Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальные гарантии военнослужащих и других гражданам в связи с выполнением воинской обязанности



Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Из указанного законодательного положения ясно прослеживается происхождение и целевое предназначение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством для военнослужащих: они предоставляются в связи с особым характером военной службы и предназначены компенсировать связанные с ней тяготы и лишения, опасность для жизни и здоровья.

В словарях понятие гарантиитрактуется как материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами[57]. Исходя из указанного определения, социальные гарантии представляют собой совокупность объективных и субъективных факторов, условий и средств, направленных на реализацию социальных прав военнослужащих. Ключевое место в системе социальных гарантий занимают правовые (юридические) гарантии, под которыми понимаются содержащиеся в нормах права средства и способы защиты социальных прав личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии)[58].

К основным гарантиям социальных прав военнослужащих относятся:

– наличие законодательства, юридически устанавливающего необходимый объем социальных прав, льгот и компенсаций военнослужащих;

– достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;

– законодательно закрепленная обязанность государственных органов, должностных лиц, командиров (начальников) обеспечивать реализацию социальных прав указанных категорий граждан;

– предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение социальных прав военнослужащих;

– наличие юридически закрепленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих.

Важнейшими формами отечественной системы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей являются льготы, компенсации и пособия.

С начала 21 века государством проводится последовательная политика по реформированию сложившейся системы социальной защиты различных категорий населения, включая военнослужащих. Основное содержание этих реформ составляет замена т.н. «натуральных» льгот соответствующими денежными выплатами. Ключевую роль в этом процессе сыграл Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. С его принятием существенно поменялась терминология социального законодательства. В частности, из Федерального закона «О статусе военнослужащих» практические полностью исключен термин «льготы» и заменен более общим понятием «социальные гарантии». К сожалению, в данном законе не содержится определений основных понятий и терминов, используемых в нем. Так, например, трудно понять, что подразумевает законодатель под понятием «социальная поддержка»; то, что раньше именовалось льготами, теперь именуется в одних законодательных актах «мерами социальной поддержки», в других – «мерами социальной помощи», в третьих – «социальными гарантиями». В чем состоит различие указанных понятий и что их объединяет – ответа на эти вопросы мы в законе не находим. Между тем, уяснение данных вопросов имеет не только теоретический интерес, но и важное практическое значение для определения основных приоритетов и перспектив развития системы социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Общие положения о льготах военнослужащим и другим гражданам

Под льготами военнослужащих понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением обязанностей военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей. Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных конституционных прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы[59].

Видный военный ученый-правовед Н.В.Артамонов, длительное время изучавший проблемы правового статуса военнослужащих, отмечает, что льготы (как установленные законом преимущества) обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, к числу которых, в частности, относятся: необходимость для военнослужащих постоянно поддерживать высокую боевую готовность и воинскую дисциплину; быть всегда готовым выступить на защиту Родины и мужественно защитить ее, не щадя своей жизни; частая, связанная с перемещениями по службе, смена места жительства; необходимость подолгу проживать в малообжитых, с тяжелыми климатическими условиями районах и др.[60]

Роль и место льгот в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей состоят в том, что льготы:

а) предоставляются указанным гражданам не всем поровну, в одинаковых размерах и количестве, а в строгой связи со степенью нуждаемости в дополнительной защите со стороны государства: с учетом особого характера их деятельности (например, риск для жизни и здоровья участников боевых действий); в силу объективных обстоятельств (инвалиды, семьи погибших военнослужащих, ветераны, малообеспеченные, многодетные семьи и т.п.); исходя из общепризнанных и официально закрепленных особых заслуг перед государством (Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны);

б) заключаются в предоставлении отдельным категориям военнослужащих определенных преимуществ перед другими военнослужащими (например, внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений) либо полное или частичное освобождение опять же отдельных категорий военнослужащих от некоторых обязанностей (например, от оплаты стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, от уплаты некоторых видов налогов, от оплаты жилья и коммунальных услуг);

в) различаются в объеме, характере и условиях их предоставления в зависимости от уровня социальной защиты со стороны государства тех или иных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

г) закрепляются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

Наиболее полно сущность, место и роль льгот в социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих выражаются в их функциях (от лат. funktio – исполнение, осуществление – деятельность, обязанность, работа, круг деятельности, внешнее проявление к.л. объекта в данной системе отношений; назначение, роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс[61]).

К числу основных функций социальных льгот относятся: 1) функция дополнительного материального обеспечения их получателей; 2) компенсационная; 3) регулятивная; 4) стимулирующая; 5) поощрительная; 6) психологическая. В указанных функциях наиболее ярко проявляются цели и задачи льготного правового регулирования, его юридическая природа и социальное назначение.

