действия военного положения
1. В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными
Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина,
за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным
конституционным законом и другими федеральными законами.
2. Граждане обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного
закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации по вопросам военного положения.
3. Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение,
обязаны:
1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления,
обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать
содействие таким органам и лицам;
2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления,
обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты районов,
городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных)
образований, на территориях которых указанные граждане проживают;
3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках
и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих
режим военного положения, и их должностных лиц;
4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником
оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем
жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями
и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;
5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для
нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой
государством стоимости указанного имущества.
Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного
положения
1. В период действия военного положения права организаций и их должностных
лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях
обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным
настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с
ним федеральными законами.
2. Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное
положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных
лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.
3. Организации в период действия военного положения обязаны:
1) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для
нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой
государством стоимости указанного имущества;
2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности
Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации
о военном положении
За нарушение положений настоящего Федерального конституционного закона,
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
по вопросам военного положения, а также за правонарушения, совершенные в период
действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 21. Отмена (прекращение действия) военного положения
1. Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях в соответствии с настоящим Федеральным конституционным
законом, отменяется указом Президента Российской Федерации после устранения
обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской
Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же
порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
2. В случае, указанном в пункте 7 статьи 4 настоящего Федерального конституционного
закона, военное положение прекращает свое действие.
3. С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные
правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают
свою силу или отменяются органами, их издавшими.
4. С момента отмены (прекращения действия) военного положения федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы военного управления в порядке, установленном Президентом
Российской Федерации, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения
режима военного положения.
Статья 22. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций
и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его
действия)
1. В случае введения военного положения на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях Президент Российской Федерации во исполнение
международных обязательств Российской Федерации принимает меры по уведомлению
Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств
- участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального
секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств
по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан.
2. Президент Российской Федерации принимает меры по уведомлению Генерального
секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств - участников
Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета
Европы о дате, с которой Российская Федерация прекращает указанное в пункте
1 настоящей статьи отступление в связи с отменой (прекращением действия) военного
положения.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного
закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
30 января 2002 г.
N 1-ФКЗ
НАЗАД Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»
(извлечения)
(от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ,
в ред. Федеральных конституционных законов
от 30.06.2003 № 2-ФКЗ 07.03.2005 № 1-ФКЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Чрезвычайное положение
1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
<…>
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
<…>
Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения
<…>
Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
<…>
Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения
1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток.
2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.
Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Глава III. Меры и временные ограничения,
применяемые в условиях чрезвычайного положения
Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
<…>
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
<…>
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
<…>
Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
<…>
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
<…>
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
<…>
Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
<…>
в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
<…>
е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
<…>
Глава IV. Силы и средства,
обеспечивающие режим чрезвычайного положения
<…>
Статья 18. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение
<…>
2. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:
<…>
з) оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
и) устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.
<…>
Глава V. Особое управление территорией,
на которой введено чрезвычайное положение
<…>
Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.
<…>
31 мая 1996 года № 61-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ
Принят
Государственной Думой
24 апреля 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
15 мая 1996 года
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 № 223-ФЗ,
от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ,
от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 04.04.2005 № 31-ФЗ,
от 26.12.2005 № 185-ФЗ, от 03.07.2006 № 96-ФЗ,
от 06.07.2006 № 105-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ,
от 19.06.2007 № 103-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ,
от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ,
от 09.04.2009 № 57-ФЗ, от 09.11.2009 № 252-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Раздел I. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ
Статья 1. Основы обороны
1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
5. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ)
6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)
7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по