Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей



Одной из важнейших форм социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения. Помимо социального обеспечения социальная защита включает систему социальных гарантий, социальные льготы и компенсации и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности указанных категорий граждан и военной организации государства в целом.

Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, а также за счет средств федерального бюджета в случаях и на условиях, установленных законодательством.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно появляется в его функциях.

К числу функций социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция – заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам;

2) политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения;

3) демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны;

4) социально-реабилитационная функция социального обеспечения направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Необходимость и возможность рассмотрения права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих задач. Присущие ей дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают армию в особый общественно-государственный институт, в «сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью»[72].

Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства – в силу ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 37 (ч. 1 – 3), 39 (ч. 1 и 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. «в», «м», «т») Конституции РФ – гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.

Отличительными особенностями социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являются:

во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве – законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль;

во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;

в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;

в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;

в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов пособий и компенсационных выплат, присущих только указанным категориям граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим и др.).

Содержание социального обеспечения.

 

Наиболее распространенным и социально значимым видом социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей является пенсия, под которой понимается ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет средств федерального бюджета в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим определенного возраста либо имеющим определенную выслугу лет, инвалидам, семьям, потерявшим кормильца. разновидностями пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим являются пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Важное место в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, принадлежит пособиям, под которыми понимаются краткосрочные или единовременные выплаты, назначаемые за счет государственных средств в целях временного замещения утраченного заработка (дохода) в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки, как правило, в твердых размерах. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного заработка (например, пособия супругам военнослужащих, вынужденных не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту прохождения службы), другие – с целью социальной поддержки в случае наступления определенных жизненных обстоятельств (например, подъемное пособие при перемене места службы, единовременное пособие в случае гибели военнослужащего и др.).

Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия подразделяются на единовременные, ежемесячные и периодические.

Одним из самых важных видов социального обеспечения граждан Российской Федерации является, безусловно, пенсионное обеспечение, устанавливаемое законами и гарантируемое ст. 39 Конституции РФ.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, а пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву, и их семей – Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по контракту, членов их семей и членов семей пенсионеров из числа указанных граждан в зависимости от последнего места военной службы гражданина, проходившего военную службу по контракту, осуществляется Минобороны России, МВД России и ФСБ России. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву, и их семей осуществляется органами социальной защиты по месту жительства указанных граждан.

Основаниями, определяющими право на тот или иной вид пенсии, являются:

а) за выслугу лет – увольнение гражданина с военной службы в запас или в отставку, наличие определенной выслуги либо выслуги с учетом трудового стажа;

б) по инвалидности – инвалидность гражданина, уволенного с военной службы в запас или в отставку;

в) по случаю потери кормильца – смерть (умер, погиб, пропал без вести, признан безвестно отсутствующим) гражданина (кормильца) в период прохождения военной службы либо после того, как гражданин, уволенный с военной службы, уже получал пенсию в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

Выплата пенсий гражданам, проходившим военную службу, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 217 Налогового кодекса РФ пенсии, назначаемые и выплачиваемые федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, не подлежат обложению налогами.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и п. 9 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включаются:

1) уволенным с военной службы гражданам:

– оклад по последней штатной воинской должности;

– оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения;

– процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов;

– месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.

Имеется принципиальное решение о том, что с 1 декабря 2007 г. компенсация взамен продовольственного пайка в размере 608 руб. 33 коп.;

2) уволенным с военной службы офицерам, ранее переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, – оклад по штатной должности, занимаемой до указанного перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. В таком же порядке определяется денежное довольствие при исчислении пенсий уволенным с военной службы офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, ранее переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет;

Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» для лиц, проходивших военную службу по контракту, установлены две разновидности пенсий за выслугу лет:

1) пенсия за выслугу 20 лет и более;

2) пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа.

Согласно конституционно-правовому смыслу понятия «пенсия за выслугу лет» указанный вид пенсии в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе, когда гражданин уже не отвечает повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим военную службу[73].

В ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» указаны условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с этой статьей право на ту или иную разновидность пенсии за выслугу лет имеют:

а) граждане, уволенные с военной службы, имеющие на день увольнения выслугу на военной службе, службе в правоохранительных органах[74] 20 лет и более, независимо от возраста на день увольнения, времени и причины увольнения;

б) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие на этот день общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и служба в правоохранительных органах.