Рассмотрим названные функции льгот более подробно.

Функция льгот как источника дополнительного материального обеспечения их получателей заключается в том, многие льготы служат сугубо утилитарной цели: улучшить материальное положение отдельных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Это обусловлено тем, что при установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Данная функция характерна для льгот, которые обладают вполне реальным денежным эквивалентом. Пользование такими льготами дает субъекту вполне ощутимую экономию его личного бюджета на сумму, равную, например, стоимости единого месячного проездного билета на общественном транспорте, половинной стоимости платы за жилье и коммунальные услуги. В этом качестве льготы не столько увеличивают доходы гражданина, сколько уменьшают расходы его зарплаты, денежного довольствия, пенсии на оплату проезда, жилья и коммунальных услуг, санаторно-курортного лечения и т.д.

Именно эта функция социальных льгот поставлена законодателем во главу угла при осуществлении их замены соответствующими компенсационными выплатами. Однако данная функция присуща далеко не всем льготам. Так, например, практически невозможно выразить в деньгах стоимость таких льгот, как право отдельных категорий военнослужащих на первоочередное и внеочередное получение жилья, право на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения и др.

Компенсационная функция льгот призвана частично либо полностью компенсировать военнослужащим отчуждаемые у них некоторые права, а также ограничения, обусловленные особенностями военной службы. Реализуя компенсационную функцию, льготы предоставляются тем субъектам, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (инвалидность, достижение определенного возраста) или находятся в специфических условиях (прохождение военной службы в районах Крайнего Севера; выполнение задач в условиях контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации; прохождение службы на должностях летного или плавающего состава и др.)

Компенсационный характер социальных льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, находящихся в неравных условиях в силу как биологических, так и социальных причин. Принцип социальной справедливости требует установления определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. В этом смысле льгота – особое право, дополняющее имеющиеся у военнослужащего права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный, к примеру, вследствие заболевания, многодетности, особого характера служебных обязанностей по занимаемой должности, сочетания военной службы с обучением и т.д.

Важное замечание по поводу компенсационной функции льгот делает доктор юридических наук М.О.Буянова. Соглашаясь с общепринятым мнением, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенным лицам, имеющим в ней потребность, она уточняет, что льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если же компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (например, компенсация проезда в командировку военнослужащего, подъемное пособие при переводе к новому месту службы), то такая компенсация льготой не является[62].

Регулятивная функция льгот в военно-социальной политике вытекает из самой природы данного института: льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. В этом качестве льготы призваны компенсировать это неравенство, выполняя тем самым важную функцию урегулирования общественных отношений, т.к. создают указанным категориям граждан равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционного права на социальную защиту и социальное обеспечение. Льготы в определенной мере показывают приоритеты правового регулирования в сфере военно-социальной политики, государственной социальной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение тех или иных субъектов, значит государство уделяет данным субъектам особое внимание, оказывает им поддержку.

Таким образом, льготы можно рассматривать в качестве проводника той или иной политики государства, как важнейшее средство выражения предпочтений власти. «Установление льгот, – верно заметил Р.З.Лившиц, – типичный прием правового регулирования, средство правовой дифференциации. С помощью льгот законодатель выделяет положение той или иной группы граждан в определенной области общественных отношений»[63].

Стимулирующая функция льгот находит свое выражение в том, что помимо граждан, нуждающихся в силу объективных причин в дополнительной защите (инвалиды, больные, престарелые, многодетные т.п.), льготы устанавливаются также для тех субъектов, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом. Именно такой характер носят большинство льгот для военнослужащих. Создавая режим благоприятствования для осуществления их инициативной служебной деятельности, повышая уровень их позитивной активности, льготы являются важным юридическим средством, призванным содействовать проводимым реформам, способствующим повышению эффективности функционирования военной организации государства.

Льгота является особой разновидностью правовых стимулов, ибо она есть правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования[64]. Предоставляя гражданам юридически гарантированные возможности реализации их интересов в случае занятия социально полезной деятельностью (например, исполнением обязанностей военной службы), льготы тем самым заинтересовывают субъектов в этой деятельности, способствуют повышению престижа[65] военной службы. «Характер воздействия данного юридического средства заключается именно в добровольности, заинтересованности, свободе выбора. Лицо не обязывается, а побуждается к более высокой активности»[66].

