Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные буржуазные реформы Александра II и их значение



В 1860-70-е годы были проведены следующие реформы:

Крестьянская реформа и отмена крепостного права.Крестьян­ская реформа проводилась в несколько этапов:

1-й этап - 1861 год. Отмена крепостного права. Была решена судьба помещичьих крестьян.

2-й этап — начался в июне 1863 года. Была решена участь удельных крестьян. Царская земля передава­лась в собственность общины.

3-й этап — реформа гос. крестьян. Гос. крестьяне получили земли больше, чем помещичьи крестьяне. Крестьянская реформа сохра­няла общину.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и законодательные акты об отмене крепостного права.

Суть реформы:крестьяне стали лично свободны, перестали быть собственностью помещика. Теперь крестьяне могли покупать землю, за­ключать сделки. Крестьяне получили личную свободу с маленьким участком земли за выкуп. До тех пор, пока крестьянин не выкупит свой надел, он оставался «временнообязанным» - отбывал барщину и платил оброк.

Через 20 лет после отмены крепостного права выкупить землю у помещиков.Но прав-во запла­тило помещикам только 80% выкупной суммы. 20% от выкупной суммы крестьяне должны были выплачивать помещикам сами. Теперь крестья­не должны были выплачивать «выкупные платежи» государству в течение 49 лет. Выкуп­ные платежи были отменены в 1907 году (в ходе революции).

Финансовая реформа.Она упрочила экономику страны.

Земская реформа.Это был шаг к европеизации страны. Земства занимались решением социальных вопросов. Существовали за счет налогов.

Городская реформасоздала городское самоуправление: городскую Думу и управу, решавшие коммунальные вопросы.

Судебная реформа.создавались суд мировой и суд коронный - они подчинялись Сенату. Мировой суд разбирал мелкие дела. Более серьезные дела разбирались в Корон­ном суде. Решения этих органов могли быть обжалованы в Сена­те. Новые суды были гласными. Появились прокурор и адвокат.

Военная реформа (1874 г.).На службу при­зывались с 20 лет без различия сословий. В сухопутных войсках стали служить 6 лет, на флоте - 7 лет. Россия была разделена на 15 военных округов. Было проведе­но перевооружение армии.

Реформы просвещения.Был введен демократический универси­тетский устав, провозгласивший автономию университетов. Расширялась сеть школ. Начали открываться женские гимна­зии, появились высшие женские курсы.

Реформа печати, ослаблена цензура.

Общество ждало Конституцию, но царь медлил.

1 марта 1881 года Конституция Лорис-Меликова была подписана Александром II.Александр II погиб в результате тер-кого акта. Александр III, очень огорченный смертью отца, не разрешил печатать конституцию и не разрешил создать парламент.
15.Внутренняя политикаАлександра I (1801-1825)

Внутреннюю политику Александра I можно разделить на два пе­риода:

Iпериод -1801-1812 гг. - период реформ.

IIпериод - 1812-1825 гг. - период реакции, получивший название «аракчеевщина».

I период.Появилась серия указов: восстановлена Жалованная грамота дворянству и подтверждены
все привилегии дворянства; объявлялась амнистия политическим ссыльным; разрешен свободный выезд за границу; разрешен ввоз иностранных книг; были восстановлены старые названия полков и возвращена рус­ская униформа.

Из молодых друзей императора был создан «негласный комитет»: В него вошли князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Стро­ганов, В. П. Кочубей. Они помогали проводить реформы. Комитет про­существовал до 1805 г. О его заседаниях известно из дневников, которые вел Строганов. М. М. Сперанский назначен статс-секретарем («пра­вая рука» царя). Он подготовил проект конституционных преоб­разований самодержавного строя. Сперанский был против крепостного права. Он предлагал ввести в закон понятие гражданских и политических прав. Граж­данскими правами (свобода личности) должны обладать все ка­тегории населения: дворяне, средние слои, народ рабочий (кре­постные крестьяне, слуги и др.). Политическими правами, т.е.возможностью участия в управлении должны обладать дворяне и средние слои; предлагал разделить власть: на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Законодательная - в Государственной Думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате.

Реформы затронули вопросы образования. Создано Министерство просвещения, страну разделили на учебные округа. Помимо Московско­го университета появилось еще 5 (в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Дерите). Был открыт Царско-сельский лицей - привилегированное учеб­ное заведение. Он приравнивался к университету.

Центральной проблемой было крепостное право. По решению данной проблемы были сделаны некоторые шаги: в газетах запретили публиковать объявления о продаже крестьян; была ограничена продажа крестьян на ярмарках;

в 1803 году вышел Указ о вольных хлебопашцах, о выходе на свободу крестьян по обоюдному согласию с помещиком (за выкуп). Всего выкупилось 0,5 процента крепостных (50 тысяч душ мужского пола с семьями);было отменено крепостное право в Прибалтике.Для чиновников царя Сперанский оказался неугоден и, в 1812 году был сослан в ссылку.

II периодМесто Сперанского занял А. А. Аракчеев. После войны с Наполеоном начинается реакционный период внутренней политики, получивший название «аракчеевщина».Сам Александр I был религиоз­ным человеком, и все больше отдалялся от государственных дел.

Аракчеевщина - система мер по сохранению феодализма, которая характеризуется палочной дисциплиной в армии, подавле-рократического недовольства, значительным увеличением бю-бюрократического аппарата.В 1821 году подверглись разгрому Казанский Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и недовольных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. В 1822 году последовал указ о запрещении тай-ных организаций и масонских лож.

Была проведена военная реформа. С 1816 г. треть армии была пе­реведена на военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты — на севе­ро-западе. В поселениях все взрослые мужчины несли воен. службу и одновременно исполняли с/х работы. Поселяне-хо­зяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали про­довольствием армию.

В поселениях работали госпитали и школы. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение. Служба, работа и быт - все происходило в казармен­ном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы. Браки заключались тоже с разрешения начальства. Военной дисциплине были подчинены не только мужчины, но и женщины. Дети с 7 лет зачислялись в школу канто­нистов, где воспитывались унтер-офицером и обучались грамоте, закону Божию, началам арифметики и ремеслам. Военные поселенцы относи­лись к системе с ненавистью, так как это была неволя - хуже крепостного права. В военных поселениях бывали восстания.Система военных поселений про­существовала до 1857 года и была отменена Александром II. У Александра I не было детей и, завещание оставил на своего предпоследнего брата - Николая I.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.