Пенсия за выслугу лет назначается в следующих размерах:

– уволенным с военной службы гражданам, имеющим выслугу на военной службе, на службе в правоохранительных органах 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка; за каждый год выслуги сверх 20 лет – 3 процента соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, но всего не более 85 процентов этой суммы;

– уволенным с военной службы гражданам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, служба в правоохранительных органах: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка; за каждый год стажа сверх 25 лет – 1 процент указанной суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка.

Другой разновидностью пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим, является пенсия по инвалидности[75]. Согласно ст. 19 и 20 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» право на пенсию по инвалидности имеют уволенные с военной службы граждане, признанные учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или во время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины.

Инвалиды из числа граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Пенсия по инвалидности инвалидам вследствие военной травмы назначается в следующих размерах:

а) по инвалидности I и II групп – 85 процентов соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка;

б) по инвалидности III группы – 50 процентов соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка.

Пенсия по инвалидности инвалидам вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, назначается в следующих размерах:

а) по инвалидности I и II групп – 75 процентов соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка;

б) по инвалидности III группы – 30 процентов соответствующей суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:

1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени (I группа инвалидности), – 300 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[76];

– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (II группа инвалидности), – 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группа инвалидности), – 175 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени (I группа инвалидности), – 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (II группа инвалидности), – 200 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

– инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группа инвалидности), – 150 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Таким образом, размер пенсии по инвалидности военнослужащих по призыву дифференцируется в зависимости от причины инвалидности и ее тяжести. Последняя определяется степенью утраты трудоспособности (до 1 января 2004 г. – также группой инвалидности). Размер пенсии устанавливается в твердой сумме и зависит от величины базовой части трудовой пенсии

Право на пенсию по случаю потери кормильца семьи умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, приобретают при наличии условий, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 и 28 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсия по случаю потери кормильца назначается:

а) нетрудоспособным членам семьи гражданина, проходившего военную службу, состоявшим на его иждивении, если кормилец умер (погиб, пропал без вести, признан безвестно отсутствующим) в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 г.) или во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), а также если кормилец был уволен с военной службы в связи с необоснованным осуждением к лишению свободы и умер в местах лишения свободы, но впоследствии реабилитирован посмертно;

б) нетрудоспособным членам семьи пенсионера из числа граждан, проходивших военную службу, состоявшим на его иждивении, если кормилец умер (погиб, признан безвестно отсутствующим) в период получения пенсии от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или не позднее пяти лет после прекращения выплаты этой пенсии либо позднее этого срока, но вследствие причин, указанных выше, а также если кормилец был уволен с военной службы в связи с необоснованным осуждением к лишению свободы и умер в местах лишения свободы, но впоследствии реабилитирован посмертно.

Члены семьи умершего гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они соответствуют одновременно следующим критериям, установленным в ст. 29 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»:

1) являются детьми, братьями, сестрами, внуками, отцом, матерью, супругой (супругом), дедом или бабушкой умершего кормильца;

2) являются нетрудоспособными;

3) признаны состоявшими на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, перед его смертью. В определенных случаях пенсия по случаю потери кормильца может назначаться членам семьи умершего кормильца независимо от нахождения на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы.

Согласно ст. 36 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

а) семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, – 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям лиц, умерши вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, – 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего – 200 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего – 150 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Наряду с пенсиями важное место в системе социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. и членов их семей принадлежит пособиям.

Действующим военным законодательством предусмотрены следующие разновидности пособий для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

1) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей.

Выплата указанного пособия предусмотрена ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 231 и приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 1999 г. № 171.

Условиями выплаты пособия являются:

а) отсутствие возможности трудоустройства супругов военнослужащих;

– признание их в установленном порядке безработными;

– неполучение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;

б) наличие заключения учреждения здравоохранения о том, что дети до достижения возраста восемнадцати лет нуждаются в постороннем уходе.

Размер пособия составляет 100 рублей. В местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов. Пособие выплачивается за счет средств Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

2) единовременное пособие при увольнении с военной службы.

Выплата данного пособия предусмотрена п. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941.