Со стимулирующей функцией тесно связана поощрительная функция льгот. А.А.Гришковец справедливо отмечает, что «занимаясь любым видом деятельности, абсолютное большинство людей явно или неявно желает общественного признания ее результатов, то есть общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным, выделенным из общей массы возвышает человека как в собственных глазах, так и, что может быть еще важнее по его мнению, в глазах других людей. Вдвойне возвышает и приносит чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощряемого и окружающих едины в оценке признания его заслуг»[67].

Согласно законодательству, одним из оснований для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед государством и обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых мерах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания его заслуг перед обществом и государством. Например, льготы, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для ветеранов боевых действий являются своеобразной мерой поощрения заслуженного поведения, «сверхисполнения» указанными лицами своих обязанностей, достижения ими общепризнанного результата (продолжительная, успешная и добросовестная военная служба, участие в вооруженных конфликтах и т.д.). Одновременно льготы для указанных лиц призваны в какой-то мере компенсировать возникшие в результате этого негативные последствия (ухудшение состояния здоровья)[68].

Осуществляя рассмотренные выше функции, льготы одновременно несут специфическую социально-психологическую нагрузку. Так, они могут воплощать в себе некие своеобразные извинения, покаяние государства, например, перед семьями военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей или перед лицами, в свое время необоснованно репрессированными. В этом находит свое выражение психологическая функция льгот. Указанная функция проявляется также и в том, что установленные законом льготы для значительной части их получателей (прежде всего – для ветеранов) являются формой общественного и государственного признания их заслуг перед государством и обществом, т.е. содержат в себе достаточно весомую морально-психологическую составляющую. Эта сторона льгот закреплена законодательно: в преамбуле Федерального закона «О ветеранах» законодатель в качестве важнейших целей данного закона определил создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Многие ветераны, например, ветераны боевых действий в Чеченской Республике, это молодые, вполне трудоспособные люди и по данному формальному признаку не могут быть объектом государственного социального вспомоществования. Но эти люди прошли войну, с оружием в руках защищали целостность и государственный суверенитет России, рисковали своей жизнью и здоровьем. Законодательно установленные льготы и другие социальные гарантии важны для них не столько своей материальной составляющей (при всей ее важности), выраженной в рублях и копейках, а являются формой государственного признания их заслуг, носят почетный, вознаградительный характер, служат основой их высокой самооценки и оценки обществом. Психологическую функцию льгот перевести в денежную форму невозможно в принципе.

Льготы для военнослужащих и ветеранов выступают своего рода показателем, внешним атрибутом, отличительным признаком данной категории граждан. Перевод льгот в денежную форму уничтожает эту внешнюю атрибутику: получив вместо льгот деньги, ветеран теряет самоидентификацию своей личности, что он «не такой как все». Осознание того, что он, ветеран, инвалид, военнослужащий и т.д. должен «как все» становиться в кассу и покупать билет на транспорт, «как все» оплачивать в полном объеме жилье и коммунальные услуги, путевку в санаторий и т.д., неизбежно будет играть очень сильное деструктивное воздействие на психическое состояние указанных граждан. И даже если денег на оплату всех этих услуг у них будет вполне достаточно, на преодоление отрицательных психологических последствий реформирования льгот потребуются годы и десятилетия, поскольку речь идет о миллионах заслуженных людей, которым сложно одномоментно менять свои установки и жизненные привычки.

Система социальных льгот, установленная законодательством для военнослужащих, не является застывшей, раз и навсегда данной. Она находится в постоянной динамике, обусловленной, с одной стороны, изменениями социально-экономической ситуации в стране и экономических возможностей государства в реализации мер социальной защиты военнослужащих, а с другой стороны, – изменениями военно-политической обстановки, возникновением новых задач и приоритетов военного строительства.

Анализ военно-социального законодательства показывает, что за последние годы система льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей претерпела весьма существенные изменения. Комплекс государственных мер по реформированию системы льгот для указанных категорий граждан осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление состоит в установлении дополнительных льгот для участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и контртеррористических операций, проводимых в данном регионе с августа 1999 года. В данный период в нашей стране принято более трех десятков нормативных правовых актов различного уровня – от федеральных законов до ведомственных актов, устанавливающих льготный режим правового регулирования социальной защиты указанных категорий военнослужащих и членов их семей. К числу основных льгот, установленных для них, относятся: льготное исчисление выслуги лет на пенсию и для получения очередного воинского звания; льготы по обеспечению жилыми помещениями (внеочередной порядок обеспечения жильем семей погибших военнослужащих); внеконкурсное зачисление в гражданские образовательные учреждения и без вступительных экзаменов – в военные. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 158-ФЗ на указанных военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с 1 января 2004 г. распространены меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для ветеранов боевых действий. Эти и другие льготы носят комплексный характер, выполняя компенсационную, стимулирующую, поощрительную и другие функции.

