Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самоидентификация и самореализация человека. Представление о человеке в различных культурах. Проблема подлинности человеческого существования. Смысл жизни человека.



Самоидентификация представляется нам специально организованной субъектом деятельностью, целью которой (не всегда четко определенной) является отождествление личности с самой собой на основании самосознания, самопринятия, установившейся эмоциональной связи с самой собой. При этом речь идет не просто об «интегрирование себя в себе», не просто о формировании Я-Концепции, а о формировании представлений личности о себе, как о Ценности, достойной любви, уважения, заботы, в первую очередь, за счет осознания собственной уникальности. Самоидентификация связана с процессом распредмечивания «мира человека» (распредмечивание, по Д.А.Леонтьеву, выступает предпосылкой самореализации); речь при этом идет не о неких предметах объективного мира, а о психологических структурах. Это связано с активизацией и интенсивным развитием механизмов рефлексии. Процессу самоидентификации сензитивен подростковый возраст, т.к. именно в этот период вопросы самопознания, обеспеченные способностью обращения к своему внутреннему миру приобретают особую значимость.

В итоге осуществления деятельности самоидентификации человек становится обладателем развитых механизмов рефлексии, позитивной Я-Концепцией, которую можно частично операционализировать через личностную направленность, которая в этот период в идеале должна быть представлена гуманистическим типом с индивидуалистической акцентуацией, при котором отношение личности к себе и другому, обществу является позитивным. Но все же в «спорных» ситуациях человек склонен отдавать предпочтение своим интересам, потребностям, желаниям.

Самореализация. Таким образом, включаясь и осваивая описанные виды деятельности: самоидентификация, саморазвитие, самоактуализация, - человек становится способным к осуществлению деятельности высшего уровня (требующего определенного уровня развития личности, а также владения определенными видами деятельности как инструментами) - самореализации. Самореализация - специально организованная субъектом деятельность, целью которой является воплощение им своего субъективно ощущаемого предназначения, а также результат этой деятельности. Инструментальной стороной деятельности, ее механизмом является опредмечивание человеком его сущностных сил.

Мотивом этой деятельности выступает стремление продолжить свое бытие как личности в других людях, транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения (культурализация), а также через непосредственно производимые изменения в других людях (персонализация) (Д.А.Леонтьев). Возможности для включения в эту деятельность имеются только у взрослого человека, но для того, чтобы эти потенциальные возможности стали реальностью, необходимо, чтобы, начиная с подросткового возраста, человек был включен в соответствующие виды деятельности. Таким образом, выстроив их «хронологическую» последовательность, мы можем проанализировать процесс становления самореализующейся личности (с выделением условий, способствующих ее эффективности, критериев достижения целей) – то, что еще А.Маслоу обозначил как одну из самых серьезных проблем, требующих специального рассмотрения и проработки.

 

Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке.
Античность: Сократ. В античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.

 

Христианство: Иисус Христос. Наполеон говорил, что всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Итак, совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом.

Новое время: Фауст. В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь.

ХХ век: Сизиф. Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".

 

Эрих Фромм утверждал, что способность любить – критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования.

В аксиологическом пространстве неклассической философии, заданном во многом ценностями экзистенциализма, феномен игры трактуется в контексте осмысления проблемы подлинности индивидуального человеческого бытия (И. как форма существования человеческой свободы у Сартра). Согласно позиции Р.Кайюа ("Игры и люди", 1958), именно открытость И. в мир возможного обеспечивает человеку играющему возможность выхода за пределы наличной самотождественности, обретения иной (но не ролевой, а имманентной, но до поры не проявленной) самости

Сартр един с другими экзистенциалистами в том, что жизнь человека, организованная в соответствии с рациональным смыслом и научной истиной, является "неподлинным бытием". Подлинность" человеческое существование обретает только тогда, когда мы игнорируем причинно-следственные связи, и сутью наших действий становится только свобода.

Религиозныеучения утверждают, что жизнь на Земле – очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную жизнь, ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни".

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать, значит тебя не будет, не будет никаких переживаний, ни каких страстей. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то " и "во имя чего-то". Безрелигиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире.

 

Вопрос 42:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.