Единовременное пособие выплачивается при общей продолжительности военной службы:

– менее 10 лет – в размере 5 окладов денежного содержания;

– от 10 до 15 лет – в размере 10 окладов денежного содержания;

– от 15 до 20 лет – в размере 15 окладов денежного содержания;

– 20 лет и более – в размере 20 окладов денежного содержания.

Военнослужащим, уволенным по другим основаниям, единовременное пособие выплачивается в размере 40 процентов от указанных выше сумм. Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

Военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, в связи с назначением наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, в связи с лишением воинского звания, а также в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования (образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования) за неуспеваемость или недисциплинированность, единовременное пособие, не выплачивается. Не подлежит выплате единовременное пособие также военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу РФ, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное одному окладу денежного содержания, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 5 оклада денежного содержания;

3) социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без права на пенсию предусмотрено п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, согласно которым военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере:

– при общей продолжительности военной службы 15 лет – 40 процентов суммы оклада денежного содержания;

– за каждый год свыше 15 лет – 3 процентов суммы оклада денежного содержания.

Военнослужащим, уволенным с военной службы по указанным выше основаниям без права на пенсию и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию;

4) пособие на погребение и единовременное пособие в случае смерти военного пенсионера;

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 установлено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, подлежит выплате пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Указанное пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или произведенные расходы не подтверждены соответствующими документами либо была произведена оплата ритуальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 460.

Согласно указанному постановлению оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 8 000 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 10 000 рублей.

Кроме того, указанным постановлением установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств Минобороны России:

– погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, – до 11 000 рублей;

– погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, а также пенсионерам из их числа – до 15 000 рублей;

5) выплата на первоначальное обзаведение хозяйством в виде единовременного пособия производится военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, на обзаведение имуществом первой необходимости в размере до 12 окладов денежного содержания в одном из следующих случаев:

– в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания;

– в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими, проходящими службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу по контракту, первого контракта о прохождении военной службы на срок 5 лет и более;

– в течение 3 месяцев со дня заключения первого брака.

При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы, в связи с лишением их воинского звания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, невыполнением ими условий контракта, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока, выплата подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена указанная выплата, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения.

Порядок осуществления указанной выплаты определен постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 796 и Инструкцией о размерах и порядке выплаты в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 31 декабря 2004 г. № 460;

6) пособие детям военнослужащих, погибших (пропавших без вести) при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Согласно постановлениям Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 936 и от 11 октября 2001 г. № 712 детям военнослужащих погибших (пропавших без вести) при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. и в контртеррористических операциях, проводимых с августа 1999 г. в Северо-Кавказском регионе, установлена ежемесячная выплата пособия в размере 650 рублей до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства – независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения – до окончания обучения;

7) подъемное пособие военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части (подразделения) в размере двух окладов денежного содержания.

Подъемное пособие на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего, или в близлежащие от указанного места населенные пункты, либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты, выплачивается: на супругу (супруга) – в размере одного оклада денежного содержания, на других членов семьи – в размере половины оклада денежного содержания.

Порядок выплаты и размеры указанного пособия определены Порядком выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2007 г. № 200;

8) выходное пособие супругам военнослужащих в случае расторжения ими трудового договора в связи с переводом супруга – военнослужащего на новое место военной службы в другую местность.

Постановлением Правительства «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР» от 5 ноября 1991 г. № 585 и приказом Министра обороны РФ от 11 июля 2002 г. № 265 предусмотрена выплата женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР.

11) пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.

Порядок предоставления указанных пособий регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 870. Согласно данным Правилам пособие выплачивается на детей школьного возраста (до 15 лет включительно) ежегодно перед проведением летнего оздоровительного отдыха по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии по инвалидности родителем, ставшим инвалидом, независимо от предоставления путевок в детские оздоровительные учреждения.

Размер пособия устанавливается ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда обязательного социального страхования и соответствует размеру оплаты стоимости путевок для детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия с продолжительностью пребывания 24 дня.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда обязательного социального страхования на 2005 год» размер данной компенсации составляет до 500 рублей на одного ребенка в сутки, т.е. за 24 дня размер пособия составляет до 12 000 руб.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.