Второе направление реформирования системы льгот заключается в переводе ряда льгот военнослужащих в форму денежных выплат. В решении данной задачи можно выделить два этапа:

на первом этапе в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ с 1 июля 2002 г. отменены такие значимые социальные льготы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, как оплата в размере 50 процентов занимаемой жилой площади и коммунальных услуг, а также установки и пользования телефоном и освобождение военнослужащих от уплаты налога на доходы физических лиц. В качестве компенсации отрицательных последствий отмены указанных льгот с 1 июля 2002 г. в 1,5 раза повышены должностные оклады военнослужащих, а с 1 января 2003 г. в 2,2 раза повышены оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями. Пропорционально указанному повышению окладов денежного довольствия военнослужащих возросли и размеры пенсий военных пенсионеров. Этим же законом льготы семей военнослужащих, потерявших кормильца, по оплате жилья и коммунальных услуг заменены правом на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов понесенных расходов на указанные цели;

на втором этапе в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. признаны утратившими силу правовые нормы о праве военнослужащих на бесплатный проезд на общественном транспорте внутригородского, местного и пригородного сообщений; о праве военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на бесплатное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства или садоводства; об освобождении военнослужащих от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц. Отмена указанных и некоторых других льгот компенсирована военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, повышением на 50 процентов размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Этим же законом ряд льгот, установленных для ветеранов боевых действий (льготы по уплате налогов, бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное лекарственное обеспечение и др.) заменен ежемесячной денежной выплатой в размере 1100 руб.

Третье направление нацелено на установление льготного правового регулирования перехода к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В рамках решения данной задачи принят Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 29-ФЗ, которым уточнен порядок предоставления льгот военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами и сержантами. В соответствии с данным Федеральным законом указанным категориям военнослужащих, заключившим контракты после 1 января 2004 г., льготы по санаторно-курортному лечению заменены ежегодной денежной компенсацией; установлено право военнослужащих (кроме офицеров), непрерывная военная служба по контракту которых составляет более трех лет, на внеконкурсное поступление и обучение в гражданских образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) формам обучения; указанным военнослужащим, заключившим контракт после 1 января 2004 г., и членам их семей право бесплатного проезда к месту проведения основного отпуска заменено выплатой соответствующей денежной компенсации.

Проведенный анализ правового института льгот и его места в отечественной правовой системе показывает, что, несмотря на повсеместное исключение термина «льготы» из военного законодательства, данный правовой институт остается важнейшим средством регулирования правоотношений в сфере государственной военно-социальной политики. К числу важнейших льгот, которые не подверглись и, в силу их правовой природы, не могут быть подвергнуты преобразованию в форму денежных выплат, относится льготное исчисление выслуги лет на пенсию, первоочередное, внеочередное и преимущественное право отдельных категорий военнослужащих на некоторые блага (например, на получение жилья, на приобретение путевки в санаторно-курортное учреждение, на установку квартирного телефона и др.), а также льготы по поступлению в образовательные учреждения (вне конкурса, без сдачи вступительных экзаменов и др.).

3. Содержание основных льгот, предоставляемых военнослужащим и их семьям

Рассмотрим основные льготы, установленные законодательством для военнослужащих, граждан, уволенным с военной службы и членов их семей.

1) льготы по медицинскому обеспечению.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, а также офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911.

Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей по медицинскому обеспечению распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, – участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2) льготы по санаторно-курортному лечению.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством определены иные условия оплаты. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, воспитанники образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.

3) льготы по получению образования.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 78 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 176, на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «б» – «г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»[69], имеют право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовку к вступительным испытаниям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования. Те из них, кто поступает в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах. Порядок выдачи рекомендаций регулируется Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. № 20.

Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

а) бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию – на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;

в) внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;

г) поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов:

– на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – окончившие средние военные образовательные учреждения;

– на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – с образованием не ниже основного общего образования;

– на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;

– на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Такое же право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более.

Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема. Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.

Детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей военнослужащих в образовательных учреждениях дошкольного образования и платой, взимаемой с родителей в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возмещается военнослужащим за счет средств Минобороны России.

Дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования – преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для поступающих требованиям.

В соответствии с ст. 16 Закона РФ «Об образовании» участники боевых действий и инвалиды боевых действий пользуются правом внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Данное право закреплено также в п. 41 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 24 июля 2006 г. № 280.

В соответствии с п. 4 Инструкции по организации и проведению приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 января 2001 г. № 25, дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах вооруженных конфликтов, зачисляются в указанные учебные заведения вне конкурса при условии положительной сдачи ими вступительных экзаменов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.